
Почему Христос общается с народом притчами? В Евангелии от Матфея сказано: «И без притчи не говорил им». Видимо, потому что людям привычен этот жанр. Притча немногословна. В ней, как правило, встречаются сюжеты, близкие простому народу — пахарям, рыбакам, пастухам. Она содержит поучение в доступной форме и, благодаря краткости и образности, легко запоминается. Вспомним сюжеты о блудном сыне, о сеятеле, о виноградаре.
Однако к данному жанру относят и более короткие высказывания. Например, в книге Притчей Соломоновых мы читаем: «Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя». Подобные мудрые мысли мы находим и в знакомых пословицах, например, «стой за правду горой» или «на льстивые речи не льстись, а на правду не сердись».
По сути, притча говорится по ситуации, в нужный момент. На это указывает и происхождение слова «притча», оно родственно древнерусскому глаголу «притъкнутисѧ», что значило «случиться, произойти». Но ведь и пословицу мы употребляем по случаю, когда нужно сказать мудрое короткое наставление.
Несложно заметить смысловые параллели между данными жанрами. Например, царь Соломон говорит: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен». А пословица подтверждает: «Слово — серебро, а молчание — золото».
Или в книге Притчей читаем: «Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный». А народная мудрость советует: «Готовь сани летом, а телегу зимой». Ещё один пример: «Приятная речь — сотовый мёд, сладка для души и целебна для костей», — сказано царём Соломоном. А русская пословица говорит: «Доброе слово и кошке приятно», «доброе слово лечит».
Получается, что оба жанра схожи, только один — притча — более книжный, тяготеет к сюжетному рассказу, а второй — пословица — это короткая мудрая присказка. Но и притча, и пословица — богатейший кладезь мудрости, сохранённый в книгах и в народной культуре.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Что означают имена сказочных героев
- Сколько искусственных языков существует и зачем они нужны
- Почему заимствования их других языков — это хорошо
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
17 апреля. О подвиге святого Зосимы Палестинского

Сегодня 17 апреля. День памяти Преподобного Зосимы Палестинского, встретившего преподобную Марию Египетскую в пустыне Иорданской в шестом веке.
О подвиге святого — священник Алексий Дудин.
Преподобный старец Зосима Палестинский, подвизаясь добрым подвигом, вступил в борьбу с дьяволом, который каждого подвижника пытается преодолеть. И преодолеть, прежде всего, своим самым страшным оружием. Мы все прекрасно знаем, что самое тяжелое искушение — это искушение гордыни. И чем больше человек подвизается, тем больше ослабевают его страсти. Все, кроме одной страсти — страсти гордости. Эта страсть, как говорят святые отцы, как бешеный пес, вновь и вновь нападает на подвижника по мере того, как подвижник пытается ее отогнать. Для того, чтобы бороться с этой страстью, очень хорошо иметь перед своими очами пример более высокой жизни, более высокого подвига. Именно такой подвиг и именно такую жизнь показал Господь преподобному старцу Зосиме, дав ему возможность познакомиться с преподобной Марией Египетской, с ее жизнью, с ее подвигом, с ее смирением. Будем же и мы всегда искать впереди идущего, доброго, духовного наставника, который ближе к Богу, чем мы, и который мог бы дать нам не только пример подвига, но и пример своего личного смирения.
17 апреля. О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий

Сегодня 17 апреля. Вечером за богослужением читается 12 Евангелий о Страстях Христовых.
О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий — игумен Лука (Степанов).
Самое скорбное богослужение года — 12 Евангельских зачал от всех четырех евангелистов, читаемое в контексте богослужения, именуемом «Утреня Великой пятницы». Обычно служится эта утреня с вечера — Чистый четверг, Великий четверг. И это вечернее богослужение исполнено особого благоговения и сердечного сокрушения. Слушают каждое из 12 Евангелий, первое из которых от Иоанна особенно продолжительное, христиане с возженными свечами, которые и олицетворяют эту Кровь Христову, которая была излита Господом ради нашего спасения. По русской традиции не гасилась свеча после чтения 12 Евангелия, но копотью от этой горящей свечи запечатлевались притолоки — косяки домов в напоминание того знака помазания кровью Агнца на домах иудеев перед выходом из земли рабства по повелению Господню, когда ангел смерти обошел дома израильтян и были погублены все первенцы египетские. Само наименование праздника «Песах» означает проходить мимо, когда иудеи избавились от власти фараона и от смерти и получили возможность уйти в Землю обетованную.
17 апреля. О богослужении Великого четверга

Сегодня 17 апреля. Великий четверг.
О совершаемом в этот день богослужении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Четверг из-за исключительной важности дня, в который было установлено Таинство Причащения, называется Великим. Центральной частью совершаемого богослужения является чтение Евангелия об установлении Таинства Благодарения, или по-гречески Евхаристии. Вслед за учениками мы мысленно попадаем в специально приготовленную горницу, где Спаситель мира перед страданиями преподал ученикам свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина, обратился с наставлением и произнес исключительную по своему характеру и содержанию молитву к Небесному Отцу. Он сказал апостолам: «Сие творите в Мое воспоминание». С момента Вознесения Господа Иисуса Христа и до сего дня эта заповедь неуклонно исполняется в Церкви. Божественная литургия — это и есть богослужение, на котором совершается Таинство Евхаристии. Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Эти слова указывают нам о важном значении Причастия для нашей будущей жизни.