В одиннадцать лет я стала свидетелем чуда, которое сотворил Господь по вере моего папы — отца Стефана и по слезной молитве мамы болящего ребенка. Я на всю жизнь усвоила, что абсолютное доверие Богу творит чудеса.
Это произошло в тысяча девятьсот девяносто втором году в сельском храме во имя Святителя Николая, где папа начинал свой священнический путь. Уже само его назначение туда настоятелем было для нашей семьи знаковым: в свое время именно святитель Николай спас папу от гибели, когда тот, еще работая сварщиком, упал с высоты пятиэтажного дома, но остался жив. Сорвавшись с высоты, отец успел только вскрикнуть: «Николай, помоги».
О святителе он знал от своей верующей бабушки, которая пересказывала внуку житие святого Николая. И вот, в минуту отчаяния уже взрослый внук вспомнил врезавшееся в детскую память имя.
Село было небольшим. Прежнее здание храма взорвали в советское время, поэтому вновь образованному приходу местная администрация отдала здание бывшей школы. Требовался капитальный ремонт.
Папа поначалу сам делал всю работу — строил, пилил, красил, сваривал. В храме, как мы смеялись, трудились «Юля и три бабули». Вскоре люди, видя рвение батюшки, стали ему помогать, и приход потихоньку начал расти. Сформировался костяк, который насчитывал уже более двадцати человек.
Среди них была женщина, чей сын так сильно заикался, что едва выговаривал даже отдельные слова. Это было причиной насмешек со стороны одноклассников. Со своими переживаниями мама и ребенок пришли к отцу Стефану за духовным советом. И на исповедь.
Папа благословил женщине читать акафист святителю Николаю, наложить на себя строгий пост и прийти в следующее воскресенье на причастие вместе с сыном. С того же дня батюшка сам начал строго поститься, вкушать только просфоры и воду.
Помню, как в течение недели папа вставал в пять часов утра, молился, много трудился в храме и читал акафист святителю Николаю. Он часто так делал, когда усердно молился о своих духовных чадах. Мама мальчика тоже выполняла все, что сказал делать батюшка.
И вот, наступило воскресенье. Женщина и ребенок со слезами молились в храме, батюшка — в алтаре. Когда они причастились, мальчик подошел к столику, взял чашечку с теплотой, кусочек просфоры и четко произнес: «Спаси Господи!»
Регент застыла, мы на клиросе перестали петь. Мама заплакала и многие прихожане тоже, а мальчик закричал: «Я говорю, я говорю! Святитель Николай, спасибо! Я говорю!»
Состояние всех присутствующих трудно передать словами! Это было чудом и милостью Божией для всех нас.
Вот так Господь по молитвам святителя Николая, по вере отца Стефана и родной матери ребенка исцелил мальчика. Впоследствии он стал священником.
В тридцать шестом псалме есть такие слова: «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень». Эта история, произошедшая на моих глазах, стала примером пламенной веры, доверия Богу и упования на Него. Стучите, и отворят — сказано в Священном Писании. И еще. По вере вашей да будет вам!
Автор: Юлия Узун
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», — подметил однажды античный мыслитель Плутарх. И надо сказать, его высказывание вполне согласуется с христианским представлением об учительстве. О данной теме много писал, например, апостол Павел. В частности, в послании к Евреям, отрывок из 13-й главы которого читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Апостол Павел обращается к евреям-христианам, жившим преимущественно в Иерусалиме, в кризисный для них момент. Глава Иерусалимской церкви, апостол Иаков, был убит гонителями. Потеряв крепкого, духоносного лидера, христиане Святой Земли пришли в замешательство. И многие из них стали подумывать о возвращении к прежним религиозным верованиям. Прежде всего, в иудаизм. Только бы избежать преследований со стороны гонителей Церкви.
Апостол Павел, узнав о бедах Иерусалимской церкви, поспешил утешить её чад. И помочь им преодолеть искушение предать Христа. Апостол признаёт, что святой Иаков, при всех разногласиях, которые имелись у них с Павлом, был настоящим праведником. Разногласия касались особенностей проповеди христианства среди язычников. Апостол Павел в отличии от Иакова был настроен более открыто к иноверцам и инородцам. Но разность мнений, во-первых, не имела критического значения, а во-вторых, оказалась делом прошлым, Иаков погиб. И кончина его, как верно отметил Павел, это кончина мученика. Но только Иаковом Церковь не ограничивается. И главным пастырем Церкви является Господь Иисус Христос. А Он щедро наделяет мудростью, силами, вдохновением пастырей, готовых служить делу проповеди Евангелия, созидания общины Христовой.
Потому Павел призывает своих читателей не падать духом, но иметь надежду на Бога. И Тот обязательно придёт на помощь. Как пришёл Он на помощь к Сыну Своему, Который воскрес из мёртвых не только по собственному стремлению, но по благодатной воле всей Святой Троицы. Интересно, что послание к евреям было написано Павлом в условиях тюремного заключения. Апостола гонители Церкви лишили свободы и добивались его казни.
Удивительно, но Павел совершенно не унывает. Он, конечно, был бы не против продолжить своё служение Церкви. Но, во-первых, святой прекрасно понимал, что всё в руках Божиих, и Богу нужно доверять. А, во-вторых, Павел ясно осознавал, что и на нём, Павле, что называется, свет клином не сошёлся. И Церковь продолжит жить и после его смерти, которая рано или поздно, но обязательно наступит. А потому главное, о чём стоит позаботиться, состоит в следующем — подготовить достойную смену, зажечь огонь веры в сердцах нового поколения пастырей. Чтобы было кому продолжить дело созидания общины Христовой, проповедовать Евангелие и тем, кто в Церкви, и тем, кто пока к Ней не присоединился.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем монахам Михайло-Архангельского монастыря обрести постоянный кров
Михайло-Архангельский мужской монастырь в городе Юрьев-Польский Владимирской области — один из древнейших в России, основан в XIII веке. За свою долгую историю обитель пережила несколько периодов опустошений и возрождений. В советские годы её и вовсе закрыли. Однако здания и храмы сохранились до наших дней.
Монастырская жизнь возобновилась здесь с 2006 года. Но пока она не может быть полноценной. Уже много лет часть помещений обители принадлежит музею, в частности братский корпус. Из-за этого на территории нет места для проживания монахов. Сейчас их 5 человек, вместе они вынуждены снимать комнаты в ближайшей гостинице и приезжать в монастырь на службы. В такой ситуации обитель не может развиваться и тем более принимать новых послушников.
«Мы с тяжёлым сердцем вынуждены отказывать тем, кто желает поступить к нам в Михайло-Архангельский монастырь, поскольку не имеем возможности их разместить», — рассказывает иеромонах Софроний.
Чтобы исправить ситуацию, братия приняла решение обзавестись собственным жильём. «Добрые люди помогли нам купить двухэтажный дом конца XIX века на окраине города Юрьев-ПОльский. И всё бы хорошо, но старое здание нуждается в серьёзном ремонте. И только своими силами нам здесь не обойтись», — продолжает отец СофрОний.
Изначально старинный дом находился в аварийном состоянии. Но сегодня он понемногу оживает. В будущем братском корпусе вовсю идут ремонтные работы. Чтобы удалось завершить их как можно скорее, монастырю необходима помощь в покупке стройматериалов и не только. Если вы хотите узнать подробную информацию и поддержать обитель финансово, переходите на сайт Михайло-Архангельского мужского монастыря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в романе «Идиот». Протоиерей Павел Карташев
У нас в гостях был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел об образах святости в романе Федора Михайловича Достоевского «Идиот», стоит ли искать в князе Мышкине черты Христа, и как с различными проявлениями святости сталкиваются герои романа.
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер