
Деян., 18 зач., VIII, 5-17.
Глава 8.
5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа.
6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.
7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.
8 И была радость великая в том городе.
9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.
10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.
11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.
12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.
13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.
14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.
16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
История из сегодняшнего чтения звучит для нашего слуха странно: как можно быть крещёным — но при этом не получить Духа Святого? В нашем сознании действие Духа не является столь очевидным, как это было во времена апостолов: гораздо больше внимания мы уделяем внешней, формальной стороне совершения религиозных действий, чем собственно внутренней, содержательной. В этом нет ничего удивительного — ведь когда учат ребенка языку, прежде всего внимание уделяется правильному написанию букв и произнесению звуков. А буквы потом слагаются слова, слова — в предложения, предложения — в текст. Но — согласитесь, было бы странным видеть, как ученик старшей школы всё также продолжает по прописям рисовать палочки и кружочки вместо того, чтобы изложить свои мысли в сочинении! Более того: если юношу продолжать заставлять заниматься только этим — скорее всего, никакого интереса к чтению и сочинительству у него не проявится, он быстро перегорит, и в душе сформируется устойчивый комплекс отторжения и неприятия всего, что связано с набившими оскомину палочками и кружочками прописей!
В духовной жизни у каждого есть тоже свои «прописи», без которых мало кто сможет стать «духовно грамотным». Это, прежде всего, то богатейшее наследие Церковного Предания, которое пронизано бесценным опытом наших предшественников — святых — тех, кто смог найти максимальную гармонию между формой и содержанием, между словом и Духом, между действием и его отражением в душе. Каждый раз, прикасаясь к этим поистине духовным нотам — мы не можем не ощутить Божественную мелодию, струящуюся между буквами, музыкальными знаками, линиями изображений — всего, что и составляет собой «ткань» богослужения. Всё это воспитывает в нас своего рода «духовный вкус» — которому, однако, надо ещё найти применение!
Вот мы и подошли к самому главному. В Древней Церкви крещение предварялось продолжительным процессом катехизации — научения основам христианской жизни. Заметим — здесь в первую очередь шла речь не об интеллектуальном образовании, развитии способности отличать одну ересь от другой и выстраивать стройную систему аргументации. Всё это — удел очень немногих, тех, кто получит в дальнейшем особое служение в Церкви — служение учителей, наставников. Но большинство же оглашаемых научались не теории, но именно практике христианского жительства. Отцы признавали оглашаемых уже христианами — но отличающимися от «верных» — уже крещёных: они сравнивали катехуменат с процессом вызревания плода в утробе матери, а собственно крещение — с рождением. Отметим, что согласно апостольским постановлениям предписывался трехлетний катехуменат, а Эльвирский собор увеличивал его до пяти лет и более для тех, кто уже будучи оглашаемым, впадал в тяжкие грехи. Вот насколько тщательными были занятия «духовными прописями», перед тем, как полноценно родить христианина от воды и Духа в Таинстве Крещения!
Но почему это было так важно? Потому, что настоящая духовная жизнь ничем не отличается от творческой деятельности — где сначала надо отработать технику настолько, чтобы даже не задумываться над тем, при какой ноте какой палец должен нажимать на какую клавишу — и вот только тогда начнёт открываться простор для подлинного вдохновения! И как же много мы теряем, когда выдаём не умеющему даже держать правильно ручку в пальцах новообращённому — целые богословские энциклопедии для реферирования! Как может человек, насквозь пропитанный привычками и обычаями мира сего вмиг проникнуться всем многообразием христианского веро- и нравоучения?
Поэтому если вы хотите, чтобы близкий вам человек действительно, а не только в своём воображении, получил дар Святого Духа — в первую очередь помогите ему научиться жить по-христиански ещё задолго до крещения — и тогда, без всяких сомнений, Духу точно найдётся место в душе хорошо подготовленного человека!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема