Деян., 42 зач., XIX, 1-8.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Церковная традиция богата различными обрядами и ритуалами. Все они имеют глубокий смысл. Ключевые из них называются таинствами Церкви. Такое название им дано не потому, что они скрыты от людей и доступ к ним затруднён. Но в первую очередь потому, что во время их совершения происходит нечто таинственное, до конца непонятное человеческому уму. Об одном из этих таинств, Таинстве Крещения, мы слышим сегодня в 19 главе книги Деяний апостольских. Давайте послушаем.
Глава 19.
1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,
2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.
В отрывке, который мы только что услышали, упоминается о двух разновидностях обряда крещения. Первое — это крещение, которым крестил Иоанн Креститель. Второе — это то, которым крестили ученики Иисуса Христа. Давайте разберёмся, в чём отличие между ними.
Греческий термин «баптизма», который на русский язык переведён словом «крещение», означает погружение в воду. Именно это действие совершал Иоанн, когда к нему приходили люди. Они исповедовали ему свои грехи, и он погружал их в воды реки Иордан. Это действие было напрямую связано с проповедью Предтечи. Он призывал людей осознать свою греховность. Увидеть, что самостоятельно человек не в силах с ней справиться. Как бы тщательно ты не исполнял закон, как бы усердно ты не стремился следовать церковному уставу, ты не в силах вытащить себя из трясины скверных привычек и греховных страстей. Твоей собственной силы воли всегда будет недостаточно, чтобы взять под контроль собственную жизнь и начать во всём поступать праведно, то есть так, чтобы угодить Богу. Для того, чтобы жить в мире с Творцом для того, чтобы в твоей душе воцарился мир и покой, необходимо, чтобы Господь стал содержанием твоего сердца. Человек, который приходил к Иоанну и погружался в воды Иордана, демонстрировал именно это понимание. А вместе с ним он свидетельствовал о своей готовности принять грядущего Мессию и стать участником Его Царства. На этом всё. То есть крещение Иоанна — первая ступень. Это свидетельство человека перед самим собой, Богом и окружающими людьми, что он греховен и сам он бессилен перед этой греховностью. Для того, чтобы очиститься и стать новым человеком, ему нужен Спаситель. В противном случае он обречён на то, чтобы захлебнуться в раздирающих его душу страстях и собственном эгоизме.
Христианское Крещение также начинается с признания своей греховности и того, что я беспомощен справиться с ней своими силами. Также человек изъявляет желание жить новой жизнью. Однако теперь, троекратно погружаясь в воду, человек таинственным образом с одной стороны умирает для своего прошлого, с другой — соединяется со Христом, чтобы воскреснуть с Ним к вечной жизни. Помимо погружения в воду есть и ещё один момент, который отличает крещение Иоанна от христианского Таинства. Это дарование человеку Духа Святого. Благодаря подвигу Спасителя, Он приходит ко всякому, кто ощутил в Нём нужду, уверовал в Него и изъявил желание войти в его Церковь. То есть крещение Иоанна — это шаг со стороны человека в сторону Бога. Христианское Крещение — это ответ на этот шаг со стороны Бога. Видя нашу готовность, которая подтверждается определённым внутренним состоянием и действием, Он выходит навстречу и наполняет душу благодатью, которая укореняется в нашем сердце.
Для нас важно понять, что хотя Крещение, которым мы крестились, войдя в Церковь, это однократное действие, оно скрывает в себе важный принцип сотрудничества человека и Бога. Всякий наш шаг на пути духовного роста должен начинаться с осознания и принятия той простой истины, что я бессилен что-либо качественно изменить в себе или в окружающей действительности, если со мной не будет Творца. Чем глубже мы будем усваивать эту мысль в своём стремлении следовать Евангельским заповедям, Тем глубже Дух Божий будет проникать в нас, наполнять наш ум, нашу душу, наше сердце. Тем полнее мы раскроем в себе те дары, который нам были даны во время Таинства Крещения.
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.