Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Деяния святых апостолов


Деян., 47 зач., XXIII, 1-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Иногда нам кажется, что в трудной ситуации не до мелочей. Грозит беда — спасай свою жизнь, а потом уж будешь разбираться, в чём ты был прав, а в чём смалодушничал. В отрывке из 23 главы книги Деяний апостольских, который сегодня читается в православных храмах во время богослужения, мы слышим о том, как поступил апостол Павел, оказавшись в очень непростой ситуации. Давайте его послушаем.

Глава 23.

Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.

Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.

Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.

4 Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?

Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.

Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.

Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.

Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.

9 Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу.

10 Но как раздор увеличился, то тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость.

11 В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме.

Возвращаясь из миссионерского путешествия, апостол Павел уже знал, что в Иерусалиме его ждут неприятности. Неприятности — это ещё мягко сказано, ведь его ждал арест и передача в языческий суд. Не побоявшись, Павел пошёл в Иерусалим, потому что в жизни старался поступать так, как считал нужным, не давая обстоятельствам манипулировать собой. В храме, когда он пришёл туда, чтобы совершить обряд очищения, его схватили и чуть не растерзали. Лишь в последний момент римский чиновник спас его и ввёл суд над ним в законное русло.

Собственно, сегодня мы слышим его речь на суде. Обвиняли его в разном: в пренебрежении храмом, законом, обычаями... хотя для него это было вовсе не главное. В центре его проповеди был распятый и воскресший Христос. Отмена закона была лишь следствием той свободы от греха, которую человек получал в крещении. Всё это Павел проповедовал совершенно искренне и никогда не лукавил. Неслучайно он как иудей начинает с того, что всю жизнь старался жить с чистой совестью перед Богом. Эти слова не означают, что Павел считал себя совершенно безгрешным. Например, его всю жизнь мучали воспоминания о том, что он в юности был гонителем церкви Христовой. Его личная боль по этому поводу была так сильна, что он даже считал себя первым из грешников. Но как же тогда быть с чистой совестью? Очень просто. Дело в том, что, даже понимая весь ужас своего поступка, Павел знал, что в тех своих эмоциях был искренен. По слову Христа, убивая учеников, он думал, что этим угождает Богу. Когда же Господь на пути в Дамаск остановил его, он пережил покаяние, он полностью изменил вектор своей жизни, хотя в своей искренности остался тем же.

Но вот он видит, что перед ним две партии, которых объединяет только одно: ненависть к нему. Что же он делает? Он говорит: «Братия, меня судят за веру в воскресение мёртвых». Он, конечно, помнит, что его буквально приволокли на суд, обвиняя в пренебрежении к храму и закону. Что же происходит? Неужели он впервые лукавит и идёт против совести, зная, что перед ним две партии, одна из которых верит в Воскресение, а другая — нет. Отнюдь. И здесь он против совести не идёт. В глубине, по сути, именно вера в Воскресение Христа и Его мессианство и изменила апостольское отношение к закону. Поэтому он не оправдывается и не доказывает свою правоту. Он даже на суде проповедует Воскресение Христа. Нередко люди думают, что жизнь и комфорт — это то, ради чего можно пожертвовать всем остальным. И вот сегодня апостол показывает, что добродетельная жизнь, жизнь во свете Христова Воскресения — выше всего и от неё никогда не стоит отступать.

tolpekina

Последние записи

Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 91 зач., VI, 3-11. «Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов».…

04.05.2024

Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку

Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи…

03.05.2024

«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков

У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия…

03.05.2024

Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.…

03.05.2024

«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402

— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события? — Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом,…

03.05.2024

Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан

Фото: Piqsels Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской…

03.05.2024

This website uses cookies.