
Фото: ZEKERIYA SEN/Unsplash
Стамбул — город, связующий Европу и Азию. Таковым он задумывался с самого начала своего существования — в те времена, когда именовался ещё Константинополем. Святой император Константин Великий специально расположил город на европейском и азиатском берегах пролива Босфор. Тем самым он показал, что власть его государства простирается на оба континента. В течение своей истории Константинополь-Стамбул был столицей сразу двух империй. Сначала Византийской, затем Турецкой. Особую роль сыграл город и для нашего народа.
Когда случилась революция 1917 года, в Стамбул уехали офицеры «белой» армии, и многие из тех, кто не принял советской власти. Кто-то из эмигрантов продолжил свой путь дальше, кто-то в Стамбуле остался жить навсегда. Русские, вынужденно оказавшиеся за границей, не мыслили своего существования без храма. В каких-то странах церкви им приходилось строить с нуля. В Турции ситуация была иной.
Несмотря на притеснение христиан, в этой стране сохранился древний Константинопольский Патриархат. Но службы в его храмах совершались и совершаются на греческом языке, потому что и Константинопольский Патриарх, и священники в большинстве своем — греки.
Русские эмигранты всей душой хотели молиться на церковнославянском языке. Собрав деньги, они приобрели в 20-е годы здание в стамбульском районе Каракёй. На крыше приобретенного здания русские эмигранты построили мансарду, в которой разместили храм. Подходящего помещения внутри здания не нашлось. Сверху мансарду-храм венчает купол с крестом. Храм был освящен во имя апостола Андрея Первозванного.
Ежегодно 13 декабря, в день памяти апостола, в русском храме на богослужение собираются русские, греки, а также православные стамбульцы иных национальностей. Служба совершается на нескольких языках, как минимум - на греческом и церковнославянском. Некоторые молитвословия звучат на славянском, некоторые на греческом. Если на Литургию приходят болгарские или грузинские священники, то они произносят молитвенные прошения на своем языке. Всего в храме в этот день обычно присутствует несколько десятков человек. По окончании богослужения устраивается праздничная трапеза, на которую приглашаются все, кто был на службе. Никаких изысканных блюд на столах нет. Обычно всё очень скромно. Но главное не это. А то, что православные стамбульцы стараются держаться вместе. В праздник святого Андрея Первозванного особенно хорошо видно единство православной диаспоры Стамбула, объединяющей людей разных национальностей.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема