Деян., 42 зач., XIX, 1-8.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Церковная традиция богата различными обрядами и ритуалами. Все они имеют глубокий смысл. Ключевые из них называются таинствами Церкви. Такое название им дано не потому, что они скрыты от людей и доступ к ним затруднён. Но в первую очередь потому, что во время их совершения происходит нечто таинственное, до конца непонятное человеческому уму. Об одном из этих таинств, Таинстве Крещения, мы слышим сегодня в 19 главе книги Деяний апостольских. Давайте послушаем.
Глава 19.
1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,
2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.
В отрывке, который мы только что услышали, упоминается о двух разновидностях обряда крещения. Первое — это крещение, которым крестил Иоанн Креститель. Второе — это то, которым крестили ученики Иисуса Христа. Давайте разберёмся, в чём отличие между ними.
Греческий термин «баптизма», который на русский язык переведён словом «крещение», означает погружение в воду. Именно это действие совершал Иоанн, когда к нему приходили люди. Они исповедовали ему свои грехи, и он погружал их в воды реки Иордан. Это действие было напрямую связано с проповедью Предтечи. Он призывал людей осознать свою греховность. Увидеть, что самостоятельно человек не в силах с ней справиться. Как бы тщательно ты не исполнял закон, как бы усердно ты не стремился следовать церковному уставу, ты не в силах вытащить себя из трясины скверных привычек и греховных страстей. Твоей собственной силы воли всегда будет недостаточно, чтобы взять под контроль собственную жизнь и начать во всём поступать праведно, то есть так, чтобы угодить Богу. Для того, чтобы жить в мире с Творцом для того, чтобы в твоей душе воцарился мир и покой, необходимо, чтобы Господь стал содержанием твоего сердца. Человек, который приходил к Иоанну и погружался в воды Иордана, демонстрировал именно это понимание. А вместе с ним он свидетельствовал о своей готовности принять грядущего Мессию и стать участником Его Царства. На этом всё. То есть крещение Иоанна — первая ступень. Это свидетельство человека перед самим собой, Богом и окружающими людьми, что он греховен и сам он бессилен перед этой греховностью. Для того, чтобы очиститься и стать новым человеком, ему нужен Спаситель. В противном случае он обречён на то, чтобы захлебнуться в раздирающих его душу страстях и собственном эгоизме.
Христианское Крещение также начинается с признания своей греховности и того, что я беспомощен справиться с ней своими силами. Также человек изъявляет желание жить новой жизнью. Однако теперь, троекратно погружаясь в воду, человек таинственным образом с одной стороны умирает для своего прошлого, с другой — соединяется со Христом, чтобы воскреснуть с Ним к вечной жизни. Помимо погружения в воду есть и ещё один момент, который отличает крещение Иоанна от христианского Таинства. Это дарование человеку Духа Святого. Благодаря подвигу Спасителя, Он приходит ко всякому, кто ощутил в Нём нужду, уверовал в Него и изъявил желание войти в его Церковь. То есть крещение Иоанна — это шаг со стороны человека в сторону Бога. Христианское Крещение — это ответ на этот шаг со стороны Бога. Видя нашу готовность, которая подтверждается определённым внутренним состоянием и действием, Он выходит навстречу и наполняет душу благодатью, которая укореняется в нашем сердце.
Для нас важно понять, что хотя Крещение, которым мы крестились, войдя в Церковь, это однократное действие, оно скрывает в себе важный принцип сотрудничества человека и Бога. Всякий наш шаг на пути духовного роста должен начинаться с осознания и принятия той простой истины, что я бессилен что-либо качественно изменить в себе или в окружающей действительности, если со мной не будет Творца. Чем глубже мы будем усваивать эту мысль в своём стремлении следовать Евангельским заповедям, Тем глубже Дух Божий будет проникать в нас, наполнять наш ум, нашу душу, наше сердце. Тем полнее мы раскроем в себе те дары, который нам были даны во время Таинства Крещения.
8 декабря. Об исполнении пророчества

В 19-й главе Евангелия от Луки есть пророчество Христа об Иерусалиме: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Об исполнении этого пророчества — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророчество Господа об Иерусалиме исполнилось в точности. Действительно, язычники, захватив город, не оставили в нём камня на камне. Всё было снесено, а Иерусалим был перепахан и пересеян солью.
И только в IV веке, когда мать императора Константина, равноапостольная Елена, совершит своё паломничество в Иерусалим, город будет расчищен, будет обретён Честной и Животворящий Крест, и церковная жизнь в Иерусалиме, который и название своё на тот момент утратил, будет восстановлена.
Вот так Господь показал, что для народа Божия может означать отступление от Бога. Иудеи, которые кричали: «Распни, распни Его», в итоге оказались без своего города, без своих святынь и вне своей Родины. Это мощнейший урок, сильнейший урок для каждого человека, читающего Евангелие. Нужно просить Бога о том, чтобы и нас за неверие, или маловерие, или жестокосердие, или нечувствие не постигла та же участь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».
Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем — протоиерей Максим Первозванский.
Мы увещеваем кого-то, когда, с нашей точки зрения, человек поступает неправильно. В чём-то заблуждается, возможно, живёт не так, говорит не так, думает не так. И апостол Павел противопоставляет укорению увещевание. Он говорит: старца не укоряй, но увещевай.
Укорение — это всегда с позиции такой менторской, это всегда с позиции руководителя, это всегда сверху вниз. Если можно так сказать, с позиции фарисейской, в смысле, я такой хороший, я знаю, как правильно, а ты вот, значит, послушай теперь меня.
Конечно, апостол Павел говорит о том, что наша помощь нашим близким в ситуации, когда нам кажется (это ведь ещё не факт, что на самом деле так, но нам кажется), что человек заблуждается и как-то живёт не так или думает не так, чувствует не так — это всегда позиция либо равных, либо снизу вверх. И даже если вдруг мы относимся к младшим, например, младших как братьев (то есть, мы вроде бы можем как старшие братья, но всё равно братья — это равные), то есть либо это позиция равных, либо это позиция снизу вверх. Я не знаю, но вот, извини, я хочу тебе сказать, мне кажется, что это вот так-то, так-то и так-то. То есть ни в коем случае не учительская позиция, в которую мы встаём, а позиция сострадательная и обязательно с любовью. Апостол Павел ещё говорит про молодых сестёр: молодых как сестёр увещевай, — и обязательно добавляет — со всякой чистотой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О наследии церковных художников
Сегодня 8 декабря. Международный день художника.
О наследии церковных художников — протоиерей Владимир Быстрый.
В Международный день художника мы чествуем не только современных творцов, но и безвестных мастеров прошлого, чьи кисти возводили мост между душой и небом. Мы говорим о великом наследии церковного искусства.
В отличие от светского, где важно самовыражение, здесь художник-иконописец был проводником, а его творение — молитвой. Икона — это окно в горний мир, где через символ и цвет говорит сама вера. Вспомните «Троицу» Андрея Рублёва: это не портрет, а целое богословие в линиях и красках.
А фрески? Они были Библией для неумеющих читать. Взгляните на собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Фрески Дионисия — это не суровый суд, а светлая райская симфония. Его святые парят в золотом сиянии, а нежные лазурные и бирюзовые краски создают ощущение неземной радости. Это праздничное богословие, где всё творение ликует о спасении.
В наш стремительный цифровой век это искусство учит нас созерцательности. Оно напоминает, что мир глубже, чем кажется, что он полон скрытых смыслов, которые нам необходимо найти. И давайте в этот день вспомним этих удивительных художников-богословов. Их творчество — не реликт, а живой источник. Свидетельство того, что искусство может быть не просто украшением, а настоящей службой и дорогой к вечной красоте.
Все выпуски программы Актуальная тема











