
Мария Чугреева
Нам, как Фоме неверующему, нужны доказательства присутствия Бога. Явные, ощутимые. Чтобы мы могли «потрогать и убедиться»... Видимо, снисходя к такой нашей особенности, Бог посылает нам разные «явления своего присутствия». А потом как-бы говорит: «Ну что, ты еще сомневаешься»?
Это произошло в теперь уже далеком 1993 году. Мой дедушка, Александр Ефимович Захаров, страдал онкологическим заболеванием. Надо сказать, что вся его жизнь — это большой человеческий подвиг. Он родился в далеком селе Кшень Курской области. В три года остался сиротой, был отдан «в люди», уже приглядывал за скотом, сильно горевал от своей сиротской жизни. Воспитывался фактически чужими людьми. Сирот тогда не бросали, вырастили, выкормили.
Дед рано начал работать. А в Великую Отечественную пошел на флот. Достояние нашей семьи — фотографии красавца-деда, голубоглазого блондина с белозубой улыбкой в бескозырке с надписью Балтийский флот и множество орденов и медалей —два ордена Великой Отечественной войны, орден Красной звезды и другие.
Он прошел две войны — Финскую и Отечественную. Участники финской вообще не выживали... Но после контузии вернулся с фронта к бабушке, которая преданно и самозабвенно любила его всю жизнь, и потом, когда его не стало в 2002 м, каждое утро целовала его пиджак с орденами...
Но вернемся в 1993-ий. Мы думали, что дедушка уйдет тогда. Он лежал в онкологическом отделении больницы, ничего не ел, буквально высыхал и едва разговаривал. Мы с моим мужем, Николаем, тогда готовились к свадьбе. Коля сказал: «Если дедушка умрет, мы все отменим. Так что, мы обязаны его поднять...» Конечно, дело было не только в свадьбе.
Как ребенок, родители которого много гастролировали, я все детство провела с бабушкой и дедушкой. Если бабушка порой была строга, то дед никогда не ругал, вообще не умел сердиться. Он растил меня, водил в музыкальную школу, научил плавать и кататься на коньках. Безумно любил всех и заботился обо всех.
И вот, он умирает... Когда все стало совсем плохо, мы поехали в Троице — Сергиеву Лавру. Это было на Крещение Господне. Мы набрали воды, и я принесла ее умирающему дедушке. По капле, по глоточку он стал пить и говорил: «Что за водичка такая чудесная! Дай, пожалуйста, еще!»
Через неделю мой дедушка вышел из больницы на своих ногах. После этого он прожил еще 10 лет, перед смертью исповедовался и причастился, у всех попросил прощения. Господь избавил его от мучений. И он при таком тяжелом недуге уходил почти безболезненно. Умер во сне в окружении семьи: любимой жены Верочки, детей и внуков...
Чудеса случаются и для нас, сомневающихся в присутствии Бога, такие доказательства, наверное, нужны. Нам непременно хочется почувствовать присутствие Бога через различные «знаки». Когда, после какой-то просьбы у святыни, мы вскоре не получаем просимого, отчаиваемся и внутри произносим «Бог нас не слышит». Нам кажется, что он непременно должен проявиться «здесь и сейчас», должен! Но почему? А верно ли, полезно ли для нас то, что мы просим? Почему Он должен? Почему не должны мы? И не напоминают ли наше обращение к Богу товарно-денежные отношения? Но тем не менее, видя нашу немощь, Он являет нам свою силу именно через вот такие «чудеса».
Мне хочется в идеале прийти к безусловному, абсолютному пониманию веры. Не сомневаться, а твердо знать, что Бог есть! «Верую, Господи! Помоги моему неверию!».
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
13 сентября. О прошедшем Крестном ходе в Москве

12 сентября, в День памяти благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского, Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Даниловом монастыре в Москве.
На проповеди после богослужения он рассказал о прошедшем в столице 7 сентября, в День Собора московских святых, Крестном ходе.
Крестный ход, который недавно был, на днях буквально, он очень ясно сказал людям, многим, сомневающимся, неверующим или тем, кто цинично предвосхищал статистику и говорил: «Ну, соберут они там тысяч пятьдесят, ну, пройдут там с Кириллом вместе». А когда прошло четыреста тысяч, перепугались и стали называть совсем другие цифры. Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо.
Я не знаю ни одного другого мегаполиса в мире, ни в какой стране, даже традиционно вроде как и христианской, где бы в настоящее время могло произойти нечто подобное. И опять вопрос, а почему? Ответ у меня только один. А разве кровь мучеников не называлась семенем христианства? В глубокой древности, в античной, кровь мучеников — семя христианства.
И те мученики, которые погибали в после революционные годы, и те, кто был лишён возможности делать карьеру, потому что он был православным, или просто даже объявлять себя православным, или который лишался каких-то благ до лишения квартиры, если он был православным. Вот если всё это собрать воедино, то ведь действительно, и даже те, кто не прошёл через страшные страдания и мученическую смерть, во многом были притесняемы.
И конечно, исповедовать в то время веру в Господа и храмы посещать, особенно если у человека было хоть какое-то видимое положение в обществе, было уже большим и большим подвигом. И вот, действительно, еще раз хочу сказать, взирая на этот многотысячный крестный ход, вспоминал всё это.
Вспоминал своего деда-исповедника, прошедшего 47 тюрем и 7 ссылок. Вспоминал его отца, моего, который накануне свадьбы был арестован и отправлен на Колыму. Вспоминал многих его сослуживцев, которые прошли теми же тропами. Вспоминал многих, которые в тяжелейшие хрущёвские годы этого нового гадкого гонения под вывеской построения к 80-му году коммунизма, то есть справедливого общества, разрушали всякую справедливость, пытаясь уничтожить церковь православную.
Всё это вот вспомнилось и мне, когда мы шли с этим крестным ходом. Ещё раз скажу, что сегодня мы живём прямо-таки в другой стране.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. О верности Христу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным».
О верности Христу — священник Вадим Бондаренко.
Верность — прекрасное качество, которое очень высоко ценится в любом обществе. Это стержень, на котором может держаться как сам человек, так и его деятельность снаружи. Однако очень важно осознанно и вдумчиво выбрать, чему именно ты принимаешь решение быть верным.
Невозможно, чтобы не пришли сомнения, но насколько становится тяжело, когда сомнение накладывается на осознание, что то, во что ты верил, оказалось не стоящим этого. Апостол Павел в своём послании призывает сохранить верность Христу и Его Евангелию.
Человек меняется и предает, а организации под благовидным фасадом таят много того, о чём лучше и не знать. Только Сын Божий без недостатка, без двойного дна, без неожиданных изменений. Он тот, на ком без страха и опасения можно строить свою идентичность и жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. Об истории честного пояса Пресвятой Богородицы

Сегодня 13 сентября. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы при императоре Аркадии, правившем в Восточной Римской империи с 395 по 408 год.
Об истории святыни — протоиерей Михаил Самохин.
Пояс Пресвятой Богородицы вместе с Её Ризой, точнее, омофором, и иконой Божией Матери Одигитрии, написанной, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, был одной из трёх главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы. Эти три святыни давали основание называть Царьград городом Богородицы. И для византийцев выражение «град Твоей Богородицы» было синонимом слова «Константинополь».
Согласно преданию, пояс и Риза Божией Матери незадолго до Её успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещён в прекрасный ларец, который обрёл своё место в одном из трёх главных богородичных храмов столицы Византии — Халкопратийской церкви.
Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что святая императрица Пульхерия в этом храме установила ночные молитвы и процессию каждую среду, которую возглавляла, идя пешком, с лампадой, которую сама заправляла. А Патриарх Тимофей Константинопольский в VI веке установил практику совершать крестные ходы из Влахернского храма в Халкопратийскую церковь. Ковчег с поясом не открывали на протяжении столетий.
В результате двух падений Константинополя святыня покинула город и сейчас рассеяна частицами в Афонском Ватопедском монастыре, в Санкт-Петербургском Вознесенском Новодевичьем монастыре, в Грузии, в Казанском кафедральном соборе.
И мы понимаем, что святыни, подобные честному поясу Пресвятой Богородицы, служат нам материальным напоминанием о реальности евангельских событий, и при благоговейном к ним отношении становятся источником особой милости и благодати Божией. Уже то, что частицы одежд Божией Матери дошли до нас через тысячелетия — удивительная милость Божия к христианам. А то, что от этой великой святыни совершаются чудеса, ещё больше вдохновляет и укрепляет нас в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема