Нам, как Фоме неверующему, нужны доказательства присутствия Бога. Явные, ощутимые. Чтобы мы могли «потрогать и убедиться»... Видимо, снисходя к такой нашей особенности, Бог посылает нам разные «явления своего присутствия». А потом как-бы говорит: «Ну что, ты еще сомневаешься»?
Это произошло в теперь уже далеком 1993 году. Мой дедушка, Александр Ефимович Захаров, страдал онкологическим заболеванием. Надо сказать, что вся его жизнь — это большой человеческий подвиг. Он родился в далеком селе Кшень Курской области. В три года остался сиротой, был отдан «в люди», уже приглядывал за скотом, сильно горевал от своей сиротской жизни. Воспитывался фактически чужими людьми. Сирот тогда не бросали, вырастили, выкормили.
Дед рано начал работать. А в Великую Отечественную пошел на флот. Достояние нашей семьи — фотографии красавца-деда, голубоглазого блондина с белозубой улыбкой в бескозырке с надписью Балтийский флот и множество орденов и медалей —два ордена Великой Отечественной войны, орден Красной звезды и другие.
Он прошел две войны — Финскую и Отечественную. Участники финской вообще не выживали... Но после контузии вернулся с фронта к бабушке, которая преданно и самозабвенно любила его всю жизнь, и потом, когда его не стало в 2002 м, каждое утро целовала его пиджак с орденами...
Но вернемся в 1993-ий. Мы думали, что дедушка уйдет тогда. Он лежал в онкологическом отделении больницы, ничего не ел, буквально высыхал и едва разговаривал. Мы с моим мужем, Николаем, тогда готовились к свадьбе. Коля сказал: «Если дедушка умрет, мы все отменим. Так что, мы обязаны его поднять...» Конечно, дело было не только в свадьбе.
Как ребенок, родители которого много гастролировали, я все детство провела с бабушкой и дедушкой. Если бабушка порой была строга, то дед никогда не ругал, вообще не умел сердиться. Он растил меня, водил в музыкальную школу, научил плавать и кататься на коньках. Безумно любил всех и заботился обо всех.
И вот, он умирает... Когда все стало совсем плохо, мы поехали в Троице — Сергиеву Лавру. Это было на Крещение Господне. Мы набрали воды, и я принесла ее умирающему дедушке. По капле, по глоточку он стал пить и говорил: «Что за водичка такая чудесная! Дай, пожалуйста, еще!»
Через неделю мой дедушка вышел из больницы на своих ногах. После этого он прожил еще 10 лет, перед смертью исповедовался и причастился, у всех попросил прощения. Господь избавил его от мучений. И он при таком тяжелом недуге уходил почти безболезненно. Умер во сне в окружении семьи: любимой жены Верочки, детей и внуков...
Чудеса случаются и для нас, сомневающихся в присутствии Бога, такие доказательства, наверное, нужны. Нам непременно хочется почувствовать присутствие Бога через различные «знаки». Когда, после какой-то просьбы у святыни, мы вскоре не получаем просимого, отчаиваемся и внутри произносим «Бог нас не слышит». Нам кажется, что он непременно должен проявиться «здесь и сейчас», должен! Но почему? А верно ли, полезно ли для нас то, что мы просим? Почему Он должен? Почему не должны мы? И не напоминают ли наше обращение к Богу товарно-денежные отношения? Но тем не менее, видя нашу немощь, Он являет нам свою силу именно через вот такие «чудеса».
Мне хочется в идеале прийти к безусловному, абсолютному пониманию веры. Не сомневаться, а твердо знать, что Бог есть! «Верую, Господи! Помоги моему неверию!».
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 194 зач., XI, 31 - XII, 9.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Нет человека, у которого не было бы не самых, мягко говоря, приятных воспоминаний. Таких, которые хотелось бы забыть и о которых никому не хочется рассказывать. Далеко не всегда такие воспоминания связаны с каким-то грехом, бывают они вызваны и недоразумениями, скажем, когда мы кого-то неправильно поняли или же столкнулись с неправильным истолкованием наших слов. У апостола Павла тоже были неприятные воспоминания, но он не стеснялся их упоминать в своих посланиях и делал он это для того, чтобы подчеркнуть величие Христа, а также показать, сколь многое может дать человеку вера. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 11-й и 12-й глав Второго послания апостола Павла к Коринфянам. В этом отрывке мы можем услышать как о неприятном эпизоде в жизни апостола Павла, так и о той славе, которую открыл ему Христос.
Глава 11.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Глава 12.
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Сложно представить что-то более нелепое, чем человека, которого спускают из окна в корзине. Именно так — бегством с использованием окна, верёвки и корзины — апостол Павел спасся от царя Ареты в Дамаске. Павел мог бы не уточнять детали своего бегства, мог он их и каким-то образом облагородить, но он описал всё так, как оно было: взрослый человек сидит в корзине, и его спускают на землю из окна.
Для чего же апостол вспомнил и описал этот эпизод своей биографии? Ответ нам дают дальнейшие слова только что прозвучавшего отрывка, в которых Павел рассказал о человеке, восхищенном в рай и слышавшем там «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». И контекст Второго послания к Коринфянам, и традиция толкования этого отрывка указывают нам, что здесь апостол говорит о себе самом, это он увидел рай.
Получается, что сначала апостол рассказал о не самом приятном своём приключении, и тут же перешёл к рассказу о прямо противоположном событии, сменив при этом действующее лицо с себя на некоего иного человека.
Здесь можно заметить как минимум два крайне назидательных момента. Во-первых, не стоит выпячивать данные нам от Бога откровения, и если есть необходимость их упомянуть, то лучше говорить так, как это сделал апостол, то есть для души безопаснее приписать случившееся не себе, а какому-то другому непоименованному человеку. Во-вторых, Бог в равной степени может нас как возвеличить, так и принизить. Он может показать нам высоту нашего призвания и может поставить нас в крайне неудобное положение. Первое не гарантирует, что нас не постигнет второе, а второе вовсе не означает невозможности первого. Один и тот же человек в разные периоды своей жизни может переживать и духовный подъём, и духовное оскудение. Бог иногда явным образом поддерживает нас, а иногда Он как будто бы скрывается от нас, и тогда мы превращаемся в крайне нелепых людей, таких, на фоне которых апостол Павел в своей корзине выглядит образцом человеческого достоинства и благородства.
Апостольский опыт учит нас не смущаться и не превозноситься, он учит нас в любой ситуации оставаться верными Богу и не забывать, что сила Божия проявляет себя там, где есть место человеческой слабости.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Окна и двери для храма, который врачует души зависимых людей
В Республике Татарстан, в Пестречинском районе, действует Православная терапевтическая община. Здесь проходят реабилитацию люди, зависимые от алкоголя и наркотиков. Возглавляет эту общину иеромонах Вячеслав Шапоров, настоятель храма Преображения Господня, который находится неподалёку, в урочище Русская Серда.
В процессе выздоровления подопечных большую роль играет не только помощь специалистов, но также труд и, конечно, молитва. Старинный Преображенский храм — это сердце православной терапевтической общины. Правда пока тут нет ни окон, ни дверей, ни куполов, и всё равно он помогает врачевать людские души. Батюшка служит в храме молебны и даже Литургии. Подопечные общины, которые страдают от зависимости, обращаются здесь к Богу, обретают душевный покой и надежду на новую жизнь. Кроме того, они заботятся о храме — регулярно участвуют в волонтёрских субботниках.
В 20-столетии святыня сильно пострадала и много лет прибывала в запустении, но сегодня она возрождается. Те, кто проходят реабилитацию в терапевтической общине, помогают ухаживать за территорией храма, наводят порядок внутри. Недавно подопечные совместно с волонтёрами соорудили для храма временную кровлю. Чтобы полностью защитить его от осадков и остановить разрушение, важно до начала зимы установить окна и двери.
Собрать средства на все необходимые работы настоятелю храма, священнику Вячеславу, помогает Фонд Архангела Михаила. Если вы тоже хотите принять участие в благом деле и поддержать церковь Преображения Господня, что находится в урочище Русская Серда в Татарстане, переходите на сайт фонда: https://fond-am.ru/projects/hram-preobrazheniya-gospodnya-pos-russkaya-serda-ii-etap/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«19-е воскресенье по Пятидесятнице». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2 Кор., XI, 31 — XII, 9) и Евангельского (Лк., XVI, 19-31) чтений в 19-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти Казанской иконы Богородицы, апостола Иакова, брата Господня, великомученика Димитрия Солунского, иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость».
Все выпуски программы Седмица