
Жили в одном стойбище два парня. Одного звали Адычох, другого — Кечох. Были они с детства друзьями — не разлей вода, хотя и совсем разные по характеру. Адычох — бойкий, хвастливый, быстрый на язык, а Кечох — тихий и молчаливый. Так вместе и выросли.
Отправились как-то друзья в соседнее село, где Адычох себе невесту приглядел и решил посвататься. Родители девушки устроили смотрины, всех соседей в свою юрту пригласили.
— Слухи о вашей необыкновенной дружбе, Адычох и Кечох, даже до нас добрались, — сказал один из гостей во время застолья. — Неужели вам и впрямь друг для друга ничего не жалко?
— Конечно, нет, — сказал Адычох. — Я своему другу готов, что угодно отдать.
С этими словами Адычох снял с себя яркий, расшитый бисером пояс, надетый по такому случаю, и повязал его на Кечоха. А себя простым опоясал, из обыкновенный верёвки.
— Вот это дружба! — восхитились гости, соседи. — Неужели вы и оружия друг для друга не пожалеете?
— У нас ведь с тобой всё общее, да, Кечох? — оглянулся на друга Адычох.
Кечох молча кивнул и протянул товарищу свой любимый охотничий нож с узорами на рукояти — отцовский подарок.
— Может, ты и невесту другу отдашь? — засмеялся кто-то из гостей.
— Могу и девушку подарить, ведь она ещё не стала моей женой, — разгорячился Адычох, — Настоящий друг не должен только о себе думать.
Отец невесты на него только замахал руками:
— Что ты, что ты? Зачем? Мы ведь уже договорились... Мы и так верим, что ваша дружба — самая крепкая на свете, на всю жизнь!
После праздника отправились домой. Адычох был в прекрасном настроении и по своему обыкновению всю дорогу чем-то хвастался.
— Мой отец очень храбрый. Я весь в него пошел. Скоро я женюсь и мой сын вырастит таким же храбрецом... — и всё примерно в таком же духе.
Обратный путь снова лежал через тайгу. И вдруг навстречу друзьям из лесной чащи вышел медведь. Адычох мигом, в два прыжка оказался на дереве.
— Друг, кинь мне мой нож, — прошептал Кечох, оставшийся один на один со зверем. — Помоги мне!
Но Адычох затаился на дереве и боялся пошевелиться.
Тогда Кечох упал на землю и притворился мертвым. Косолапый подошел к нему, обнюхал лицо и заковылял в тайгу — как известно, мертвых медведи не трогают.
Когда опасность миновала, Адычох слез с дерева и весело спросил у товарища:
— Ну, и о чём вы там с медведем говорили?
— Медведь мне сказал: «Никогда не ходи в тайгу и не считай другом труса, который думает только о себе», — сказал Кечох. — А я ему ответил: «Спасибо, что пришёл: без беды друга не узнаешь».
(по мотивам хакасской народной сказки)
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема