Саше Баранцеву 7 лет, он с удовольствием ходит в театральный кружок и учится в экономико-математическом лицее. Но ещё несколько лет назад такая обычная жизнь для мальчика и его семьи казалась несбыточной мечтой.
В два года на медицинском обследовании у Саши обнаружили опухоль в брюшной полости. Семья привезла мальчика на лечение из родного Ижевска в Москву. И благодаря своевременной помощи врачей ребёнка удалось спасти.
Трудное лечение уже позади. Однако каждые полгода Саше с мамой нужно прилетать в столичную больницу. «Мы находимся на контроле у врачей — не только онкологов, но и многих других. А это постоянные обследования. Часть из них важно делать именно в Москве, консультируясь с опытными специалистами. Для нас это дорого, и не всегда по силам», — объясняет Елена, мама Саши.
На помощь семьям в таких ситуациях приходит фонд «Настенька». Задача его команды сделать так, чтобы у детей из разных регионов России была возможность проходить лечение и необходимую диагностику в столичных клиниках.
Для Саши фонд «Настенька» несколько раз оплачивал дорогостоящие обследования. Сегодня ребёнок чувствует себя хорошо — живёт полноценно, общается с друзьями и участвует в разных постановках в театральном кружке у себя в Ижевске.
У фонда «Настенька» сотни подопечных детей — тех, кто уже победил болезнь, как Саша, и тех, кто только в начале сложного пути. Им всем важна поддержка. И если вы хотите помогать таким детям вместе с фондом, переходите на сайт проекта и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе соборное послание святого апостола Петра
2 Пет., 64 зач., I, 1-10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Кто из нас не слышал выражения «Бог в душе». Обычно церковными людьми оно воспринимается как отговорка и признак духовной лени, а нецерковными, наоборот, как признак неформальной личной веры. Очевидно, вера — явление, во-первых, духовное, а, во-вторых, действительно личное. Но означает ли это, что она не должна никак выражаться? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы Второго соборного послания апостола Петра, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:
2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь
Первое и самое важное, что стоит уточнять, когда речь идёт о вере в душе, есть ли в ней хоть какая-то конкретика. Если есть, её можно обсуждать, если же нет, то и говорить всерьёз не о чем. Ведь не будем же мы воспринимать всерьёз утверждение человека, который говорит, что любит поэзию, если он не может назвать ни одного поэта и не помнит наизусть ни одного стихотворения. В душе можно быть музыкантом, художником, кем угодно, но никто в здравом уме не будет утверждать, что он таков, если он не умеет играть ни на одном инструменте и ни разу в жизни не написал ни одной картины. Душа самым непосредственным образом связана с телом, и, если в душе человека живёт любовь или, напротив, ненависть, это будет заметно по его поведению. То же самое можно сказать о вере. Сегодня в России на законодательном уровне утверждается свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никой. Поэтому в самой по себе так называемой «вере в душе» нет проблем. Они начинаются там, где человек утверждает, что он христианин, но верит во Христа в душе, никак не проявляя этой веры на практике. Кажется, что и для этого нет никаких формальных препятствий, но всё же, если быть честным, какое-то из этих двух утверждений оказывается ложным. Хотя бы потому, что сама суть христианства заключается в том, что вера должна преобразить жизнь.
Так прозвучавший сегодня отрывок из послания апостола Петра начинается с предложения, в котором трижды упомянут Иисус Христос. Приветствие, которое Пётр обращает к читателям, не оставляет сомнений в том, кого апостол ставит в центр своего благовестия. Причём благовестия в плане вероучения не размытого, а очень конкретного. При этом уже второе предложение содержит именно практический призыв: он говорит — раз от Божественной силы Иисуса вам дано всё необходимое для благочестивой жизни, так что вы стали причастниками Божественного естества, постарайтесь показать в вашей вере добродетель. И речь не просто о необходимости творить добрые дела, но сохранять также нравственную чистоту, которая, постепенно развиваясь, воплощается в деятельной любви.
Если же этого не происходит, человек, по мысли апостола Петра, слеп и закрыл глаза, ведь действительная вера во Христа не может быть сокрыта от других. Наверное, не всегда она может проявляться в плане проповеди или явных разговоров, ведь человек может не чувствовать в себе сил говорить о своей вере подробно. Но в плане практической жизни проявление веры важно для каждого, ведь дела, в свою очередь, ведут к ещё более глубокому познанию Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Эль Греко. «Апостолы Пётр и Павел»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Какая замечательная традиция у нас с вами сложилась, Маргарита Константиновна! Когда вы приезжаете в Санкт-Петербург, мы с вами непременно приходим сюда, в Эрмитаж. И всякий раз вы открываете для меня что-то новое, интересное из мира живописи.
— Мне нравится эта традиция, Никита! И я даже знаю, о каком шедевре мы поговорим сегодня. Картина как раз перед нами — «Апостолы Пётр и Павел», работа художника 16-го века Эль Греко.
— 16-го века, вы сказали? Удивительно! Краски такие яркие, будто полотно написано в наши дни.
— А на самом деле ему уже больше четырёх веков, Никита. А краски действительно очень сочные, это отличительная черта художника Эль Греко. Думаю, это связано с тем, что он долгое время жил и работал в Испании, где его творчество приобрело по-испански экспрессивный, яркий характер.
— Но испанцем не был, как я понимаю...
— Родился он на греческом острове Крит, в юности переехал в Венецию, а затем в Испанию, в Толедо, где и остался навсегда. Но душа художника, настоящее имя которого, кстати, Доминикос Теотокопулос, до конца дней помнила родную землю — потому, наверное, он и носил прозвище «Эль Греко».
— То есть «грек» в переводе на русский!
— Да, Никита. Он начинал свой творческий путь как иконописец православной, византийской традиции. И это видно по ликам двух апостолов, изображённых на картине. Они написаны стоящими рядом. Апостол Пётр — слева. Взгляд его спокойный, умиротворённый. Справа от Петра — апостол Павел.
— Павел смотрит решительно. Чувствуется — у братьев по вере совершенно разные характеры. И художник подчёркивает это цветом облачений. Смотрите-ка у Петра плащ светлый, с золотистым отливом. У апостола Павла — яркий, красный.
— Два разных по характеру и по происхождению человека, вошли в историю как первоверховные, то есть главные, апостолы. Пётр был простым рыбаком, а Павел происходил из богатой и знатной семьи, получил великолепное образование. Но оба апостола, люди, можно сказать, из разных миров, стали верными учениками Христа и горячими проповедниками христианской веры.
— Павел, как я помню, сначала яростно боролся с последователями Христа.
— Да, но абсолютно изменился, когда однажды по пути в город Дамаск (в те времена входивший в состав Римской империи), куда Павел шёл за разоблачением христианской общины, он услышал голос Христа — «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» (Савлом звали Павла до крещения). Внезапно Павел ослеп. В тот момент он уверовал во Христа, изменил свою жизнь, раскаялся. И зрение вернулось к нему.
— Как Павел ревностно боролся с последователями Христа, так же искренно он принял учение Христово и стал одним из двух главных апостолов!
— Оба апостола, и Пётр, и Павел приняли мученическую кончину.
— Маргарита Константиновна, апостол Павел левой рукой опирается на книгу. Это Евангелие?
— Существует гипотеза, что Эль Греко изобразил Павла указывающим на послание, в котором апостол обращается к бывшим язычникам, жителям города Колоссы с такими словами: «Отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших... и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос».
— А почему именно на эту фразу?
— Потому что между апостолами произошёл разлад. Павел укорил Петра в лицемерии, за то, что тот сначала трапезничал вместе с христианами из язычников, а будучи обвинённым за это христианами из иудеев, стал чуждаться христиан не из иудеев. Апостол Павел призвал думать иначе: что через Христа каждый вне зависимости от происхождения станет чадом Божиим.
— Какая важная мысль! Мы все разные, не только по происхождению, но и по характеру, привычкам. Кто-то громкий и весёлый, кто-то скромный, смиренный, у нас разный опыт, разное прошлое... И в этом прошлом и ошибки, и грехи. Но раскаяние и искреннее обращение ко Христу — путь в Царствие Небесное для каждого человека.
— И это, пожалуй, главная мысль, которую хотел донести до нас художник Эль Греко в своей картине «Апостолы Пётр и Павел». Посмотри, пожалуйста, на неё. Ученики Христовы смотрят в одну сторону, руки их почти соприкасаются. Хоть они и разные, и между ними бывают разномыслия, но они — братья во Христе и любят друг друга.
— И нам бы так научиться — видеть в ближнем брата или сестру. Наверное, именно этого ждёт от нас Господь...
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Иван Айвазовский. «Вид на Москву с Воробьевых гор»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Маргарита Константиновна, как хорошо, что мы выбрались с вами в Санкт-Петербург. В этом городе, и особенно здесь, в Русском музее, где мы находимся, такая умиротворенная атмосфера... Но, признаться, я уже скучаю по родной Москве...
— Ну что ты, Наташенька! Ведь мы всего лишь третий день в Петербурге! Но я, кажется, знаю, как прямо сейчас ненадолго вернуться в Москву.
— С помощью какой-нибудь картины, наверное? Я угадала?
— Да! В этом зале находится одна работа... Идём! Вот она! Называется «Вид на Москву с Воробьёвых гор». Написал её Иван Айвазовский в 1848 году.
— Неожиданно... Вот ни за что бы не поверила, что её автор Айвазовский...
— Совсем нехарактерный сюжет для мастера морских пейзажей. На картине мы видим изгиб Москвы-реки со стороны Воробьёвых гор, в левой части полотна живописно раскинули ветви две стройные сосны, под ними художник изобразил группу людей.
— Судя по одежде, это крестьяне. Молодой мужчина в светлой подпоясанной рубашке смотрит вдаль, будто любуется прекрасным видом на реку и раскинувшийся вдали город. Рядом с ним две женщины и мужчина средних лет.
— Справа внизу на картине мы видим рощицу, а за рекой — тают в рассветной дымке силуэты старой Москвы, крыши домов, купола храмов, башенки колоколен...
— В наше время эти места выглядят совсем по-другому. Помните, мы с вами как-то прогуливались на Воробьёвых горах, по пути в Андреевский монастырь?
— Помню, Наташа, и с радостью вспоминаю ту поездку. Ты права, места здорово изменились. Вот эти прекрасные зелёные луга на противоположном от взгляда зрителя берегу реки теперь застроены современными зданиями, пересечены асфальтированными дорогами... А гладь Москвы-реки бороздят теплоходы.
— Но природа всё та же! Прекрасное небо над городом, пушистые облака такие же как в наши дни! И если я правильно помню, роща, которую мы видим на изображении справа, сейчас разрослась ещё пуще. Теперь там настоящий лес. И кстати, обратите внимание, Маргарита Константиновна, как эта рощица выглядит на картине. Кажется, она залита солнечным светом!
— О да, Айвазовский — мастер изображать световые блики, всполохи, отсветы! Он использует тёплые золотистые тона, чтобы контрастно выделить верхушки деревьев, подсвеченные утренним солнцем.
— Да и сама цветовая гамма полотна необыкновенно тёплая, от картины веет наступающим жарким летним днём.
— Колорит здесь особенный, так Айвазовский писал только в раннем периоде своего творчества. Золотисто-розовые, бежевые, жемчужные тона создают спокойное настроение, чувство умиротворения, тихой радости.
— Тихой радости... Как же часто в повседневной жизни нам этого не хватает... Мирного состояния, которое помогло бы увидеть и понять, что мир, раскинувшийся вокруг нас — настоящее Божье чудо. Будь то бегущая вдаль река или рассветная дымка...
— ...Силуэт старой Москвы, раскинувшейся вдоль линии горизонта, или величественная архитектура Санкт-Петербурга, где мы с тобой находимся. Замечательно, когда живопись вызывает такие добрые чувства и размышления, которые вызвала у нас картина «Вид на Москву с Воробьёвых гор» Ивана Айвазовского из коллекции Русского музея.
— Погуляем ещё пару дней по прекрасному Петербургу — и в Москву, к родным берегам. Что-то снова захотелось полюбоваться видами Москвы с Воробьёвых гор. Красиво там!
Все выпуски программы Свидание с шедевром