

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Человеку всегда хочется быть правым. Возможно, в нас срабатывает какой-то инстинкт и нам кажется, что если мы неправы, то мы в опасности. В то же время, умный человек понимает, что не может быть всегда прав и иногда жизненно важно признать себя именно неправым, признать свою ошибку. Отрывок из 6 и 7 глав книги Деяний апостольских, который читается сегодня в православных храмах за богослужением, ярко показывает к чему может привести гордое и упрямое своеволие.
Глава 6.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,-
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Итак, сегодняшняя история начинается со спора архидиакона Стефана с некоторыми иудеями. Естественно, они спорят о Христе, и Стефан, будучи просвещён Духом Святым, говорит с ними так, что они не могут ему возразить. Что делает умный человек, когда видит, что аргументы собеседника сильнее? Он с ними соглашается, хотя бы до поры до времени, пока не найдёт достойного ответа или не убедится в том, что тот действительно прав. Но что делает человек гордый и недалёкий? Когда он понимает, что проспорил, в ход идёт клевета, злость, грубая сила. Логика и аргументы становятся неинтересны.
Именно так повели себя иудеи, спорившие с архидиаконом Стефаном. Они увидели, что аргументов не хватает, и решили справиться с ним при помощи клеветы. Временно они оказались в выигрыше, праведник умер, а они торжествовали. Но путь, который они выбрали, вёл в погибель.
Почему это произошло? Потому что своё я они поставили выше правды. Им было важно быть правыми, несмотря ни на что. В итоге они, люди, в культуре которых клевета была страшным грехом, пошли против праведности и позволили себе этот грех.
Но разве в нашей жизни не бывает подобных ситуаций? Бывают, конечно. Другое дело, что обычно они носят не богословский, а нравственный или даже бытовой характер. Иногда, вне зависимости от темы, которую мы обсуждаем, очень важно искренне прислушиваться к другому, ведь может статься, что он прав. Самое же главное, прислушиваться к Богу. Бывает, мы спорим с Ним всю жизнь, пытаемся что-то доказывать Ему, а всего-то надо — смириться и признать Его правоту.