Остров Кипр. Четвертый век. По городку под названием Тримифунт шел, опустив голову, бедняк...
Бедняк:
— Я так беден, что нет у меня даже малого количества зерна для посева... Семья моя обречена на голод... Как приду я к ним сейчас и буду смотреть в глаза?.. ...Вот дом нашего епископа Спиридона, зайду к нему, попрошу помолиться обо мне. Здравствуй, владыко!
Святитель Спиридон:
— Здравствуй, чадо! Чем опечален ты?
Бедняк:
— О, отче, пошел я просить у купца дать мне в долг немного зерна, обещал отдать ему с лихвой, но он потребовал от меня денег, а у меня нет ни одной монеты.
Святитель Спиридон:
— Не унывай, чадо, ведь ты христианин. Положись на Бога и помни: никто из уповающих на Него не погибнет.
И сколько еще было таких бедняков, которые шли к Тримифунтскому епископу! Кому-то сам он на следующий день нес немного денег или зерна, кому-то давал в долг, кому-то просто говорил несколько слов поддержки. И за всех молился. Существует немало свидетельств, как чудесным образом после молитвы святителя отступали беды. И всем, кто приходил к святому с благодарностью, он отвечал одно и то же:
— Не меня благодари, чадо, а Всемогущего Бога. Иди и расскажи об этом удивительном чуде, пусть знает люд, что Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах.
**
Имя Тримифунтского епископа Спиридона в четвертом веке было известно далеко за пределами Кипра.
С детства привыкший к труду и молитве, он, и став епископом, не менял свой образ жизни, и потому на иконах он обычно изображен в пастушеской шапочке. Подвижник разводил овец, трудился на своем огородике, помогал нуждающимся. По молитвам святого было явлено немало чудес, пробуждались мертвые, укрощались стихии.
В 325 году святитель Спиридон принял участие в Первом Вселенском Соборе в городе Никея. Там он, молчаливый обычно, вдруг вступил в состязание с греческим философом, который защищал арианство — учение, что Христос не Бог, а Его творение.
Святетель Спиридон:
— Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес. Мы веруем, что Он Единосущен Отцу, и веруем без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно.
Философ:
— И я верую, отцы! Пока мы состязались в ораторском искусстве, я мог опровергнуть все ваши доводы и обвинения. Но в словах этого старца какая-то особая сила, и мне нечего возразить. Все мои слова — бессильны. Его устами говорил Сам Бог.
Существует легенда, будто чтобы показать Единство Троицы святой взял в руку кирпич и сжал его — вверх вышел огонь, вниз потекла вода, а глина осталась в руке: «Вот три стихии, а кирпич один, — сказал епископ, — так и в Пресвятой Троице — три Лица, а Божество Едино».
Многие ариане отказались тогда от своих заблуждений, а великими отцами Церкви была принята четкая формула вероисповедания. Она была дополненная через 56 лет следующим Вселенским Собором, и сегодня мы знаем ее как Символ веры.
**
Святитель Спиридон служил в церкви в самом центре Тримифунта. Однажды на службе совсем не было прихожан. И вдруг по всему городку разнеслось удивительное пение. Это хор невидимых ангелов подпевал святому. Все жители городка бросились к храму и больше не пренебрегали общей молитвой.
На месте этого храма был построен монастырь, но после турецкой оккупации в 70-е годы ХХ века он был разграблен, и сейчас в нем расположены казармы. Нетленные мощи святителя находятся на греческом острове Корфу, но считается, что тримифунтский чудотворец не перестает странствовать по земле, помогая всем, кто обращается к нему с молитвой. А греческие священники раз в год меняют износившиеся бархатные башмачки с ног святого.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) и его семья
Крестьяне села Потаповка, что в Сумской области на Украине, расходились по домам. Зимой рабочий день в колхозе заканчивался рано. Бригадир Сергей Федотович Маслов шагал по улице, прислушиваясь к скрипу снега под большими валенками. Было 6-е января 1932-го года. Рождественский сочельник. Маслов думал о том, как вечером пойдёт на праздничную службу: каким-то чудом в разгар очередной советской антирелигиозной кампании их маленький сельский храм оставался открытым. С радостью думал он и о том, что в его семье совсем скоро будет прибавление — супруга Ольга Савельевна ждала ребёнка. На подходе к дому бригадира встретила соседка. «Где ты ходишь, Федотыч, жена твоя рожает!» — сказала она громким шёпотом. Послали за фельдшером, и вскоре избу Масловых огласил крик младенца. Так, накануне великого праздника, появился на свет будущий монах, богослов, духовник и старец — схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Мальчика окрестили и назвали Иваном. Он стал третьим ребёнком Сергея Федотовича и Ольги Савельевны. У Вани было две старших сестры, а позже на свет появились двое младших братьев. Масловы верили в Бога и, несмотря на тяжёлое для церкви и верующих время, крепко держались благочестивых христианских традиций. С раннего детства родители брали Ваню с собой в храм. Во время службы мальчик никогда не шалил, не бегал, а тихонько стоял рядом с родителями. А когда наступало время пения молитвы «Отче наш», которую маленький Ваня знал наизусть, он громко и радостно пел её вместе со всеми прихожанами. Одна из сестёр старца Иоанна вспоминала, что мальчик рос добрым, тихим, спокойным. «Мы, старшие, бывало, затеем драку, а Ваня скажет: зачем дерётесь? И нам станет стыдно. Нам часто попадало от матери, а ему — никогда. Он был смиренный, никого не обижал», — рассказывала она.
Наблюдая за сыном, родители вспоминали, как задолго до его рождения, в 1922 году, из закрытого большевиками монастыря в деревню вернулся их родственник — старый монах. Вскоре он скончался, а перед смертью предрёк, что будет ещё монах в семье Масловых. «Уж не о Ване ли нашем он тогда говорил?», — размышляли Ольга Савельевна и Сергей Федотович.
Но Ваня пока не думал о монастыре — в 1941 году началась Великая Отечественная война. Отца забрали на фронт, и девятилетний Иван остался в семье за старшего. Мать старца Иоанна вспоминала, что сын стал для неё настоящей опорой, а для братьев и сестер — руководителем и воспитателем. Дети называли его «батькой» и во всём слушались. Несмотря на юный возраст, Ваня научился делать всё: шить, готовить, пахать и сеять. Днём он работал дома и в поле, а по ночам плёл на всю семью лапти. «Он кормил семью, укреплял всех нас, — говорила Ольга Савельевна. — Когда пришла похоронка на мужа, он один умел меня утешить, а ведь это так дорого стоит», — вспоминала она. Сестра говорила, что, если бы не Иван, они бы просто не выжили. При этом мальчик успевал учиться — ходил в школу за шесть километров в соседнее село.
В 1951 году Ивана призвали в армию. Там молодой человек сильно простудился, болезнь дала осложнения на сердце. Поэтому его демобилизовали раньше срока. Он вернулся домой и зачастил в Глинскую пустынь, которая располагалась неподалёку от их села. Ездил туда в свободное время на велосипеде. Ольга Савельевна чувствовала: скоро её сын примет важное решение. Так и случилось. В 1954 году Иван сказал матери, что хочет стать монахом и поселиться в Пустыни. Как ни готовилась женщина к такому повороту событий, как ни радовалась, что сын избрал для себя духовный путь, отпускать его в монастырь было тяжело. «Когда он уходил, я за ним следом несколько километров бежала, всё плакала», — рассказывала Ольга Савельевна. Со временем, когда остальные дети устроятся в жизни, она тоже примет монашеский постриг. «Матушка свято прожила свою жизнь», — говорил схиархимандрит Иоанн (Маслов). И всегда с любовью вспоминал свою большую и дружную семью.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
29 марта. О свете Христовой веры
В Неделю Торжества Православия Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл на проповеди говорил о свете Христовой веры:
29 марта. О правильном понимании слов из Книги Бытия
В 6-й главе Книги Бытия есть слова: «Раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем».
О правильном понимании этих слов, — протоиерей Владимир Быстрый.