
Деян., 30 зач., XII, 12-17.
Глава 12.
12 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.
13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,
14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.
15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.
16 Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.
17 Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Круг чтения Священного Писания во время богослужений устроен довольно замысловато, настолько замысловато, что далеко не все священнослужители понимают его внутреннюю логику. Дело здесь, конечно же, не в недостатке образования нашего духовенства, а в самом круге чтения: он складывался на протяжении столетий, в нем есть некоторые наслоения, которые «сбивают» его стройность. Но, помимо этого, есть и несколько внутренних кругов чтения, они соединяются друг с другом и вносят разрыв в повествование. Так произошло и с этим отрывком. Если брать его в качестве законченного текста, то весьма непросто понять, откуда пришел Петр, почему служанка «от радости не отворила ворот», почему ей не верили и почему некоторые из находившихся в доме решили, что пришел не Петр, а его ангел. Дело в том, что начало этого отрывка было прочитано в субботу, вчера же читался отрывок из совсем другой главы книги Деяний, ну а сегодня прерванное воскресным днем чтение продолжилось.
Поэтому имеет смысл напомнить с чего все началось. Иудейский царь со сложным официальным именем Марк Юлий Ирод Агриппа I взял под стражу апостола Петра с тем, чтобы казнить его после иудейской пасхи. А для того, чтобы апостол не сбежал, царь приставил в качестве охраны шестнадцать вооруженных воинов, которые были разбиты на четыре смены, менялись же они каждые три часа. Петр не мог покинуть место своего заточения, тем более, что он был скован цепями и положен между двумя охранниками. Но ночью Петра разбудил ангел и вывел его из темницы, при этом сам апостол долгое время полагал, что видит сон. Когда же он оказался на улице и огляделся, он осознал случившееся и отправился «к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком». Именно с этого момента и начинается нынешний отрывок книги Деяний. Неудивительно, что люди в доме Марии, мягко говоря, очень удивились, увидев Петра. Ведь, по сути, его освобождение было воспринято ими едва ли не как воскресение из мертвых. Случившееся с Петром — одно из самых удивительных чудес, которые мы можем найти в книге Деяний. Вполне естественным казался бы дальнейший рассказ о Петре и о том, почему и для чего Бог спас его от гибели. Но сразу после этой истории книга Деяний делает неожиданный сюжетный поворот, и Петр исчезает с ее страниц, он появится еще раз, через три главы, и это станет последним упоминанием апостола в книге. Ну а главным действующим лицом Деяний начиная с этого места становится апостол Павел.
О том, чем дальше занимался Петр мы знаем из вторичных по отношению к книге Деяний источников, а также из церковного предания. С одной стороны, это довольно странно, особенно если помнить об описании чудесного избавления Петра от смерти. С другой, из этой истории можно сделать как минимум один полезный вывод: чудесное и всем известное начало истории вовсе не означает, что ее продолжение будет также известно всем. Бог по одному Ему ведомым причинам не оставил нам абсолютно достоверных сведений о дальнейшей жизни и деятельности апостола Петра, но у нас нет никаких сомнений, что эта деятельность был не менее удивительна, чем та, авторитетными описаниями которой мы располагаем.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема