Далекий горизонт

* Поделиться

ХудиевВ Евангельском рассказе об исцелении слепорожденного ученики спрашивают «кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» и Господь отвечает «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Иоан.9:2,3) Ученики спрашивают «за что», Господь отвечает на вопрос «для чего».

Люди всегда пытаются понять смысл происходящего - и, особенно, смысл страдания. Они выстраивают простую аналогию - мы сами причиняем страдания другим, когда хотим наказать их. Злодея подвергают казни, потому что он ее заслужил. Детей наказывают, чтобы заставить их вести себя хорошо. Следовательно, страдания людей можно объяснить Божиим наказанием - Бог решил покарать виновных или вразумить бесчинных. Нельзя сказать, что это совсем неверно; пророки прямо объявляли страдания, постигавшие народ Божий, наказанием за грехи. Но это объяснение не универсально - по крайней мере, во многих случаях оно не годится.

Для современников Иисуса, в том числе для учеников, страдание слепорожденного - явный знак Божиего неблаговоления. Этот человек чем-то оскорбил Бога и наказан. Конечно, это вызывает определенную проблему - ведь он не ослеп после какого-то своего греха, а родился слепым. Может, согрешил не он, а его родители? Этот вопрос - «за что?» ставится до сих пор, и люди отвечают на него по-разному.

Вслушаемся в ответ Господа: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Иоан.9:3)

Слепота этого человека - не кара от Бога-карателя, а часть замысла Бога-промыслителя. Замысла, который намного, намного больше, чем все, о чем могли помыслить ученики. Они не могли знать, что эта история о слепорожденном будет веками читаться в церквях по всему миру, что сегодня она послужит нашему наставлению и спасению - их горизонт тогда был не очень велик. Мы живем почти два тысячелетия спустя, и наш горизонт, конечно, шире - мы знаем, как над этим событием размышляли Отцы Церкви и многие поколения христиан. Но он все равно гораздо уже того, что замыслил Бог.

Любой простой ответ - «этот человек слеп, потому что его родители согрешили тем-то» - был бы ошибочен потому что находится внутри того узкого горизонта, в котором мы задаем этот вопрос. Очень много событий, начиная с падения Адама, привели к этой слепоте. И очень много будущих событий, которые повлияют на жизнь множества людей, явились - и еще явятся - результатом того, что Господь исцелил этого человека.

Любое описание причин и последствий этой истории затронуло бы все уголки мироздания - потому что в рамках промысла все является единым целым.

Мы можем знать, что в рамках промысла Божия все события имеют свой смысл, все связано со всем, все вплетено в ткань истории спасения - но этот смысл просто не поместился бы в наших маленьких головах.

Поэтому для нас остается тайной, почему этот человек родился слепым. И нам не стоит строить предположений - «а вот за такие-то грехи». Мы не знаем того, чего мы не знаем, и нам лучше смириться с этим.

Другие программы
Слова святых
Слова святых
Программа поднимает актуальные вопросы духовной жизни современного человека через высказывания людей, прославленных Церковью в лике святых, через контекст, в котором появились и прозвучали эти высказывания.
Литературный навигатор
Литературный навигатор
Авторская программа Анны Шепелёвой призвана помочь слушателю сориентироваться в потоке современных литературных произведений, обратить внимание на переиздания классики, рекомендовать слушателям интересные и качественные книги, качественные и в содержательном, и в художественном плане.
Апостольские чтения
Апостольские чтения
Апостольские послания и книга Деяний святых апостолов – это часть Нового Завета. В этих книгах содержится христианская мудрость, актуальная во все времена. В программа Апостольские чтения можно услышать толкование из новозаветного чтения, которое звучит в этот день в Православных храмах.
Часть речи
Часть речи
Чем отличается кадило от паникадила, а насельник от местоблюстителя? Множество интересных слов церковного происхождения находят объяснение в программе «Часть речи».

Также рекомендуем