Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Деяния святых апостолов

Деяния святых апостолов


Иисус и Апостолы. James Tissot (1836–1902), CC BY-SA 3.0

Деян., 5 зач., II, 22-36.

22Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, 23Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; 24но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.

25Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.

26Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, 27ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.

28Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.

29Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.

30Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 31Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.

32Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.

33Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.

34Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 35доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

36Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Перед нами первая проповедь апостолов о Христе. Ее основная мысль, такая простая и лаконичная, звучит для собравшихся иудеев, к которым обращается апостол Петр, как гром среди ясного неба: «Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». Иными словами: Тот Иисус, которого вы своей злобой, лукавством, равнодушием измучили, втоптали в грязь, растерзали и убили и есть долгожданный Мессия и Господин Израильского народа.

Сама по себе эта новость возмутительна. Ведь для собравшихся это должно звучит как богохульство. Мессия не может страдать. Он царь-победитель. Но еще более возмутительно то, что, следуя логике апостола, это входило в планы Бога. Оказывается, крест не случайность. Не трагическая ошибка и просчет Творца. Это продуманная и необходимая кульминация всей миссии, которую выполнял Христос. Многие богословы на протяжении всей истории существования христианства пытались хоть как-то объяснить тайну креста. Сделать это, прибегая единственно к философской логике, невозможно. Поэтому отцы христианской Церкви, когда говорили о страданиях и смерти Спасителя, использовали различные образы и сравнения. Один из них очень яркий. Бог — великий хитрец. Для того, чтобы победить смерть, обмануть дьявола, Он одевается в одежды человеческой плоти и под видом немощного смертного проникает в самое сердце его царства, спускается в самые глубины ада. Дьявол думает, что это простой человек и заглатывает Его, как большая хищная рыба заглатывает приманку. И вот здесь в твердыне смети происходит самое главное. Если человека она удержать способна, то никакая темница не способна удержать Бога. Ад словно взрывается изнутри. Сила Бога разрывает его на части. И Спаситель выводит оттуда всех людей, кто томился в его объятиях с начала истории этого мира.

Безусловно, этот образ, как и любой другой, условен. Однако ядром его является та непреходящая истина, что смерти больше нет. Бог победил ее ценой Своей человеческой жизни. Ее нет как тотального, всепожирающего и неизменного закона, который тиранил человечество и весь мир в прежние времена. После смерти и воскресения Христа, праведник не умирает. Не зря, говоря об уходе святых, мы не используем слово смерть, мы говорим «успение». Это именно упокоение от трудов и тягот этой жизни в ожидании Второго пришествия Спасителя и всеобщего воскресения.

Поэтому и празднует христианская Церковь как главный праздник не Рождество, не Крещение, не Троицу, ни какое-любое другое событие из земной жизни Иисуса из Назарета. Центром нашей веры является Его смерть и воскресение, светлая Христова Пасха.

Радио ВЕРА

Последние записи

Хорошо уже сейчас. Елена Сурняева

Однажды близкая подруга Катя поделилась со мной некоторыми обстоятельствами своей жизни. Непростая ситуация заставила ее…

29.04.2024

Ценная книга. Анна Жарая

Моя мама стала воцерковляться в тот момент, когда я была ещё школьницей. Она понемногу, постепенно…

29.04.2024

Самостоятельный синдром. Анна Жарая

На протяжении большей части своей жизни, я считала себя человеком самостоятельным и надеющимся только на…

29.04.2024

Самая страшная ложь. Анна Жарая

Я выросла в семье, где меня воспитывали порядочным человеком. Всегда знала, что ложь — это…

29.04.2024

Праздник непослушания. Анна Жарая

Хочу рассказать о том, как поняла, насколько послушание является необходимым навыком. Особенно важно человеку слушать…

29.04.2024

Правило полностью. Анна Жарая

В начале своего воцерковления я не молилась утренним и вечерним правилом. И, честно говоря, особой…

29.04.2024

This website uses cookies.