Деяния святых апостолов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

* Поделиться
Апостолы

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632

Деян., 28 зач., XI, 19-26, 29-30.

19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.

20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.

21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.

23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.

25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.

26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.

29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, 30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

Комментирует священник Антоний Борисов.

Комментирует священник Антоний Борисов.

29 августа 1952 года на концерте классической музыки в американском Вудстоке впервые было исполнено произведение композитора Джона Кейджа «4′33». Выступление, надо сказать, вызвало большое непонимание со стороны публики. Еще бы — пианист, сев за рояль, за 4 минуты и 33 секунды так и не сыграл ни одной ноты! Как оказалось, «4′33» — это временной отрезок молчания, которое не мешает окружающему миру исполнять свою собственную музыку. Задумку Кейджа сильно критиковали. Композитора обвиняли в том, что подобное, так сказать, «произведение» способен сочинить каждый. Кейдж разводил руками и отвечал: «Почему же до меня такого никто не сочинил?» Впоследствии исполнять «4′33» стало популярным на открытых музыкальных площадках. Слушатели, уже зная что их ожидает, замолкают и вслушиваются в окружающую их реальность: пение птиц, шум города или дыхание соседей. У человека появляется возможность на 4 минуты и 33 секунды как бы внутренне остановиться и с уважением отнестись к тишине.

Сегодняшнее чтение из книги Деяний святых апостолов тоже посвящено теме тишины. Тишины во многом вынужденной. После события Пятидесятницы, когда апостолам, а через них иным ученикам Христа была дарована благодать Святого Духа, Церковь находилась в состоянии торжества. Христос вознесся на Небо, но вместо Него пришёл обещанный им Утешитель. Христиане получили возможность говорить на иных языках, пророчествовать о будущем, храбро проповедовать не только иудеям, но и язычникам. Противники Церкви, как тогда казалось, были побеждены. Апостолов пытались допрашивать, призывали молчать, но безрезультатно. Вчитываясь в строки книги Деяний, мы явным образом ощущаем то первоначальное чувство триумфа. Но вдруг всё обрывается — старшего из семи диаконов, Стефана, побивают камнями. И в древней Церкви воцаряется тишина. Это тишина переживания осмысления — как быть дальше, что делать теперь? За казнью Стефана следует общее гонение — в результате христиане покидают Иерусалим и оказываются в рассеянии. Одни находят убежище в Финикии, другие — на Кипре, третьи — в Сирии. С собой они приносят всю ту же тишину. Автор Деяний, апостол Лука, пишет, что рассеянные по Римской империи ученики почти не проповедуют, рассказывают о Христе лишь немногочисленным иудеям. Но Церковь не земная корпорация, а Богом установленное сообщество, которым руководит Сам Господь. И тишина, которая вдруг воцарилась в Церкви, не оборачивается провалом. Она становится началом принципиально нового этапа развития. Иерусалимская община оказалась расколота на множество кусков, но каждый из них стал начатком для возникновения новой общины. Поместные Церкви отныне появляются во многих иных городах империи. Христианство же окончательно отделяется от иудаизма — последователей Спасителя теперь именют христианами. Впервые это название звучит на улицах Антиохии. Впоследствии оно распространится по всему миру.

Как показывает сегодняшнее чтение, тишина это далеко не всегда плохо. Время тишины дается нам Богом, чтобы мы могли понять — кто мы? Зачем мы живем? Куда мы движемся? Древняя Церковь вышла из тишины первого поражения обновленной и сильной. Такая же возможность перезагрузиться, собраться регулярно предоставляется Богом каждому из нас. Тишина — время молитвы и обретения себя. Давайте же будем ценить тишину. И не важно, сколько она длится — 4 минуты 33 секунды или немного дольше.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем