Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Семейный час

«Чувства в семейной жизни». Прот. Александр Никольский

«Чувства в семейной жизни». Прот. Александр Никольский


Александр Ананьев и Алла Митрофанова

У нас в гостях был настоятель храма Трех Святителей в Раменках протоиерей Александр Никольский.

Мы говорили о том, какую роль играют чувства в жизни человека и в частности в семейных отношениях, когда чувства опасны, а когда полезны и как отличить страстную природу чувств от мирной.


А.Ананьев:

- Добрый вечер, дорогие друзья! Хотя, что-то мне подсказывает, что он будет, скорее, душеспасительным, но не везде добрым. Потому, что тема у нас сегодня такая, что – о-го-го!

А.Митрофанова:

- Злая?

А.Ананьев:

- Не злая – непростая. Острая, глубокая. Для кого-то слова, которые сегодня прозвучат, возможно, будут каким-то откровением.

Отчасти, потому, что сегодня с вами – Алла Митрофанова…

А.Митрофанова:

- … и, в основном, потому, что – Александр Ананьев!

А.Ананьев:

- Нет… в основном, потому, что сегодня с нами наш дорогой гость, замечательный друг, отец десятерых детей, опытный пастырь – протоиерей Александр Никольский, настоятель храма Трёх святителей в Раменках. Вас же там можно найти, да, при желании?

О.Александр:

- Да, можно… Яндекс-карты уже показывают.

А.Ананьев:

- Замечательный, замечательный храм! Замечательный район… в общем… юго-запад – это вообще сказка! Там очень хорошо.

Прежде, чем мы с Алечкой озвучим тему, я хочу задать Вам вот какой вопрос. Трезвомыслие… во-первых, хорошо это или плохо? Вы тут отвечаете: «Да, Александр, конечно, трезвомыслие – это, вообще, замечательно! Это, такой, христианский образ мысли, и всё…» А потом я спрошу Вас: а что такое «трезвомыслие» с точки зрения духовной?

А.Никольский:

- Да, это, кстати, непростой вопрос.

На самом деле, мы тогда имеем нормальный образ жизни, когда мы постоянно ходим перед Богом. Когда мы предстоим внутренне перед Богом, тогда у нас – правильный образ мысли, мы правильно смотрим на мир, мы делаем правильные выводы. Поэтому… тогда мы смотрим, где – добро, где – зло… мы начинаем видеть.

А.Ананьев:

- Что делает нас… ну… образно говоря, «пьяномысленными»?

О.Александр:

- Грех.

А.Ананьев:

- Только лишь?

О.Александр:

- Да. Если взять, вот, именно, в духовном смысле – я не говорю, там, про вино, водку и так далее, а, вот, именно, о духовной составляющей – только грех, страсть, делают нас пьяномысленными. Они лишают нас рассудка.

А.Ананьев:

- Последний вводный вопрос в качестве эпиграфа: чувства – это грех?

О.Александр:

- В зависимости от их направления.

А.Ананьев:

- Любые.

О.Александр:

- Нет. Любые – нельзя сказать. Христос тоже имел чувства. Это видно из Евангелия, и, притом, очень хорошо. Человек бесчувственный… ну, не знаю… такое невозможно, наверное.

А.Ананьев:

- Почему? Хирург за хирургическим столом – ему противопоказано чувствовать… И, вот, сейчас мы с Алечкой озвучим тему.

Недавно ехали… у нас любимое времяпрепровождение – это 3,5-4 часа до нашего загородного дома – туда-обратно – и это время…

О.Александр:

- Ну… туда ближе немножко…

А.Митрофанова:

- Это – в один конец…

А.Ананьев:

- … которое мы проводим в беседах, в разговорах, в прослушивании подкастов… ну… мне очень… мне надо это время. Это время, когда можно пожить, просто, для себя, и ничем другим не заниматься. Потому, что… какая-то маленькая часть мозга отвечает за безопасное вождение, а большая часть мозга занимается тем, что… развлекается и резвится, как хочет…

А.Митрофанова:

- Не в том смысле, что ты за рулём резвишься…

А.Ананьев:

- Это нормально, нормально… не-не-не… там, просто…

О.Александр:

- Это, как я, как-то ехал… матушка говорит: «Саша, смотри вперёд!» – а я ответил: «Оль, чего я там не видел?»

А.Ананьев:

- Нет, мы внимательно смотрим вперёд, всё в порядке, мы аккуратные водители – слава Богу за всё, и чтобы не… да… не нагрешить!

Смотрите… мы ехали свои положенные 3,5-4 часа, и… не то, чтобы поспорили… но, по крайней мере, выяснили, что у нас разный взгляд не тему чувств.

Я вдруг осознал, что все наши грехи, все наши беды… ну, не все, большинство… именно от того, что мы испытываем те или иные чувства.

Допустим, чувство – влюблённости. Оно опьяняет, оно кружит голову, оно заставляет действовать неадекватно, и… несмотря на то, что оно так называется – «влюблённость»… «Ты чё такой бешеный ходишь?» – «Да я Ксюху из соседнего подъезда люблю!»… так, вот, ты не любишь Ксюху из соседнего подъезда, в тебе воспылало чувство влюблённости. Оно заставляет тебя действовать, как дурака! А, вот, если ты любишь… ты отключаешь в себе чувства, и начинаешь действовать – потому, что любовь – это, всё-таки, поступки. Любовь – это отдавать, безо всяких, там, этих…

Второй пример. Хирург у хирургического стола. Как только он начнёт «чувствовать» – сострадание, переживание, страх, сомнение – всё, он кончается, как хирург. Хирург должен обладать максимальным трезвомыслием. Он должен действовать, исходя из сложившихся обстоятельств. Он должен думать, он должен прогнозировать, он должен соображать. Иначе, его рука дрогнет.

Почему ещё… я не знаю, правда это или нет… но, вот, в сериал одном врачебном утверждалось, что врачам запрещено лечить своих родственников – просто, по той причине, что они становятся необъективными, начинают переживать, и велика… во всяком случае, вероятность врачебной ошибки…

А.Митрофанова:

- Эмоционально включаться…

А.Ананьев:

- … да… во!.. эмоционально включаться… прекрасно!

Третий вариант. Что происходит, когда мы начинаем полагаться на чувства в вере? Мы впадаем в прелесть. Очень многие святые говорили о том, что чувства – это злейший враг христианина: не надо ждать чувств, не надо опираться на чувства, не надо создавать эти чувства, подпитывать их…

Если… я не помню… надо, всё-таки, вспомнить, кто же из святых это сказал: «Если я чувствую в себе острое желание встать на молитву, лёгкость, полёт… вот, это, вот – пылающее желание… я иду рубить дрова. Если же у меня нет никакого, вот, этого чувства, и мне не хочется вставать на молитву – вот, тогда я иду и встаю на молитву», – вы чувствуете, сколько мудрости в этом выражении? Простите меня, что я не вспомнил, кто это сказал.

Наконец, чувства в семье. У родителей, в идеале, не должно быть чувств к своим детям. Их любовь должна быть трезва, холодна, безъэмоциональна.

А.Митрофанова:

- Подожди, подожди… а ты сам, вообще, веришь… вот… во всё, что ты говоришь?

А.Ананьев:

- У нас с собакой такие отношения. У нас с собакой – идеальные отношения. Абсолютно…

А.Митрофанова:

- Это ты – эмоционально не включён в собаку, хочешь сказать?

А.Ананьев:

- Я стараюсь…

А.Митрофанова:

- Конечно! Надо мне видео почаще снимать и тебе показывать!

А.Ананьев:

- У меня не получается, но я стараюсь! Но… я вдруг понял, что чувства – они мешают. И христианин должен отключать в себе эти чувства.

Ты когда-нибудь видела, чтобы священник проводил Богослужение с чувством? Нет!

А.Митрофанова:

- Конечно, видела!

А.Ананьев:

- Нет…

А.Митрофанова:

- Пасхальная радость захлёстывает… отцы бегают по храму!

А.Ананьев:

- Это – исключение…

А.Митрофанова:

- … кричат, кадилами размахивают, переодеваются!..

А.Ананьев:

- Это – исключение… в остальном – священник должен быть эмоционально ровным.

Почему все священные тексты… я долго, когда крестился… я не так давно крестился, лет 5-6 назад… я не мог понять, почему церковные тексты читаются на одной ноте – ну, так же не удобно, не воспринимается на слух, и, вообще, кто так читает? А потом понял: таким образом, исключается всякая эмоциональная окрашенность.

Простите меня за долгий монолог! Я часто упрекаю свою жену, Аллу Сергеевну Митрофанову, за длинные вопросы. На двадцатой минуте своего вопроса, я понял, что я немножко затянул… но мне надо было проиллюстрировать парадоксальность мысли, что чувства – злейший враг христианина.

Алечка, тебе слово! А… Алла Сергеевна Митрофанова, конечно же, выступила за то, что нет ничего важнее чувств, надо опираться во всём на чувство, можно не думать, а просто чувствовать… ну, так женщины считают!

А.Митрофанова:

- Всегда меня поражает интерпретация того, что я сказала, как я сказала…

О.Александр:

- Это нормально!

А.Митрофанова:

- … Александром Владимировичем!

О.Александр:

- Это… ко мне иногда прихожане подходят: «Батюшка, какую проповедь сказали! Как точно!» – и начинают пересказывать проповедь… я это не говорил! Но человека настолько, вот, поразило…

А.Ананьев:

- «Я буду всё отрицать!.. Я ничего не подпишу!..»

О.Александр:

- Да… но… у него что-то преломилось его внутренними переживаниями, хотя я совершенно о чём-то другом говорил… но… вот, у него – так, вот. Поэтому… это нормально.

А.Митрофанова:

- Что скажете, отец Александр?

О.Александр:

- Ну, вы знаете, у нас, всё-таки, есть Евангелие, есть Христос, Его образ, который в Евангелии отражён. Он – чувствовал. Он – «восскорбел»… он даже плакал… и так далее… то есть, явно – чувства.

А.Ананьев:

- А разве это не слабость?

О.Александр:

- Нет, не слабость. Это нормальная человеческая природа.

Возьмём пример хирурга. Если хирург абсолютно бесчувственен – то есть, у него нету чувства любви, то он будет плохим хирургом.

А.Ананьев:

- Подождите… любовь – это действие… любовь – это поступки… любовь – это не чувство!

О.Александр:

- Секундочку… любовь – это состояние души, которое проявляется в поступках, чувствах, словах, эмоциях и всём остальном. А человек – это, такая, интегральная… так сказать… существо интегральное, в котором есть – разное.

И вопрос – почему святые так недоверчиво относились к чувствам? Потому, что часто именно страсть является источником чувства. Надо разобраться: источник чувства – что?

«СЕМЕЙНЫЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Ананьев:

- «Семейный час» на радио «Вера».

С вами – Алла Митрофанова, Александр Ананьев и протоиерей Александр Никольский.

Признаться, я, вообще, поставил бы… вы знаете, есть в математике такой знак приблизительного равенства – две волнистые параллельные линии. Чувство и страсть – это одно и то же.

Доказательство… я сегодня математическим каким-то складом ума блещу просто тут на всю студию! Доказательство: есть слова, сказанные в спокойном состоянии человеком, не испытывающим чувство. Алла Сергеевна, на Вас сегодня красивая блузка, и причёска Ваша – замечательная. Вот, ну… просто я знаю… Почему я сказал? Просто, я знаю, что ей это доставит удовольствие, я знаю, что она эту блузку долго выбирала, гладила, и ей будет приятно. А если ей будет приятно, и я попаду в рай. Ну, вот, какая-то такая логика.

Если же я скажу что бы то ни было в чувствах… знаете, есть такое выражение? «И он, в чувствах, сказал ей… и он, в чувствах, бросил…

А.Митрофанова:

- … в сердцах…

А.Ананьев:

- Ну, это «в чувствах», да?

О.Александр:

- В сердцах, обычно, только негатив имеется в виду, обычно, в текстах литературных…

А.Митрофанова:

- Да…

А.Ананьев:

- Ну, конечно! Оно всё негативное! Понимаете… всё, что выходит за… всё, что заставляет нас терять равновесие… там… вправо-влево мотаться – это всё заставляет нас терять ось, равновесие. Мы должны твёрдо стоять на ногах, и не позволять…

А.Митрофанова:

- Мне было бы гораздо приятнее… ну, прости, что я перебиваю… но если б ты сказал… тепло эти слова.

А.Ананьев:

- А я и скажу их…

А.Митрофанова:

- Так ты обычно их и говоришь, а не, вот, таким, вот… ровным… голосом, констатируя факты.

А.Ананьев:

- Я ровным голосом сказал, чтобы подчеркнуть! Ну, обычно, я тебе говорю, вот, эти, вот… очень трезвомысленные слова – с тёплым чувством. Я хороший актёр – поэтому, нормально… ты можешь не переживать…

О.Александр:

- Я представляю, как я матушке говорю – ровным голосом: «Оля… у тебя очень хорошая блузка. И причёска у тебя – тоже хорошая». Она мне скажет: «Саша, ты перетрудился…»

А.Митрофанова:

- Да, да… именно, так! Именно, так…

Не знаю… мне кажется, что и в случае с хирургом… одно дело, когда он включает холодную голову для того, чтобы спасти жизнь другому, и, в момент операции, от него требуется максимальная концентрация сил. И совсем другая история, когда этот же хирург проявляет, впоследствии, скажем… ну, всякие разные бывают ситуации. Допустим, там… к нему последовательно, на протяжение какого-то времени, потом приходит этот пациент. И… как сказать… хирургу не обязательно, в данном случае, быть, по отношению к нему не только профессионалом, но и человеком. Но, если в нём, вот, это человеческое переживание, всё-таки, где-то в глубине, есть – пусть он, в силу профессионализма, его не включает в момент принятия решений по поводу лечения – но переживание… да?…

Или, вот, пожалуйста, Елизавета Семёновна Владимирова – потрясающий хирург из института Склифософского, с колоссальным стажем. Как она говорит, что: «Переживаешь за каждого, как за себя!» Это не значит, что в ней эмоции клокочут в тот момент, когда она оперирует, или, в дальнейшем, ведёт своего пациента… но она за каждого переживает…

А.Ананьев:

- Нет-нет… не «за каждого»… она сказала по-другому – вот! – она сказала иначе! Алечка, прости, солнце… она сказала: «Я лечу так каждого, как лечила бы себя… как будто бы себя». Но – не «переживаю».

О.Александр:

- Вы знаете, всё-таки, сопереживание – это важно. То есть, хирург должен, всё-таки, огорчиться от смерти больного…

А.Митрофанова:

- Конечно… ну… так и бывает!

А.Ананьев:

- Обычно… но это неправильно.

А.Митрофанова:

- Почему?!

О.Александр:

- Это – правильно.

А.Митрофанова:

- Иначе… иначе, человек… в статистику превращается!

О.Александр:

- Да! «Уберите этот труп…»

А.Митрофанова:

- Ну, да…

О.Александр:

- Так, спокойно… без эмоций… «Уберите этот труп».

А.Ананьев:

- Но это же правильно… Врачи… они, вот, поднимают руки в перчатках… я много смотрел сериалов про врачей!

А.Митрофанова:

- А я спросила об этом, кстати…

А.Ананьев:

- Они поднимают руки в перчатках, и говорят: «Время смерти – такое-то…», записывают, уходят.

О.Александр:

- Ну, это они – внешне могут себя держать в руках. Внутри они… Я с хирургами общался, они мне даже исповедовались… они сильно переживают часто. Они держат себя в руках, все эмоции стараются… какие эмоции?.. панику…

А.Ананьев:

- Так, это же грех!

О.Александр:

- Во время операции – конечно.

А.Ананьев:

- И после операции…

О.Александр:

- Нет. Сопереживание должно быть. Понимаете? Любовь-то – она же не безъэмоциональная. Это же не программа в роботе! Как искусственный интеллект… он, кстати, тоже может научиться, как говорить комплименты! Элементарно.

А.Митрофанова:

- Да, может… и даже интонацию может…

О.Александр:

- И интонации, и чувства включить… ну, в смысле, интонационно…

Кстати, мне одна звонила – искусственный интеллект, «женщина» – я минуты через три только понял, что это искусственный интеллект! Она настолько… это были такие разговоры… она говорит: «А почему Вы молчите?»… и то-то, то-то… это… и, вдруг, я, в какой-то момент, понял, что там – схема идёт… схема разговора. Поэтому…

А.Ананьев:

- Вы обратили внимание на то, что в её речи присутствует логика, и Вы поняли, что – что-то не так…

О.Александр:

- Так, вот… нет, эмоции – они… Давайте, ещё раз возьмём… давайте, возьмём молитву.

Если вы её будете читать абсолютно бесчувственно, вы её читать внимательно, скорее всего, не сможете. Чтобы молитву – особенно, для нас, людей грешных, – читать внимательно, надо – что? Покаяние. Покаяние – оно имеет и чувственную составляющую… чувство покаяния – так и говорим. То есть, вот, это – чувство вины перед Богом, перед людьми… это – чувство вины, сожаление о содеянном… сожаление – тоже к чувству относится… и так далее.

Если ты читаешь молитву с этими чувствами, с таким чувственным настроем, покаянным, тогда молитва идёт легко. То есть, не то, что легко – она внимательная идёт. Чем, если ты просто будешь… такие слова… а, потом, когда ты читаешь слова просто внимательно, у тебя, автоматически, какие-то чувства возникают – если ты их внимательно читаешь. Там же нету каких-то философско-логических цепочек – в молитве. Там всё – об одном и том же. Разные варианты.

А.Митрофанова:

- Конечно.

О.Александр:

- Там – разные варианты. О грехах, о добродетелях…

А.Митрофанова:

- Иногда… простите, отец Александр, перебью… даже, грешным делом, когда Молитвослов в руках, редактор в голове случается… включается… и думаешь: «Ну, зачем… это же можно сократить!»

О.Александр:

- Да-да-да! Оптимизировать, да…

А.Митрофанова:

- Да, да… сократить… это – повтор… это… потом думаешь: «Стоп, стоп… стоп… у тебя сейчас не статья в руках, и не в хронометраж тебе надо вписаться – у тебя Молитвослов…»

О.Александр:

- … а обрести то состояние души, которое содержится в молитве.

А то, знаете, как хорошо: «Дорогой муж, а почему ты со мной беседуешь только в 11.05? И – ровно 15 минут?»

А.Митрофанова:

- Да, да, да…

О.Александр:

- «Как – почему? Я оптимизирую наши отношения!»

А.Митрофанова:

- Да-да-да… примерно, так.

О.Александр:

- Поэтому… понимаете… вот, даже молитва – требует чувства. Но – какого чувства? Правильного. Покаяние – это… чувства… это неотъемлемая вещь для человека! И они – могут помогать человеку творить добро, о котором Вы говорили в начале нашей сегодняшней передачи. А могут – мешать человеку творить добро, если они – повторяю – исходят из страсти.

Вот, эта влюблённость, которая человеку отключает мозг, и человек бросает семью, детей… всё, что угодно может сделать… самые нехорошие поступки – «от чувства любви», в котором, на самом деле, любви, конечно, нету. Вот, это чувство – оно основано на страсти, плотской страсти.

А можно… когда ты, человек, собачку пожалел, взял её с улицы… ты её пожалел.

А.Ананьев:

- Собачке не надо, чтобы ты её пожалели… собачке надо, чтобы её покормили, и обеспечили безопасную жизнь.

О.Александр:

- Ну… всё равно, первоначально, когда вы взяли её с улицы, вы её пожалели. И потом – обеспечили безопасную жизнь.

А.Ананьев:

- Но у нас, ведь, часто – как бывает? Мы её жалеем… сердце на разрыв… всё такое… а сделать – ничего не можем. И уходим. И собачке не помог, и себе не помог. Зачем, вот, это всё было? Я жалею… жалею… ни к чему!

О.Александр:

- Ну, а, всё-таки, вдруг это будет последняя капля, которая… всё-таки… милость Божию к нам привлечёт?

А.Ананьев:

- Растопит каменное наше сердце?

О.Александр:

- Да.

А.Ананьев:

- Не знаю. Нет уверенности.

Вопрос. А чем чувство отличается от страсти?

Ну, вот, допустим… вот, написал, вот, этот, вот, портретик мальчика, который влюбился в Ксюху из соседнего подъезда. Кушать не может, спать не может, учиться в своём 11-м классе не может. Всё время сидит на крыше, воет дуром под гитару, и любит Ксюху «аж не могу». Чем не страсть?

О.Александр:

- Страсть.

А.Ананьев:

- Ну?.. Чем не чувство? Чувство. Чувство есть страсть, и страсть есть грех, и мы решили всю нашу проблему.

О.Александр:

- Так, дело в том, что чувства – ещё раз говорю – они имеют разный источник, разную природу. То есть, чувства могут быть от добродетелей – милосердие, там, и так далее, и чувство может быть – от страсти. И там, и там – чувства. Просто, они имеют разный знак. Разнонаправленные.

Чувства… если их источник страсть, и мы на них опираемся… ну, там, влюблённость – вот, это самая страшная вещь. Потому, что это – источник развала многих семей…

А.Ананьев:

- Ну, и ещё, нередко, источник создания многих семей.

О.Александр:

- Да. Но… знаете… если они не перейдёт в любовь, то это не очень надёжно. Потому, что они достаточно быстро проходят – за несколько лет.

А.Ананьев:

- Вот. А не было бы влюблённости, люди бы более разумно подходили к выбору жён, мужей… в зрелом возрасте – лет в 40…

О.Александр:

- Знаете, есть такая шутка… она не совсем шутка… Какие браки самые счастливые? Браки по расчёту, если расчёт правильный. Только этот расчёт должен быть духовный. Обычно-то «брак по расчёту» – имеется в виду материальное… количество зарплаты… там… и так далее.

У меня были случаи, когда… в кризис у мужчины зарплата падала… там… с 500000 до 250000, и невеста от него уходила. И он приходит на Венчание один. Я говорю: «А где невеста?» И он говорит: «Да у меня зарплата в два раза упала».

А.Ананьев:

- Всё равно венчали?

О.Александр:

- Невеста не пришла – всё! Она сказала: «Слушай, у тебя зарплата не та, чтобы я с тобой венчалась!» Вот, в буквальном смысле слова – я не утрирую совсем.

А.Митрофанова:

- Надо же…

О.Александр:

- То есть, это было всё откровенно… кризис 2008 года был, помню.

Так, вот… тут вопрос, именно… если, вот, влюблённость – она от плотской страсти, и она лишает человека разума. А может быть – любовь.

Вот, раньше… мы знаем с вами из истории, из литературы XIX века, что браки были – ну, родители там имели очень большой вес, иногда даже – решающий.

А.Митрофанова:

- Было дело.

О.Александр:

- Было дело… Так, а браки-то были счастливее!

А.Митрофанова:

- Не факт.

О.Александр:

- В среднем.

А.Ананьев:

- Разводов не было.

О.Александр:

- Что значит, не было? Секундочку…

А.Митрофанова:

- Не показатель.

О.Александр:

- Дело в том – почему? Потому, что родители, не обладая чувством влюблённости, но любя свою дочку или сына, они рассматривали, вот, эту пару – ну, кто там нарисовался… князь… граф… смотря, где… или, там, сосед с соседней улицы деревенской – и видели, что этот парень – любит выпить, любит гулять с девочками. Он девочкам – очень нравится, потому, что он харизматичен, он умеет понравиться девочке. Но именно в силу, вот, этих своих «достоинств», он будет отвратительным мужем, который будет гулять от жены через месяц после брака.

А.Митрофанова:

- Понимаете, отец Александр…

О.Александр:

- А она – ничего этого не видит. Притом, я говорю это… знаете… не XIX век я сейчас вспоминаю. Это было у меня… вот… среди моих знакомых. И там папа упёрся – насмерть. И она, в конечном счёте… ну, в общем, до неё дошло, когда немножко… чуть… влюблённость притухла… что это… извините… она за ней бегает – и гуляет ещё с двумя-тремя, одновременно.

А.Митрофанова:

- Ну, это – конечно… не вариант.

О.Александр:

- Вот… а она – не видела! Когда ей это говорили, она говорила: «Это неправда». Потом – дошло.

Так, вот… я к чему говорю… что – родители-то видели, и соединяли людей, которые, действительно, по многим качествам, друг другу подходили – и люди влюблялись друг в друга. Потому, что они были – хорошие люди. У них были одни принципы, одни ценности. Понятно, что они смотрели и на чувства – нормальные родители.

А.Ананьев:

- Не влюблялись…

О.Александр:

- Влюблялись!

А.Ананьев:

- Они начинали уважать друг друга.

О.Александр:

- Уважать… и влюблялись тоже!

А.Ананьев:

- Ну, что значит – влюблялись?

О.Александр:

- Ну… у них возникали… такие… бурные чувства.

А.Ананьев:

- Какое бурное чувство? Ну… пять минут – и всё бурное чувство…

О.Александр:

- Нет, ну… всё равно, влюблённость – была.

А.Ананьев:

- Не верю я во влюблённость. Не верю я в чувства.

А.Митрофанова:

- Я Пушкина тут вспоминаю: «Привычка свыше нам дана – замена счастию она». Как раз, в контексте того, о чём Вы, отец Александр, говорите… Ларина-мама… не Татьяна с Ольгой, а их матушка: её же, точно так же, по расчёту выдали замуж за приличного человека, которого она не любила. Ну, вот… она сначала плакала, потом – привыкла, а потом – нашла, как мужем управлять, и… давай! Надо же было как-то компенсировать… Была ли она счастлива? Не знаю. И, вот, Пушкин об этом говорит… «Привычка свыше нам дана – замена счастию она…»

О.Александр:

- Знаете… вот, это момент – какой? Если супруги поженились и поставили себе целью брака стяжание любви – притом, в себе самом; не то, что партнёр должен, с каждым годом, всё больше и больше любить… то есть, не партнёр, а я должен любить… вот, здесь – да. Тогда… собственно говоря, Бог создал, здесь, у нас, на земле – чтобы мы любить друг друга научились, и это очень непросто. Это очень непросто. И, тогда – да… когда человек поставил себе цель, и у него, в какой-то момент, возникает… там… обида – негативное чувство. Он обиду поборол, покаялся, как-то попытался своего супруга полюбить, это у него как-то, с Божьей помощью, получилось – у него возникли тёплые чувства. Чувство – это следствие. Следствие добродетели, если это нормальное чувство, и – страсти, если это негативное чувство, отрицательное. Вот и всё.

Поэтому… вот, влюблённость – это просто плотское чувство, которое может создать семью, и может так же легко её разрушить. А может создать семью, а потом, когда оно уйдёт, как и любое плотское чувство – оно уходит… семья создалась, потом ушло – да, а что здесь делать-то? Разошлись. Вот.

А.Митрофанова:

- Понятно…

Вот, поэтому, надо поставить себе целью – любовь. Но чувства – они возникают естественным следствием.

А.Ананьев:

- И с ними надо бороться.

А.Митрофанова:

- Ой, да что ж такое…

О.Александр:

- Ну, не всегда бороться. Надо смотреть, от чего они.

А.Ананьев:

- Посмотрим, от чего они ровно через минуту полезной информации, отец Александр… у нас сейчас…

О.Александр:

- Ну, пусть…

А.Ананьев:

- … да… безо всяких лишних чувств я объявляю эту минуту неизбежности. А через минуту… совершенно спокойно… без лишней эмоциональности… продолжим разговор о том, как управлять этим огоньком, под названием «чувства», и, при этом, не спалить сарай соседа.

«СЕМЕЙНЫЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Ананьев:

- «Семейный час» на радио «Вера».

Протоиерей Александр Никольский, Алла Митрофанова и Александр Ананьев. Ещё раз, добрый вечер!

Сегодня мы в, такой, лёгкой полемике проводим наш «Семейный час» на радио «Вера».

Я считаю, что чувства, в любом случае, это такое… может быть, неизб… знаете, это как физиологические процессы. В моём организме, вот, прямо сейчас, проходит ряд физиологических процессов – довольно много. И они все такие… ну, вот… приятного мало. Я ими, как-то, не управляю, и, в общем… они идут, и идут.

Вот, чувства – это те же самые физиологические процессы. Опираться на них в своей духовной жизни? Опираться на них в своей семейной жизни? Нельзя. Управлять – можно.

О.Александр:

- Согласен полностью!

А.Ананьев:

- Осознавать, что, вот, у меня – здесь бурлит, здесь булькает, а здесь дёргает – нужно. Потому, что это – залог твоего физического здоровья. Но говорить: «Я беру тебя замуж потому, что я в тебя влюблён!» – это, всё равно, как сказать: «Я беру тебя замуж потому, что у меня расстройство желудка!» – но это глупость.

Влюблённость – это расстройство.

А.Митрофанова:

- О-ой...

А.Ананьев:

- Я слышал! Вы сказали, что Вы согласны со мной – я так и записал уже!

О.Александр:

- Н-да…

А.Митрофанова:

- Базаровщина какая-то… простите!

А.Ананьев:

- Хорошо, что не обломовщина!

О.Александр:

- Знаете… вот… как проверить чувство? Чтобы, действительно, было не расстройство желудка… потому, что на расстройстве желудка счастья не построишь, как известно.

Надо поставить себя перед Богом. Богу молиться. Вот, основа нормальных чувств – это любовь. Любовь – не является чувством, естественно… хотя, она эти чувства провоцирует, потому так они и проявляются… любовь – она там, где… в чувственной сфере… подожди… в эмоциональной сфере.   

Так, вот… надо, когда мы хотим узнать, что за чувство – надо Богу начать молиться. Поставить себя перед Богом. Надо вспомнить Евангелие. Почитать Евангелие. Что там говорит Господь? Нормальное чувство должно быть основано на заповедях Божиих. Нормальное чувство должно быть основано… исходить… на долге, который говорит: «Да, тебе хочется зло делать, и все твои эмоции туда идут – делать зло. Но ты, вот, берёшь себя за шкирку, разворачиваешь, и ведёшь к тому добру, которое тебе делать не хочется, но это тебе говорит совесть».

Но, при этом, когда ты начинаешь молиться, у тебя определённые и чувства, которые… то есть, совесть – она тоже чувства провоцирует. Чувство справедливости, там… чувство… ну, да, тебе хочется так  сделать, что это…

А.Ананьев:

- О какой справедливости в этой жизни… у меня такое ощущение, что, каждый раз, когда мы начинаем следовать за чувствами – да… там… за чувством справедливости – мы отходим от Бога и совершаем грех.

О.Александр:

- Ну… справедливости, такой… высшей. Кстати, ну… как… справедливости...

Вообще, справедливость – она…

А.Ананьев:

- … только у Бога.

О.Александр:

- … не всегда Богу противоречит, мягко говоря. То есть…

А.Ананьев:

- Нет справедливости, есть – милосердие. Это всё, на что мы можем, и должны быть способны.

А.Митрофанова:

- Нет… у Бога-то есть справедливость, просто, в реальной жизни…

А.Ананьев:

- У Бога есть справедливость – да, да, да…

А.Митрофанова:

- … в нашем земном измерении… да, представить себе справедливый мир довольно таки сложно.

О.Александр:

- То есть… нет… ну, это – да… я ж не имел в виду социальную справедливость и так далее. Но иногда ты сознаёшь, что Бог с тобой… да, Он тебя наказал… но это справедливо.

А.Ананьев:

- Мы как-нибудь поговорим с Вами на тему того – наказывает ли Бог… у нас есть немало вопросов к Вам на сей счёт. Потому, что мне кажется, что Господь нас любит. А всё, что дурного с нами происходит – это мы сами себя наказываем.

О.Александр:

- Ну, я говорю – по-человечески. Святые отцы тоже так говорят.

А.Ананьев:

- По-человечески… ну, конечно, конечно, конечно…

О.Александр:

- То есть, надо… чтобы понять, где истина – без молитвы это сделать невозможно. А если мы будем опираться на чувства, мы можем легко уйти – в силу того, что мы люди грешные. Вот, именно поэтому есть недоверие к чувствам. Но… если ты идёшь к добродетели, то у тебя, рано или поздно, появятся чувства, и эти чувства тебе помогут дальше идти к добродетели. Они тогда будут уже не препятствовать, а помогать.

А.Ананьев:

- Я помню, вот, это своё состояние… когда мы с тобою ехали, Алечка, и мне пришла в голову эта мысль… знаете, какой пример у меня был пред глазами? Батюшка Серафим Саровский.

И, вот, к нему приходят люди – Мотовилов приходит… там… ещё кто-то… он испытывает чувство влюблённости к ним? Не-а…

А.Митрофанова:

- Он тёплые чувства испытывает…

А.Ананьев:

- Он испытывает чувство сострадания? Не-а…

А.Митрофанова:

- Почему? Как же…

О.Александр:

- Нет… ну, я бы не сказал… я несогласен!

А.Ананьев:

- Нет, нет, нет… он приходит, он видит – человек страдает. Он его любит – батюшка Серафим Саровский умеет любить, умеет любить по-настоящему, и он видит, как, с Божьей помощью, он может помочь человеку. Если он не может, он обратится с молитвой к Богу. Но со спокойным, смиренным… мир – это что такое?... мир – это спокойствие… мир – это тишина…

О.Александр:

- Но спокойствие – это и эмоциональный фон тоже…

А.Митрофанова:

- Это же – не отсутствие эмоций и чувств!

О.Александр:

- Да, это…

А.Митрофанова:

- Отсутствие эмоций, чувств... это… всё время… Сиддхартха, прости Господи, на ум приходит… его путь – Будда! Понимаешь? Вот, он от всего отрёкся…

О.Александр:

- Это – путь умирания…

А.Митрофанова:

- … да… превратился в ничто! Ну… мне кажется, что это… в христианской системе смыслов – это, как раз, иначе!

О.Александр:

- Конечно! Дело в том, что… когда у тебя мир в душе – это, что, не чувство?

А.Ананьев:

- Мир в душе… нет, это отсутствие чувств.

О.Александр:

- Нет, это неправда. Это тоже чувство.

А.Митрофанова:

- Вот, могу сказать… просто, знаю по опыту многих людей… есть браки, которые распались из-за того, что у кого-то из супругов очень ярко была выражена эмоциональная холодность. Не хватало эмоциональной включённости и теплоты. Вот, другому супругу это было нужно, а этот супруг…

О.Александр:

- Как правило, это мужчины… чаще всего…

А.Митрофанова:

- … да… вот, он формировался таким образом… может быть, у него в семье было не принято – обниматься, добрые слова говорить…

А.Ананьев:

- И это – 368-е доказательство того, что чувства – это зло!

А.Митрофанова:

- Почему? Наоборот…

А.Ананьев:

- Ну, потому, что нельзя искать чувства в семье… нельзя искать чувства в другом человеке…

А.Митрофанова:

- …

А.Ананьев:

- … нельзя быть зависимым, а это – прямая зависимость от чувств. Она столь же вредна, как зависимость от никотина и алкоголя.

О.Александр:

- Ну… знаете… всё-таки, детям чувства нужны, например… от родителей…

А.Митрофанова:

- Так, и… жене нужны чувства!

О.Александр:

- А жене – ещё больше. Потому, что если мужчина не окажет чувства детям, то жена может детям эти чувства давать… ну… как-то, они папу не очень будут любить, но… семья как-то – будет, и дети будут как-то воспитываться.

А, вот, жене – совсем тут, конечно, уже… как? У неё, конечно, бывает некоторая зацикленность на детей – она замыкается… ну, ладно, раз уж он такой. Но… даже, вот, пойдём из принципа любви.

Вот, человек страдает без чего-то – притом, это, само по себе, не греховное. … вот, эту эмпатию, это сочувствие, эти какие-то добрые слова. Это ж не любовь. Это же – поддержка жены, а жене живётся тяжело, как и всем людям. И, вот, ты можешь спокойно дать ей какое-то… такое, вот… какие-то слова добрые сказать, с неким эмоциональным наполнением – добрым…

А.Митрофанова:

- И кошке приятно…

О.Александр:

- Вот – да… доброе слово и кошке приятно.

А ты это не делаешь. Значит, ты – человек, просто, недобрый… ты не делаешь доброго поступка.

А.Ананьев:

- Ты делаешь поступки!

О.Александр:

- Нет… это не добрые… а, вот, это… это – тоже добрый поступок, это – тоже нужно. А ты это – не даёшь. И ты – грешишь. Не проявляя чувств к жене.

А.Ананьев:

- Другой пример. Для меня нет большой разницы в отношениях с семьёй и в отношениях с Церковью.

Вот, я прихожу в церковь с какой-то целью – для меня это тоже отношения, и я тоже пытаюсь, как бы… Если, вдруг, я прихожу в церковь, и не испытываю чувства – и чё? Мне перестать туда ходить?

О.Александр:

- Нет. Как, кстати, если ты не имеешь чувств к жене – это не повод сразу разводиться.

А.Ананьев:

- Конечно. То есть, это – нормальное состояние…

О.Александр:

- Это значит, что над собой надо работать – и чувства появятся! И с церковью… и к жене… там… и к Богу.

А.Ананьев:

- Но это нормальное состояние – когда у тебя… вот… нету каких-то страстей, каких-то чувств, каких-то ярких инсайтов – их может не быть…

О.Александр:

- Нет, секундочку… страстей – это немножко другое. Мы страсть к Богу испытывать не можем, к жене – тоже… страсть, вот, такую, вот…

А.Ананьев:

- Страсть – это гипертрофированное чувство, болезненное, видимо…

О.Александр:

- Это извращённое чувство.

Вот, Вы знаете, что страсти – это извращённые добродетели…

А.Митрофанова:

- Конечно!

О.Александр:

- … по святым отцам?

А.Митрофанова:

- Да…

О.Александр:

- Соответственно, страсти, которые провоцируют какие-то эмоции… это извращённые эмоции – не те, которые нужно. Вот, и всё. А так – источник – один и тот же. Надо просто его переключить – с Божьей помощью. Предстать пред Богом, молясь, борясь с грехом – и тогда  у тебя всё будет нормально. У тебя будет добродетель с нужной эмоцией. А источник – один и тот же. Это я говорю не своё, а учение Церкви.

А.Ананьев:

- Ну, вот, это, вот… вот, это, вот, мне понятно, и здесь я… просто, вынужден согласиться. Вы абсолютно правы в том, что… ну, вот… в своём понимании того, чем чувства отличаются от страстей… мы, как-то, вот, уже обсуждали этот момент. Но, вот, то, что чувства… вернее, страсти – это извращённые чувства… это очень крутое определение.

Не так давно, открыл для себя методологию лечения чувственных расстройств – назовём их так. Как выяснилось, современные люди настолько погрязли в каких-то правилах, в современном социуме, в общении с такими… безъэмоциональными буками, как я, что они и сами перестали отдавать себе отчёт в своих чувствах.

Если спросишь человека: «Как ты себя чувствуешь?... Что ты сейчас чувствуешь?...» – «Я о`кей! Всё нормально…» А там чувств – огромный спектр! Сколько – список – нам говорили?..

А.Митрофанова:

- Да, порядка, девяноста, что ли, для начала…

А.Ананьев:

- Девяносто чувств…

А.Митрофанова:

- Оттенков самых разных…

А.Ананьев:

- Да, оттенков чувств…

А.Митрофанова:

- Это даже не оттенки, это – базовые какие-то… ну…

А.Ананьев:

- Базовые чувства, да, да… доходит до смешного и страшного! Некоторые пациенты современных психологов не способны отдавать себе отчёт в том, что они сейчас испытывают желание пойти в туалет…

О.Александр:

- Это – так психологи уже поработали?

А.Ананьев:

- Нет… это такая просто… на самом деле, это очень частая история!

А.Митрофанова:

- Они, как раз, пытаются это вылечить!

А.Ананьев:

- Это – очень частая история. То есть, человек, реально, сидит и хочет в туалет, но не понимает, что он хочет в туалет!

А.Митрофанова:

- Привык это заглушать…

А.Ананьев:

- Да. И, на самом деле…

О.Александр:

- Это – патология?

А.Митрофанова:

- Уже – да…

А.Ананьев:

- Нет, это не патология…

А.Митрофанова:

- Нет, это уже патология…

О.Александр:

- Это уже патология… то есть, соматическая патология…

А.Ананьев:

- Больше половины людей испытывают такое чувство… больше половины людей! То есть, да – у них есть где-то на подкорке понимание, что – да, было бы, наверное,         неплохо, но… но нет. Стало быть, нет у меня этого желания. А, вот, когда уже припрёт к стенке – вот, тогда ты побежишь уже с круглыми глазами, и это случается внезапно. Естественно, это расстройство.

К чему я начал говорить? К тому, что есть методология, которая называется «Журнал чувств». То есть, человек регулярно, несколько раз в день, открывает специальный журнальчик, и записывает: «Итак, сейчас, в такое-то время, я испытываю, вот, такое чувство, такое, такое, такое и такое… это – хорошо, плохо ли, – но у меня, вот, такие чувства». А уж с причиной этих чувств, а также – чувства это или страсти, будем разбираться позже.

А.Митрофанова:

- Ну… это хорошая тема.

А.Ананьев:

- Это хорошая тема.

А.Митрофанова:

- Странно, что ты теперь в сторону чувств посмотрел, и, вроде, как, уже… против них не возражаешь?

А.Ананьев:

- Не-не-не-не-не… я, по-прежнему… знаешь… всё-таки, склонен относиться к чувствам, как к тому, что мешает нам – тебе, мне, отцу Александру – результативно и качественно выполнять свою работу. Как в семье, так и в Церкви, так и на работе. И я даже поясню, что я   имею в виду.

«СЕМЕЙНЫЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»ё

А.Ананьев:

- «Семейный час» на радио «Вера».

Алла Митрофанова, протоиерей Александр Никольский и припёртый к стенке Александр Ананьев… я хотел признаться в этом в конце программы, но признаюсь сейчас.

Вот, этот мой радикализм – он, конечно, напускной, и я, во многом, провокатор. Я не считаю, что чувства – это, безусловно, плохо… но… не всё так однозначно.

Давайте, нарисуем другой пример. Экипированный по самые уши боец ОМОНа, который должен выполнить задачу, поставленную перед ним его командованием. Там… ликвидация каких-то преступников по ту сторону дома, условно говоря. Какие чувства должен испытывать этот боец? Гордость? Мимо. Ненависть? Мимо. Любовь и сострадание? Мимо. Любые чувства, которые он будет испытывать, помешают ему выполнить приказ.

О.Александр:

- Нет. Я бы… ну, ещё раз… мы должны не путать чувства и состояние души, скажем так. Вот, у бойца, в идеале – я, конечно, не говорю, там, у кого – как, в реальности – это будет чувство любви к Родине, чувство любви к гражданам этой Родины, потому, что Родина – это не просто берёзки, цветочки – это люди, прежде всего, и желание, чтобы он мог этих людей защитить от носителей зла – каких-то, там, условных бандитов, которые уже многим плохо сделали – поубивали, ограбили и так далее. Их задача, вот, это зло пресечь, чтобы оно дальше не ходило по нашей земле… ну… и их… там… в тюрьму отправить, или что-то такое. У него такой функционал. И, по идее, он должен не быть циничным. Иначе, отсутствие, вот, этого осознания ценностей этих, может человека привести в состояние цинизма, и он может спокойно ликвидировать этих бандитов, а потом спокойно уйти на пенсию, и пойти в бандиты. Потому, что он это, извините…

А.Ананьев:

- Нет, ну… в бандиты он не пойдёт – это преступление.

О.Александр:

- Ну, почему? Нет! Это, кстати, в реальности, как раз, бывает. И это не то, что они, там, все идут, омоновцы, в бандиты – упаси, Господи, я так не говорю, но кто-то это делает. Это я знаю не понаслышке.

Как раз, у людей, которые, может быть, в силу этой своей специфики работы – вот, стали циниками. «Что есть истина?» – известный ответ, да? Пилатовский.

Поэтому, чтобы этого не было, надо иметь вполне определённые ценности – осознанные, которым ты служишь. Высшие ценности. Которые, естественно, провоцируют определённые чувства.

А.Ананьев:

- Угу… тоже принимается. Мне очень понравились Ваши рассуждения о цинизме, как об обратной стороне чувственности.

О.Александр:

- Да, но это – тоже чувство. Цинизм – это тоже чувство.

А.Ананьев:

- Цинизм… разве это не полная бесчувственность, и, просто, констатация фактов?

О.Александр:

- Нет.

А.Ананьев:

- Циничный человек – он отбрасывает всю эмоциональную сторону, оставляет лишь…

О.Александр:

- … кроме чувства любви к себе. Вот, это он не отбрасывает. У него, такое, острое чувство любви к себе. В том числе эмоционально сформированное.

А.Ананьев:

- Я, к сожалению, не в достаточной степени образован, чтобы прояснить этимологию слова «цинизм»…

А.Митрофанова:

- Давай, изучим!

А.Ананьев:

- Надо будет изучить. Но мне кажется, что там нету… вот, этого, вот… «я»… и эгоцентризма какого-то…

О.Александр:

- Ну, да! Так, как раз, цинизм – это следствие эгоизма.

А.Ананьев:

- Цинизм – следствие эгоизма?

О.Александр:

- Да, абсолютно. Как и все греховные состояния тоже.

А.Ананьев:

- Ну, будем полагать, что так оно и есть.

Те люди, которые испытывают сложности с отсутствием чувств, или переизбытком чувств. В семье. Давайте, уже, отбросим то, что чувства – это плохо, или чувства – это хорошо. Но есть какие-то расстройства. Как бороться с…

А.Митрофанова:

- … излишней эмоциональностью?

А.Ананьев:

- Да! Может быть, с излишней эмоциональностию, или излишней эмоциональной холодностью. Как научиться принимать и то, и другое с благодарностью, и выправлять ситуацию?

Ну, вот, кстати… ты обращала внимание, что ты чрезмерно эмоциональна бываешь?

А.Митрофанова:

- Конечно…

А.Ананьев:

- Ну, что там говорить… даже я бываю чрезмерно эмоционален! И в этом нет ничего хорошего – на эмоциях, я могу наговорить гадостей… что, собственно, и случилось, буквально, вчера… нет, позавчера. Когда мы ехали на машине – помнишь, я изображал какого-то нашего общего знакомого в самых некрасивых жестах, и потом извинился ещё перед тобой, потому, что не стоило мне себя так вести – самому стало противно. Но это всё – эмоции, это всё – лишние чувства. Не страсти даже, а это… вот… просто… «чувство справедливости»… «чувство любви к Родине»… да, да, я тоже люблю Родину…

А.Митрофанова:

- Да, нет… это, мне кажется, защитная реакция организма, которому наступили на пятку.

А.Ананьев:

 - Уязвленное самолюбие?

А.Митрофанова:

- Мне кажется, да.

А.Ананьев:

- Нет, я… нет. Нет. Это, исключительно, патриотизм! Исключительно, патриотизм.

Так, что же делать, отец Александр? Психология? Психологи?

О.Александр:

- Вы знаете… психологи – они могут поговорить… они даже могут тебе объяснить.

Вот, у меня был случай, когда одна моя знакомая… психологи объяснили, что нехорошо ревновать своего мужа – просто ревновать, беспочвенно.

А.Ананьев:

- Вообще ревновать плохо.

О.Александр:

- Вообще плохо… ну, а там даже и… вот. И она поняла, что это – плохо. То есть, я пытался ей объяснить – я не смог ей объяснить, хотя…

А.Митрофанова:

- Вопрос – что с этим делать?

О.Александр:

- Да. А психологи ей объяснили. Но она, всё равно… у ней семья распалась из-за ревности. Понимаете?

То есть, можно всё понять, а сделать, всё равно, не сможешь ничего с собою.

Поэтому, тут надо, всё-таки, вспомнить о Боге. Вот, когда тебя что-то захлёстывает, ты теряешь контроль… самоконтроль… надо вспомнить о Боге.

А.Ананьев:

- Вот. Когда ты в этом состоянии начинаешь – где бы ты ни был – молиться, разве это не попытка усмирить… ну, в частности… не только попытка обратиться к Богу за помощью, но и попытка усмирить собственные, вышедшие из-под контроля, чувства?

О.Александр:

- Да. Но чувства – они же… мы же говорим, что это – либо добродетели, либо страсти. То есть, это – страсти вскипели, они сделали чувственный выбор – негативных чувств… эмоций.

А.Ананьев:

- «Хорошие» чувства не могут выйти из-под контроля?

О.Александр:

- Нет… хорошие – нет.

А.Ананьев:

- Да, ладно… У меня есть знакомая жена, которая иногда, в своём сострадании и желании помочь деньгами, или ещё как бы то ни было, может выйти из-под контроля – так, что мало не покажется…

О.Александр:

- Ну, у нас был Иоанн Кронштадтский, даже не жена… и тоже он, как-то, вот… без контроля постоянно… ходил…

А.Ананьев:

- И это плохо! Это плохо!..

О.Александр:

- Но он святой был, зато.

А.Ананьев:

- Ну…

О.Александр:

- Понимаете… человек – что-то приобретает от этого тоже. Он теряет, может быть, деньги… даже не лишние деньги… не лишние, а нужные деньги…

А.Ананьев:

- Ну, да…

О.Александр:

- … но, иногда, он, теряя эти нужные деньги… ну, он, всё-таки, не обрекает на голод мужа несчастного, который начинает худеть, и…

А.Ананьев:

- К сожалению, нет… не начинает худеть… может быть, мало отдаёт?

О.Александр:

- … да… так, вот… но, зато, эта жена, абстрактно, приобретает благодать Божию, которая изливается на всю семью.

А.Ананьев:

- Или – гордыню?

О.Александр:

- Ну, это тоже может быть. Кстати говоря. Вот… это надо разбираться. Разбираться с Божией помощью.

А.Ананьев:

- Надо разбираться. Будем разбираться…

О.Александр:

- То есть, молиться… и тут очень важно ещё, для нас… вот, святые – да, они всегда свои чувства контролируют… они, ведь, чувствовали – раз, что-то пошло не то…

Тут очень важна такая фраза апостола: испытывайте духов – от Бога ли они? Когда у тебя возникает какое-то злобное чувство… чувства – они тоже показатели… ты должен тут же напрячься внутренне, и начать выяснять. То есть, может, тебе дальше ещё непонятно, что это такое… тогда надо начать: «Это не то что-то… я мир потерял!» – о котором мы с Вами сегодня говорили. Я потерял мир! То есть, явно, какой-то грех. И – начать молиться. И, в процессе молитвы, ты это всё определишь.

Но для нас очень важно – поскольку мы, к сожалению, не святые, не имеем трезвомыслия, и мы очень легко теряем самоконтроль, и нас страсти выбрасывают куда-то в совсем нехорошие сферы – тут очень важно, как можно быстрее прийти к молитве. Когда ты – наорал, накричал, обиделся… ещё что-то, там… очень трудно бывает молиться.

А.Митрофанова:

- Это точно, да…

О.Александр:

- Да… там… саможаление, если тебя обидели… или, там, наоборот – осуждение, если ты сам обидел… то есть, пытаешься до последнего сказать, что «я – по справедливости эмоционально врезал своей супруге»… или ещё что-то… и – вот, в этот момент, надо взять и заставить себя молиться. Потому, что…  уже – пусть… там, всё уже произошло… скандал… всё уже было. Вот, ты – остался один, ты должен начать молиться обязательно.

Кстати, очень помогает, в этом смысле, утреннее и вечернее правило… особенно, вечернее. Вот, ты пришёл – тебе надо вечернее правило читать. Надо читать – а оно не идёт, потому, что у тебя дух – не Христов. У тебя дух – дьявольский. Вот, это уже должно тебя напрячь – почему у тебя молитва не идёт? Значит, ты – в состоянии греха. Притом, в обострённом состоянии греха.

И, вот, в этой ситуации, обычное вечернее правило, обычная вечерняя молитва может тебе очень помочь прийти в себя…

А.Ананьев:

- … избавиться от чувств.

О.Александр:

- … нет… почувствовать… почувствовать, что ты неправ, и пойти мириться со своей другой половинкой.

А.Ананьев:

- Я понял… под конец программы, я, так, безопасненько понял – потому, что я успею высказать свою мысль, а возразить мне уже никто не успеет! Потому, что наше время подходит к концу. Я круто устроился…

Смотрите… Мы все, по сути, животные. Только, Божией милостью, наделённые душой и духом. Вот, та часть наша – телесная, животная – она, как раз, и испытывает все эти чувства.

Что такое – гнев? Гнев – это такое состояние внутренней мобилизации бобра, при которой в кровь бобра впрыскиваются какие-то гормоны, которые помогают бобру быстрее бегать и кусать сильнее… ну, вот… такое состояние бобра.

Что такое – влюблённость? Это такое состояние бобра, при котором бобёр готов к воспроизведению самого себя в пределах данного ареала его обитания.

И так – все чувства. Все, безусловно.

Чувство справедливости – это значит: мы, бобры, сейчас пойдём и отстоим свой пруд… там… ну, понимаете, да?

И задача христианина, наделённого душой и духом… вот… оставить это, животное, в покое. Пусть бобры… оставь бобру – боброво. Оставь. У тебя есть молитва. У тебя есть смиренное сердце. И, в общем…

О.Александр:

- Но ты… немножко разочарую эту Вашу теорию… у дьявола-то – нет ничего «бобрового», плотского – он дух, абсолютный дух, бесплотный. А грехи-то у него все есть. Ну, кроме чревоугодия… там… плотских чувств… блуда, там… хотя, он может их провоцировать…

А.Ананьев:

- А почему его называют зверем? Потому, что он за это звериное отвечает… за чувства…

О.Александр:

- Потому, что… зверь – это образ агрессии, образ зла…

А.Ананьев:

- Да… и похоти…

О.Александр:

- … поэтому… и, в том числе, и похоти… поэтому… в нём плотского-то ничего нету… поэтому, чувства – они не только в нашем теле, хотя они в теле тоже есть… а чувства – они и в нашей душе тоже.

А.Ананьев:

- Спасибо Вам огромное, отец Александр!

Время пролетело незаметно… Простите меня, пожалуйста, за десять-пятнадцать идиотских высказываний, которые я допустил в эфире. Я не то, чтобы так не думаю, но мне просто захотелось обострить нашу полемику, и у меня, в общем, получилось. По крайней мере, жена смотрит на меня со смешанным чувством гордости и презрения… значит, всё не просто так!

Сегодня с вами был настоятель храма Трёх святителей в Раменках протоиерей Александр Никольский, Алла Митрофанова…

А.Митрофанова:

- … Александр Ананьев.

А.Ананьев:

- Услышимся ровно через неделю! Даже не знаю, что вам пожелать… Чтобы чувства были правильные, а не извращённые – вот! Пока!

О.Александр:

- До свидания!

А.Митрофанова:

- До свидания!

«СЕМЕЙНЫЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА».


Все выпуски программы Семейный час

tolpekina

Последние записи

Деяния святых апостолов

Деян., 12 зач., IV, 23-31. Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Для христиан совершенно естественно всякое дело…

16.05.2024

«Промысл Божий непогрешим: помните, что Бог исполняет все Свои обещания. Да не упадаёт каждый из нас духом»

Святителю Иоанну Тобольскому Господь заранее открыл день его кончины. В июне 1715 года владыка отслужил последнюю…

15.05.2024

500 человек в Белгороде получили помощь от фонда «Мои друзья

  Московский фонд «Мои друзья» с 2009 года помогает людям оплачивать лечение, реабилитации, покупать лекарства…

15.05.2024

«Роль духовника». о.Григорий Геронимус

У нас в гостях был настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус. Разговор шел о роле духовника…

15.05.2024

«Радость в жизни христианина». Протоиерей Александр Овчаренко

У нас в гостях был клирик храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерей Александр Овчаренко.…

15.05.2024

Пирожок насущный. Анастасия Руснак

Ожидание первенца, бесспорно, радостное событие. Но, к сожалению, мое состояние счастья в период беременности сопровождалось…

15.05.2024

This website uses cookies.