
Деян., 9 зач., III, 19-26.
19Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, 20да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, 21Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
22Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; 23и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
24И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
25Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.
26Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодняшнее чтений из книги Деяний содержит в себе окончание апостольской проповеди перед народом Иерусалима, которая была произнесена после исцеления Петром хромого от рождения человека. Это исцеление во многом похоже на исцеление Христом Спасителем слепорождённого. И здесь, и там чудо исцеления происходит с тем, кто родился с явным физическим дефектом. причём и первый, и второй дожили в таком состоянии до взрослого состояния. Эти исцеления нельзя приписать естественному развитию организма, который при определённых обстоятельствах может меняться в лучшую сторону. Кроме того, оба исцеления произошли на глазах у множества людей, которые были лично знакомы с этими страдальцами. Безусловно, оба исцеления являют собой действие одной и той же силы, они показывают всемогущество Бога и вместе с этим свидетельствуют о силе, которую дал Бог верующим в него. Случай исцеления хромого — прекрасный повод для проповеди Христа Спасителя. Апостолы используют эту возможность. В своей проповеди Пётр ссылается на Моисея, а конкретно на книгу Второзаконие, там приведённая апостолом фраза звучит так: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте» (Втор. 18:15). Эту фразу Пётр дополняет мыслью из книги Левит: «а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего» (Лев. 23:29). Если обратить внимание на контекст книги Левит, то получается довольно странно, ведь там эти слова связаны не с грядущим Мессией, а с несоблюдением дня очищения. Но, конечно, это не попытка манипулировать словами Священного Писания в угоду своим целям, ведь апостол Пётр делает перефразировку и говорит о том, что из народа истребится «всякая душа, которая не послушает Пророка». Здесь апостол из книги Левит берёт лишь формулировку, но не ссылается на суть написанного в этой книге, поэтому его невозможно обвинить в какой-либо подтасовке слов Писания.
Конечно, центральное место в этой проповеди апостола Петра занимает мысль, что принадлежность к народу Божиему, к тому народу, к которому причислял и причисляет себя каждый иудей, связана не с родством и происхождением, а с отношением со Христом Спасителем. С послушанием Ему через совершенный отказ от греха. Мысль апостола Петра очень проста: Тот Великий Пророк, о Котором свидетельствует Писание, пришёл, Он известен, Он в полной мере выразил Свою волю и настало то время, в которое для принадлежности к народу Божиему, к тому народу, который пребывает с Богом сейчас и будет пребывать в вечности, необходимо быть в послушании у этого Пророка — Господа нашего Иисуса Христа. А свидетельство истинности слов апостола — только что на глазах у всех исцелённый человек, объяснить исцеление которого иначе, чем силой Божией, невозможно.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер