
Деян., 18 зач., VIII, 5-17.
Глава 8.
5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа.
6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.
7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.
8 И была радость великая в том городе.
9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.
10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.
11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.
12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.
13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.
14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.
16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
История из сегодняшнего чтения звучит для нашего слуха странно: как можно быть крещёным — но при этом не получить Духа Святого? В нашем сознании действие Духа не является столь очевидным, как это было во времена апостолов: гораздо больше внимания мы уделяем внешней, формальной стороне совершения религиозных действий, чем собственно внутренней, содержательной. В этом нет ничего удивительного — ведь когда учат ребенка языку, прежде всего внимание уделяется правильному написанию букв и произнесению звуков. А буквы потом слагаются слова, слова — в предложения, предложения — в текст. Но — согласитесь, было бы странным видеть, как ученик старшей школы всё также продолжает по прописям рисовать палочки и кружочки вместо того, чтобы изложить свои мысли в сочинении! Более того: если юношу продолжать заставлять заниматься только этим — скорее всего, никакого интереса к чтению и сочинительству у него не проявится, он быстро перегорит, и в душе сформируется устойчивый комплекс отторжения и неприятия всего, что связано с набившими оскомину палочками и кружочками прописей!
В духовной жизни у каждого есть тоже свои «прописи», без которых мало кто сможет стать «духовно грамотным». Это, прежде всего, то богатейшее наследие Церковного Предания, которое пронизано бесценным опытом наших предшественников — святых — тех, кто смог найти максимальную гармонию между формой и содержанием, между словом и Духом, между действием и его отражением в душе. Каждый раз, прикасаясь к этим поистине духовным нотам — мы не можем не ощутить Божественную мелодию, струящуюся между буквами, музыкальными знаками, линиями изображений — всего, что и составляет собой «ткань» богослужения. Всё это воспитывает в нас своего рода «духовный вкус» — которому, однако, надо ещё найти применение!
Вот мы и подошли к самому главному. В Древней Церкви крещение предварялось продолжительным процессом катехизации — научения основам христианской жизни. Заметим — здесь в первую очередь шла речь не об интеллектуальном образовании, развитии способности отличать одну ересь от другой и выстраивать стройную систему аргументации. Всё это — удел очень немногих, тех, кто получит в дальнейшем особое служение в Церкви — служение учителей, наставников. Но большинство же оглашаемых научались не теории, но именно практике христианского жительства. Отцы признавали оглашаемых уже христианами — но отличающимися от «верных» — уже крещёных: они сравнивали катехуменат с процессом вызревания плода в утробе матери, а собственно крещение — с рождением. Отметим, что согласно апостольским постановлениям предписывался трехлетний катехуменат, а Эльвирский собор увеличивал его до пяти лет и более для тех, кто уже будучи оглашаемым, впадал в тяжкие грехи. Вот насколько тщательными были занятия «духовными прописями», перед тем, как полноценно родить христианина от воды и Духа в Таинстве Крещения!
Но почему это было так важно? Потому, что настоящая духовная жизнь ничем не отличается от творческой деятельности — где сначала надо отработать технику настолько, чтобы даже не задумываться над тем, при какой ноте какой палец должен нажимать на какую клавишу — и вот только тогда начнёт открываться простор для подлинного вдохновения! И как же много мы теряем, когда выдаём не умеющему даже держать правильно ручку в пальцах новообращённому — целые богословские энциклопедии для реферирования! Как может человек, насквозь пропитанный привычками и обычаями мира сего вмиг проникнуться всем многообразием христианского веро- и нравоучения?
Поэтому если вы хотите, чтобы близкий вам человек действительно, а не только в своём воображении, получил дар Святого Духа — в первую очередь помогите ему научиться жить по-христиански ещё задолго до крещения — и тогда, без всяких сомнений, Духу точно найдётся место в душе хорошо подготовленного человека!
Псалом 6. Богослужебные чтения

Так часто приходится слышать от людей, что они потеряли всякую надежду на лучшее и такая жизнь их непомерно угнетает. В чём причина подобного состояния? И, напротив, откуда в сердце появляется надежда и где её искать? Ответ на эти вопросы находим в 6-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 6.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око моё, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление моё; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Прозвучавший псалом пророка и царя Давида носит покаянный характер. Содержание псалма — сетования к Богу по причине какой-то тяжкой болезни. Вполне вероятно, что речь идёт о немощах преклонного возраста. Псалмопевец упоминает об измождённости тела и души, а вместе с этим о смерти и гробе. Кроме того, мы видим, что автора томит мысль о врагах, которые обступили его со всех сторон.
Из Священного Писания мы знаем, что, когда царь Давид состарился, он не поднимался с кровати. В теле не было прежней силы. Давиду постоянно было холодно. Физически он был совершенно беспомощен. И в это самое время один из его сыновей по имени Адония у него за спиной плёл интриги и составлял заговор. Он хотел стать царём ещё до смерти своего отца. На что в подобной ситуации может рассчитывать немощный человек, который не в состоянии даже самостоятельно позаботится о себе самом? Вот и плачет Давид к Богу. Кто ещё сможет ему помочь и поддержать?
Важно, что причиной своего состояния псалмопевец считает не естественные, физиологические процессы, но гнев Божий. «Го́споди! не в я́рости Твое́й облича́й меня́ и не во гне́ве Твоём нака́зывай меня́». При этом Давид не указывает на свои конкретные прегрешения. Однако, очевидно, что всё происходящее с ним он воспринимает как воздаяние от Бога за содеянное. И тот, кто знаком с историей царя Давида, знает, что несмотря на свою веру и святость, он не был человеком безгрешным и совершал поступки, которые тяготили его совесть до самой старости.
И всё же с этим чувством горечи и даже тоски от беспомощности тесным и удивительным образом соседствует ощущение надежды. Давид уверен, что несмотря на, казалось бы, крайне безысходную ситуацию, Бог его простит, помилует и спасёт. Более того, псалмопевец уверен, что, как он говорит, «бу́дут постыжены́ и жесто́ко поражены́ все враги́ мои́». То есть его надежды не ограничиваются загробным миром. Ещё здесь, ещё в этом теле, в этой жизни он переживет явное заступничество Творца.
Перед нами один из парадоксов искренней, живой веры в Бога. Верующий и даже святой человек это не тот, кто уже здесь на земле постоянно пребывает в состоянии полного безмятежия. Порой человек веры может испытывать ту же самую палитру чувств и эмоций, что и человек неверующий. Он может попадать в тяжёлые ситуацию, подобные тем, в которых оказываются и безбожники. Однако в нём живёт глубокое осознание того, что все эти перипетии происходят на фоне чего-то глубокого и глобального. И это не просто осознание. Это живой опыт и ощущение присутствия в своей жизни Силы, Которая своей тотальностью скрадывает масштаб любой проблемы. В свете этого опыта даже самая большая неприятность, не переставая быть болезненной, начинает переживаться как незначительная. Как муха на фоне слона. Отсюда и рождается в сердце чувство надежды. Это следствие осознания присутствия Бога в своей жизни. И каждый, кто подобно Давиду, посвящает всего себя служению Творцу и людям, в итоге приобретает это состояние. Даже несмотря на свои ошибки, даже несмотря на свои немощи и горести, он начинает ощущать в своём сердце простор, широту и глубину. Так Господь постепенно открывает в его душе Своё Небесное Царство.
Псалом 6. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 6. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 6. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
5 июля. О Христе как Спасителе

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «К Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных».
О Христе как Спасителе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В обычной жизни люди могут помогать друг другу: например, кто-то несет тяжёлый груз, другой готов оказать ему поддержку. Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Господь, видя неспособность справиться с грехами и их последствиями, помогает нам, берёт этот греховный груз на себя.
Так об этом сказал пророк Исаия: «Он взял на себя наши немощи и понёс наши болезни. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на нём, и ранами его мы исцелились». Хочу заметить два момента.
Во-первых, Господь помогает нам освободиться от греха не без нашего участия. Он не просто изглаживает наши грехи, мол, захотел и сделал, а только при осознании нами сделанного поступка и деятельном покаянии. Во-вторых, мы должны понять, какая высокая цена заплачена за освобождение нас от грехов. Давайте постигнем эти слова пророка: «Ранами его мы исцелились». То есть, чтобы нам быть свободными от рабства греха и духовно здоровыми, Богочеловеку пришлось отдать свою жизнь за нас.
Такая высокая цена заплачена за наше бессмертие. Осознаем бесконечную любовь Бога и ответим на неё чистотой помыслов и дел.
Все выпуски программы Актуальная тема