
Деян., 9 зач., III, 19-26.
19Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, 20да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, 21Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
22Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; 23и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
24И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
25Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.
26Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодняшнее чтений из книги Деяний содержит в себе окончание апостольской проповеди перед народом Иерусалима, которая была произнесена после исцеления Петром хромого от рождения человека. Это исцеление во многом похоже на исцеление Христом Спасителем слепорождённого. И здесь, и там чудо исцеления происходит с тем, кто родился с явным физическим дефектом. причём и первый, и второй дожили в таком состоянии до взрослого состояния. Эти исцеления нельзя приписать естественному развитию организма, который при определённых обстоятельствах может меняться в лучшую сторону. Кроме того, оба исцеления произошли на глазах у множества людей, которые были лично знакомы с этими страдальцами. Безусловно, оба исцеления являют собой действие одной и той же силы, они показывают всемогущество Бога и вместе с этим свидетельствуют о силе, которую дал Бог верующим в него. Случай исцеления хромого — прекрасный повод для проповеди Христа Спасителя. Апостолы используют эту возможность. В своей проповеди Пётр ссылается на Моисея, а конкретно на книгу Второзаконие, там приведённая апостолом фраза звучит так: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте» (Втор. 18:15). Эту фразу Пётр дополняет мыслью из книги Левит: «а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего» (Лев. 23:29). Если обратить внимание на контекст книги Левит, то получается довольно странно, ведь там эти слова связаны не с грядущим Мессией, а с несоблюдением дня очищения. Но, конечно, это не попытка манипулировать словами Священного Писания в угоду своим целям, ведь апостол Пётр делает перефразировку и говорит о том, что из народа истребится «всякая душа, которая не послушает Пророка». Здесь апостол из книги Левит берёт лишь формулировку, но не ссылается на суть написанного в этой книге, поэтому его невозможно обвинить в какой-либо подтасовке слов Писания.
Конечно, центральное место в этой проповеди апостола Петра занимает мысль, что принадлежность к народу Божиему, к тому народу, к которому причислял и причисляет себя каждый иудей, связана не с родством и происхождением, а с отношением со Христом Спасителем. С послушанием Ему через совершенный отказ от греха. Мысль апостола Петра очень проста: Тот Великий Пророк, о Котором свидетельствует Писание, пришёл, Он известен, Он в полной мере выразил Свою волю и настало то время, в которое для принадлежности к народу Божиему, к тому народу, который пребывает с Богом сейчас и будет пребывать в вечности, необходимо быть в послушании у этого Пророка — Господа нашего Иисуса Христа. А свидетельство истинности слов апостола — только что на глазах у всех исцелённый человек, объяснить исцеление которого иначе, чем силой Божией, невозможно.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.