Деяния святых апостолов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

* Поделиться

Деян., 4 зач., II, 14-21.

Глава 2.

14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:

15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;

16 но это есть предреченное пророком Иоилем:

17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.

18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.

19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.

20 Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.

21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Вместе с Сошествием Святого Духа апостолы обрели необычайную способность: языковые барьеры для них перестали существовать, они научились понимать чужие языки, а носители этих языков стали понимать апостолов. Со стороны это все выглядело в высшей степени странно, и нашлись те, кто обвинил апостолов в пьянстве. Это нелепое обвинение послужило поводом для первой публичной проповеди апостола Петра.

В своей апологии Петр ссылается на слова пророка Иоиля. Это само по себе любопытно и показательно: в первой главе книги Деяний мы видим совсем иной подход апостолов к тем же самым словам пророка. Напомню: в первой главе можно найти скрытую цитату слов Иоиля в речи Христа Спасителя, апостолы поняли какое пророчество имеет в виду их Учитель, но они не смогли правильно интерпретировать слова Иоиля, они решили, что излияние Святого Духа признак того, что Бог в скором времени вторгнется в историю и маленький, но значимый народ Израиля обретет независимость и могущество. А здесь — после Сошествия Святого Духа — апостолы сами цитируют то же самое место из пророчества Иоиля, но никаких проблем с пониманием у них больше нет, они прекрасно осознают смысл пророческой речи, понимают, что Иоиль говорил не о государстве Израиль, а о наступлении Мессианской эпохи, в которую Бог станет близок к каждому человеку вне зависимости от национальности.

Вполне очевидно, что такое изменение восприятия текстов Священного Писания связано не с тем, что те десять дней, которые прошли с момента Вознесения Господня, апостолы посвятили прилежному штудированию Ветхого Завета и чтению толкований. Во-первых, десять дней это слишком малый срок для такого объема текстов, а во-вторых, у апостолов были иные занятия, самое значимое из которых — молитва. Осознание глубинного смысла Писания напрямую связано с содействием Духа Святого, это точно такой же дар, как и апостольский дар понимания иностранных языков.

Для Церкви связь понимания Священного Писания и Святого Духа — очевидный и непреложный факт, это своего рода аксиома. Именно поэтому Церковь настаивает, что толковать Писание могут лишь те, кто имеет Дух, то есть только чада Церкви — христиане, которые сохранили апостольскую преемственность. Но сама по себе номинальная принадлежность к святой, соборной и апостольской Церкви еще не является гарантом того, что человек имеет общение с Духом Святым. Для такого общения нужна еще и жизнь по заповедям Христовым, нужно участие в таинствах, и все это не должно быть формальным. К сожалению, людей, которые могли бы взойти на высоту общения с Духом Святым очень мало. Поэтому, когда мы начинаем изучать Священное Писание, мы пользуемся трудами тех, кого Церковь признала имеющими Духа Святого, — трудами наших святых толкователей. Без их помощи в современной Христовой Церкви никто не рискует прикасаться к Писанию с тем, чтобы как-либо его интерпретировать и комментировать.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем