
Деян., 4 зач., II, 14-21.
Глава 2.
14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:
15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;
16 но это есть предреченное пророком Иоилем:
17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.
18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.
19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.
20 Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.
21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Вместе с Сошествием Святого Духа апостолы обрели необычайную способность: языковые барьеры для них перестали существовать, они научились понимать чужие языки, а носители этих языков стали понимать апостолов. Со стороны это все выглядело в высшей степени странно, и нашлись те, кто обвинил апостолов в пьянстве. Это нелепое обвинение послужило поводом для первой публичной проповеди апостола Петра.
В своей апологии Петр ссылается на слова пророка Иоиля. Это само по себе любопытно и показательно: в первой главе книги Деяний мы видим совсем иной подход апостолов к тем же самым словам пророка. Напомню: в первой главе можно найти скрытую цитату слов Иоиля в речи Христа Спасителя, апостолы поняли какое пророчество имеет в виду их Учитель, но они не смогли правильно интерпретировать слова Иоиля, они решили, что излияние Святого Духа признак того, что Бог в скором времени вторгнется в историю и маленький, но значимый народ Израиля обретет независимость и могущество. А здесь — после Сошествия Святого Духа — апостолы сами цитируют то же самое место из пророчества Иоиля, но никаких проблем с пониманием у них больше нет, они прекрасно осознают смысл пророческой речи, понимают, что Иоиль говорил не о государстве Израиль, а о наступлении Мессианской эпохи, в которую Бог станет близок к каждому человеку вне зависимости от национальности.
Вполне очевидно, что такое изменение восприятия текстов Священного Писания связано не с тем, что те десять дней, которые прошли с момента Вознесения Господня, апостолы посвятили прилежному штудированию Ветхого Завета и чтению толкований. Во-первых, десять дней это слишком малый срок для такого объема текстов, а во-вторых, у апостолов были иные занятия, самое значимое из которых — молитва. Осознание глубинного смысла Писания напрямую связано с содействием Духа Святого, это точно такой же дар, как и апостольский дар понимания иностранных языков.
Для Церкви связь понимания Священного Писания и Святого Духа — очевидный и непреложный факт, это своего рода аксиома. Именно поэтому Церковь настаивает, что толковать Писание могут лишь те, кто имеет Дух, то есть только чада Церкви — христиане, которые сохранили апостольскую преемственность. Но сама по себе номинальная принадлежность к святой, соборной и апостольской Церкви еще не является гарантом того, что человек имеет общение с Духом Святым. Для такого общения нужна еще и жизнь по заповедям Христовым, нужно участие в таинствах, и все это не должно быть формальным. К сожалению, людей, которые могли бы взойти на высоту общения с Духом Святым очень мало. Поэтому, когда мы начинаем изучать Священное Писание, мы пользуемся трудами тех, кого Церковь признала имеющими Духа Святого, — трудами наших святых толкователей. Без их помощи в современной Христовой Церкви никто не рискует прикасаться к Писанию с тем, чтобы как-либо его интерпретировать и комментировать.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.