
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 48 зач., XXV, 13-19.
13 Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста.
14 И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах, 15 на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его.
16 Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения.
17 Когда же они пришли сюда, то, без всякого отлагательства, на другой же день сел я на судейское место и повелел привести того человека.
18 Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал; 19 но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
В сегодняшнем чтении воедино сходятся несколько пластов. Здесь и прибытие царя Агриппы в Кесарию, и заинтересованность Феста в разборе непонятного дела апостола Павла, и недоумение по поводу каких-то богословских споров между иудеями — ради которых они готовы даже на убийство. Всё это с точки зрения римских властей — какое-то полное безумие: да какая разница во что и как веровать? Для римлянина — богов — много, религий — много, выбирай, что твоему роду ближе, главное, выполняй свои обязанности и не переступай закон! Предавать смерти человека из-за каких-то вероучительных разногласий — для них выглядит откровенным безумием. Ведь Римская империя потому и стала Великой, что спокойно и толерантно относилась к духовным традициям покорённых народов, не пытаясь их искоренять — если только они не становились причиной политического протеста.
Точка зрения иудеев — прямо противоположная. Есть только Один истинный Бог — Который открыл Себя Моисею, даровал скрижали Завета, вывел евреев из египетского плена и проявлял Себя в различных чудесах и знамениях. Другого Бога — или богов — не существует. Точнее, есть различные духовные силы, но все они относятся к категории тёмных, демонических сил. Всё, что за пределами иудаизма — скверна, мерзость, бесовщина. Только иудеи — «законные дети» отцов веры — Авраама, Исаака, Иакова — и поэтому только они — наследники Божественных обетований. В каком-то смысле только иудеи — «полноценные люди», потому что «знают истинного Бога», а все остальные — второй сорт, гои, «нелюди». Это — фундамент, только на котором и можно стоять.
То Божественное свидетельство о Себе, которое принёс в мир Иисус Христос — которым так вдохновился апостол Павел — радикальным образом отличается от иудейской исключительности. «Бог — говорит Иисус, — может из бездушных камней создать Себе детей — так что нет смысла кичиться вашим происхождением!» И не на печать обрезания смотрит Бог в первую очередь — а в человеческое сердце, чем оно живёт.
Но такая проповедь — с точки зрения иудаизма — это подрыв основ. Если допустить, что Бог любит не только иудеев — лишиться своего духовного превосходства, стать наравне с остальными! Если Тот же Самый Бог, Который открылся иудеям — тоже открывал Себя и другим народам, иными способами — через искусство, философию, красоту мироздания — тогда все равны и никаких «духовных преференций» уже не существует!
Христианство отказалось от иудейского эксклюзивизма и не побоялось с уважением отнестись к духовным традициям языческих народов, постепенно наполняя их христианским содержанием. Христиане отказались маркировать всех по иудейскому принципу «наши — не наши». Потому что все — Божьи. И поэтому под лучами Евангелия бутоны множества народов раскрылись в дивный цветник христианской культуры.
Но и нам сегодня нельзя забывать о том, что прежде чем видеть в другом человеке «религиозного врага», хорошо бы с уважением поискать хоть какую-то святыню в его душе — потому что, быть может, пристально вглядевшись в неё, мы с удивлением обнаружим в этой святыни отражение одного и Того же Господа Бога!
31 октября. О хождении во Христе

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём».
О хождении во Христе — священник Николай Дубинин.
В послании к колоссянам апостол Павел призывает: «Как вы приняли Христа, так и ходите в Нём». Что это значит? Это означает, что те заветы, которые мы принимаем во время крещения, те обеты и обещания Богу чистой совести и праведной жизни, мы должны исполнять неукоснительно.
Ведь стоит признаться, что по прошествии многих лет воцерковленной жизни мы иногда расслабляемся, и духовная жизнь ослабевает, кто-то начинает нарушать обеты, данные при крещении. И вот апостол Павел здесь нам подсказывает, что как вы приняли, как вы чувствовали ту благодать, ту радость и какая решимость, главное, была у вас начать христианскую жизнь, в этом и оставайтесь.
Не позволяйте себе лениться или впадать в малодушие или в маловерие. Очень ценный совет для всех нас, особенно для воцерковленных людей, чтобы мы всегда были в некоем духовном бодрствовании.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 октября. О почитании Апостола и евангелиста Луки

Сегодня 31 октября. День памяти Апостола и евангелиста Луки.
О его почитании — протоиерей Максим Горожанкин.
Святой апостол и евангелист Лука — это очень интересная личность, это и врач, это и иконописец, это и церковный историк. Когда мы прикасаемся к письменному наследию апостола Луки, мы берём в руки его Евангелие и продолжение этого Евангелия — книгу Деяний святых апостолов.
И промыслительно то, что книга Деяний не заканчивается. У этой книги как бы нет окончания, как обычно бывает окончание у всех других книг Священного Писания Нового Завета, и многие из них заканчиваются словом «Аминь». А вот книга Деяний святых апостолов, она не заканчивается. И это говорит нам о том, что мы, современные христиане, продолжаем дело святых апостолов. И святого апостола Луки в том числе.
Каждый из нас, верующих людей, по-своему пишет историю Христианской Церкви своей жизнью, своими добродетелями или прегрешениями. И дай Господь, чтобы добродетелей в нашей жизни было больше молитвенным представительством святого апостола и евангелиста Луки.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 октября. О спасении души в условиях городской жизни
 
                                    
Сегодня 31 октября. Всемирный день городов.
О спасении души в условиях городской жизни — священник Николай Конюхов.
Люди религиозные первоначально сторонились от городов, то есть, если вспомнить времена Каина и Авеля, то мы вспомним, что именно каиниты стали основывать первые города, а сифиты (это сыны Божии, потомки как раз того, кто остался верен истинному Богу), то они как-то сторонились, старались жить на вольных пространствах. Тем не менее, со временем и в городах появилось вот это богопочитание, и стали строиться церкви.
И вот в наше время мы в большинстве случаев живём как раз именно в полисах, причем достаточно больших. И единственное, что тут важно, — не потерять в суете городской жизни, где всё вроде бы завязано на то, чтобы сэкономить наше время, но времени никогда не хватает, потому что нужно туда съездить, это оплатить, посетить мероприятия и так далее. И люди жалуются, что в суете городской жизни у них не хватает времени на Бога.
И когда я, кстати, приезжаю куда-нибудь в маленькие города или в деревню, особенно, там время совершенно по-другому течёт. И люди и разговаривают медленнее, и богослужение... Я вот приехал недавно к своему сельскому батюшке знакомому. Служба идёт медленнее, читают спокойнее, поют тоже спокойнее, потому что как-то вот люди не спешат.
И мы можем вроде всё успеть, все дела, какие запланировали выполнить, но потерять самое главное. Вот этот мирный дух, который имеет человек, примирённый с Богом, с ближними и с собой.
И поэтому, чтобы самому не потеряться в этом городе, огромном и шумящем, не потерять самого себя, нужно всегда не забывать уделить время своему Создателю.
Все выпуски программы Актуальная тема



 
 



