
Деян., 3 зач., II, 1-11.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Пожалуй, одна из самых известных библейских историй, которая рассказывает нам о жизни человека в древние времена, — это история о Вавилонской башне. Из Библии мы узнаём, что после Великого Потопа Бог обратился к людям и благословил их распространяться по всей земле. Однако, опасаясь за собственную жизнь и не доверяя Творцу, они не захотели этого сделать. Ведь жизнь врозь чревата многими опасностями. И здесь необходимо иметь великое доверие к Создателю. Подобной веры у человека не оказалось. Поэтому вопреки этому благословению они решили держаться вместе. Для этого они построили укреплённый город, в центре которого стали возводить башню. Она должна была стать символом величия и независимости человека от Бога. Можно сказать, что это была попытка построить первую империю, первый богоборческий союз, когда люди, желая обеспечить себе комфорт и безопасность, в открытую бросили вызов своему Создателю. Что произошло дальше, мы знаем. Господь смешал языки строителей, так что наутро они не могли понимать друг друга. Стройка была заброшена, а строители разбрелись по всему миру. Так, по словам Писания, возникли разные племена и народы. Не обязательно воспринимать это событие, как буквальное возникновение новых языков. Но одно можно сказать точно — между людьми пропало единодушие, которое необходимо для понимания друг друга.
То, о чём рассказывает только что прозвучавший отрывок, описывает совершенно зеркальную ситуацию. Горстка апостолов, которые не имели никакой силы и были совершенно беззащитны перед своими врагами, получают дар Святого Духа. Он сходит на них в виде огненных языков. Помимо разнообразных духовных дарований, которые помогают им теперь нести слово о Христе другим людям, они получают способность говорить на иностранных языках. Простые рыбаки без страха проповедуют Евангелие и чудесным образом их понимают не только их единоплеменники, но и иностранцы, которые пришли в Иерусалим. Можно много гадать, что это была за способность. Однако в одном сомневаться не приходится: те слова, которые они произносили, были наполнены такой благодатью, что информация шла от сердца к сердцу. Иноплеменники не просто услышали каждый свой родной язык, ведь этого порой бывает недостаточно, чтобы поверить человеку, они не смогли сопротивляться тому, что говорили апостолы. Сказанное апостолами глубоко трогало их души. Можно сказать, что их слова били прямо в цель. Оказывали на окружающих огромное влияние. Именно благодаря такой внутренней силе слова, через которое действует Сам Бог, христианство, вопреки разного рода неблагоприятным обстоятельствам, распространилось по всей Римской империи. Не случайно событие Пятидесятницы нередко называют днём рождения Церкви.
Так сама история свидетельствует о важной духовной истине. Надёжной основой настоящего единства между людьми может являться только Сам Господь. Если этого нет, речь идёт об искусственном, механическом соединении. Такой союз обречён на кратковременное существование и в дальнейшем на забвение. Ведь лишь слово, наполненное божественной благодатью, может коснуться сердца другого человека и быть залогом того, что у нас с ним будет подлинное и глубокое взаимопонимание.
Псалом 82. Богослужебные чтения

Подлый принцип «все на одного» действует не только в нечестных школьных драках. Довольно часто такой подход имел и имеет место на более существенных уровнях жизни. Причём, жизни не только современной. Убедиться в этом легко, обратившись к тексту 82-го псалма, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Прозвучавший псалом был написан значительно позже и времени правления Давида, и даже времени правления его сына Соломона. Речь идёт о периоде царствования Иосафата, который управлял уже не целым Израильским государством, а его южным осколком — Иудеей. Дело в том, что после смерти Соломона царство еврейское разделилось. На северное и южное. И большое северное царство довольно быстро утратило истинную веру, впало в идолопоклонство, погрязло в пороках. Оно изнутри ослабло и оказалось завоёвано Ассирией.
Маленькая Иудея же довольно долго придерживалась истинной веры. И в Боге истинном находила и утешение, и защиту. В том числе военную. Псалом 82-й был написан, как уже было сказано, во времена Иосафата. А именно — когда против Иудеи выдвинулась мощная армия коалиции сразу нескольких государств и народов. Мы читаем в псалме: «Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз: cеления Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира. И Ассур пристал к ним». Шансов не то, чтобы достойно противостоять, а просто отбиться, защититься от подобной коалиции было немного. Иудеи, осознав безвыходность положения, стали молиться — просить у Бога защиты. И произошло чудо.
Маленькое войско евреев победило значительно более сильного противника. Не благодаря физической силе, конечно, а благодаря праведности, силе веры. Сбылись слова псалма: «Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы, так, Господи, погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение». Прозвучавший псалом учит нас никогда не терять надежды, не падать духом. А ещё — держаться истинной веры. Не променивать настоящего Бога на богов ложных. В вере нет места для двоемыслия, для двоедушия.
Невозможно одновременно ходить в церковь и, например, дома раскладывать таро. Нельзя одновременно участвовать в таинствах Церкви и обращаться к служителям оккультизма. Только тот человек может надеяться на помощь Божию, кто сохраняет Богу верность до конца. Даже перед лицом непростых испытаний. Или как мы читаем в псалме: «Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут, и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю».
Ветхозаветные евреи никогда не были самым сильным на Ближнем востоке народом, но жили в мире долгое время, потому что жили в чистоте веры и нравственности. И лишились своей страны, оказались в плену Ассирии и Вавилона тогда, когда Бога и свою веру предали. Давайте же будем держаться истинного Господа, и Он в ответ даст нам возможность жить в тишине и радости.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.
Отдых для души. Галкина Виктория

Я очень устала от городской суеты: шум машин, торопящиеся привести посылку вовремя курьеры, спешащие на работу люди. В какой-то момент, я пришла домой и поняла: надо что-то менять. Только не ясно, что. Чувствовала внутри эмоциональное опустошение, отсутствие сил. Решила пойти в местный храм, помолиться. Обычно я не хожу туда, потому что езжу на службы к духовнику в другой город, но, когда нет времени или возможности ехать далеко, иду молиться в церковь рядом с домом.
Зашла в храм. Там — спокойствие и тишина. Только где-то над головой слышны напевы, словно ангельские. Я остановилась и заслушалась. Голоса доносились так тихо, что едва улавливались слова молитв. Оказалось, что это хор репетировал песнопения для предстоящей службы. Мелодии действительно были необычными, я впервые слышала такие гласы.
— Как хорошо! — подумала я.
Осмотрелась вокруг: прихожанки, перешёптываясь, убирали воск с подсвечников, протирали иконы, собирали букеты. Вроде, тоже суетились, но почему так спокойно и радостно было за этим наблюдать?
Я решила предложить свою помощь, подошла к одной из женщин и спросила:
— Добрый день, могу я вам помочь?
— Здравствуй, конечно, нам помощь никогда не помешает. Бери тряпочку и пойдем со мной, очень даже славно, что ты пришла. Как звать-то? — поинтересовалась она
— Ника — ответила я и направилась за женщиной.
Мне объяснили, что необходимо сделать, и я приступила к уборке. Как же мне понравился этот процесс! В повседневной жизни я не обращала внимание на детали икон, а когда начала протирать каждую, заметила много нового. Смогла прочитать все надписи, рассмотреть одежды, фон и лики, которые излучали добро и свет. С каждой минутой я чувствовала, как внутри меня воцаряется спокойствие и умиротворение, как радостно и легко становится на душе. Казалось, уже и не было усталости и плохого настроения, все улетучилось, стоило мне прийти в храм.
— Господи, благодарю тебя, за эту возможность прикоснуться к святым угодникам, послушать пение и просто отдохнуть — молилась я.
Уходя, чувствовала заряд энергии. Душа парила, я улыбалась, напевала запомнившийся мотив молитвы, мысленно благодарила Бога.
Конечно, я не перестала уставать от городского шума, но зато теперь точно знаю, куда идти, чтобы сохранять мир в душе. Иоан Златоуст говорил: «Церковь есть духовная лечебница, и приходящие в нее должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда».
Автор: Галкина Виктория
Все выпуски программы Частное мнение