Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Деяния святых апостолов


Деян., 46 зач., XXI, 26-32.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Иногда на человека обрушиваются несчастья, задумываясь над которыми он понимает, что поступи по-другому в прошлом, и всё у него было бы хорошо. Но должен ли страх перед будущим влиять на то, как мы поступаем сегодня? В отрывке из 21 главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня во время богослужения в православных храмах, с апостолом Павлом произошло нечто похожее. Давайте его послушаем.

Глава 21.

26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.

27 Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки,

28 крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.

29 Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.

30 Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери.

31 Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.

32 Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.

Сегодняшнее чтение довольно необычное. Традиционно мы слышим, как апостол совершает или говорит нечто значимое, что может оказаться для нас примером. Он поступает по заповеди и учит нас действовать смело и быть верными своему призванию. Однако сегодня большую часть чтения апостол не делает и не говорит ничего. В самом начале мы слышим рассказ о том, как он с тремя мужьями вошёл в храм для совершения необходимых ритуалов очищения. Сам апостол, как мы знаем из его богословия, не считал, что человеку, крестившемуся во Христа Иисуса, необходимо ещё какое-то очищение. В то же время местные христиане рассказали ему о слухах, которые распространяли о нём иудеи. Его обвиняли в том, что он выступает против Моисея, закона, храма, то есть против основ иудейской веры и жизни. Чтобы снять с себя эти обвинения, Павел должен был прийти в храм и продемонстрировать уважение к иудейским традициям, что он, собственно, и сделал. Но даже увидев его в храме, исполняющим ритуал очищения, ассийские иудеи схватили его и стали повторять слухи, которые слышали о нём. Нападающие чуть не убили Павла, и его спасло только вмешательство римского начальника, который захотел разобраться в том, что происходит.

Итак, что же делал Павел, когда его схватили? Ничего особенного. Он просто действовал так, как должен был действовать. Пришёл храм, совершал определённые ритуалы, и не делал ничего плохого или недостойного. Однако люди, которые решили, что он их враг, схватили его по надуманным обвинениям и чуть не убили. Кому-то что-то показалось, кто-то неправильно его понял... Да и нужен ли повод тем, кто, как говорится, заряжен на агрессию. Но вот вопрос: мог ли Павел этого избежать? Нет, не мог. Не мог в том смысле, что невозможно показаться всем правым, невозможно никого не смутить, невозможно избежать ложных обвинений, если они кому-то понадобились, невозможно сделать так, чтобы никому ничего не казалось... Мы не можем изменить реакции людей на наши действия, не можем предугадать то, как будут поняты наши слова... Единственное, что нам остаётся: делать то, что мы по совести считаем правильным. Можно всё время беспокоиться о том, как мы будем поняты, как люди увидят наши действия, что они о нас подумают. Но сравнивать себя надо не с тем, что кому-то может показаться, а с тем, что ты знаешь и ощущаешь как правду, с тем, что должно быть. И если по совести мы правы и не желаем сделать ничего плохого, мы будем действовать, надеясь на Бога, Который в итоге всё управит самым лучшим образом.

tolpekina

Последние записи

«Фрески Макарьева Свято-Троицкого монастыря в Калязине». Юлия Ратомская

У нас в гостях была ученый секретарь государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Ратомская. Мы говорили об истории фресок…

02.05.2024

Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская

Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано…

02.05.2024

«Белые птицы»

Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела,…

02.05.2024

Тайная вечеря – первая Пасха

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…

02.05.2024

2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам

Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам. О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.

02.05.2024

2 мая. Об особенностях богослужения дня

Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери. Об особенностях богослужения дня, — священник Константин Кокора.

02.05.2024

This website uses cookies.