Жили в одном стойбище два парня. Одного звали Адычох, другого — Кечох. Были они с детства друзьями — не разлей вода, хотя и совсем разные по характеру. Адычох — бойкий, хвастливый, быстрый на язык, а Кечох — тихий и молчаливый. Так вместе и выросли.
Отправились как-то друзья в соседнее село, где Адычох себе невесту приглядел и решил посвататься. Родители девушки устроили смотрины, всех соседей в свою юрту пригласили.
— Слухи о вашей необыкновенной дружбе, Адычох и Кечох, даже до нас добрались, — сказал один из гостей во время застолья. — Неужели вам и впрямь друг для друга ничего не жалко?
— Конечно, нет, — сказал Адычох. — Я своему другу готов, что угодно отдать.
С этими словами Адычох снял с себя яркий, расшитый бисером пояс, надетый по такому случаю, и повязал его на Кечоха. А себя простым опоясал, из обыкновенный верёвки.
— Вот это дружба! — восхитились гости, соседи. — Неужели вы и оружия друг для друга не пожалеете?
— У нас ведь с тобой всё общее, да, Кечох? — оглянулся на друга Адычох.
Кечох молча кивнул и протянул товарищу свой любимый охотничий нож с узорами на рукояти — отцовский подарок.
— Может, ты и невесту другу отдашь? — засмеялся кто-то из гостей.
— Могу и девушку подарить, ведь она ещё не стала моей женой, — разгорячился Адычох, — Настоящий друг не должен только о себе думать.
Отец невесты на него только замахал руками:
— Что ты, что ты? Зачем? Мы ведь уже договорились... Мы и так верим, что ваша дружба — самая крепкая на свете, на всю жизнь!
После праздника отправились домой. Адычох был в прекрасном настроении и по своему обыкновению всю дорогу чем-то хвастался.
— Мой отец очень храбрый. Я весь в него пошел. Скоро я женюсь и мой сын вырастит таким же храбрецом... — и всё примерно в таком же духе.
Обратный путь снова лежал через тайгу. И вдруг навстречу друзьям из лесной чащи вышел медведь. Адычох мигом, в два прыжка оказался на дереве.
— Друг, кинь мне мой нож, — прошептал Кечох, оставшийся один на один со зверем. — Помоги мне!
Но Адычох затаился на дереве и боялся пошевелиться.
Тогда Кечох упал на землю и притворился мертвым. Косолапый подошел к нему, обнюхал лицо и заковылял в тайгу — как известно, мертвых медведи не трогают.
Когда опасность миновала, Адычох слез с дерева и весело спросил у товарища:
— Ну, и о чём вы там с медведем говорили?
— Медведь мне сказал: «Никогда не ходи в тайгу и не считай другом труса, который думает только о себе», — сказал Кечох. — А я ему ответил: «Спасибо, что пришёл: без беды друга не узнаешь».
(по мотивам хакасской народной сказки)
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.