![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/11/slova-svjatyh_16h9.jpg)
Священник Алексий Мечёв родился и вырос в Москве, в благочестивой семье регента митрополичьего хора Чудова монастыря. В домашнем быту Мечёвых царили любовь и радушие, гостеприимство, готовность поступиться своими удобствами ради пользы ближнего. Двухкомнатная квартира всегда была полна народа. Из-за этого у маленького Лёши никогда не было своего угла. Так он с детства привык быть на людях, неизменно оставаясь простодушным и мирным. Став духовным наставником праведный протоиерей Алексий Мечёв учил свою паству:
«Что может быть радостнее Господу, как когда Он видит, что мы лишаем себя в чём-нибудь, чтобы отдать то ближнему, что мы стесняем себя в чём-нибудь, чтобы дать покой ближнему; что мы сдерживаемся и стараемся направить душу свою, характер свой так, чтобы ближнему было бы легко с нами жить».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Какая радость быть человеком. Она познаётся, как только человек почувствует другого человека Христом»
- «Бог, обнимая одним взором твоё прошедшее, настоящее и будущее, ниспосылает всё то, что для тебя есть самое лучшее»
- «За счастьем ездят за моря, рыщут кругом света, а оно в нас, в нашем сердце, куда мы совсем не заглядываем»
Балыкинская икона Божией Матери
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/12/nebesnaja-zastupnica_16h9.jpg)
Балыкинская икона Божией Матери по своей иконографии восходит к образам Рождества Христова. Богородица изображена на ней с молитвенно сложенными руками. Пречистая Дева с умилением взирает на Младенца Иисуса, лежащего у Неё на коленях.
Святыня прославилась в начале восемнадцатого века – в то время, когда Россия участвовала в Северной войне. Образ хранился в доме офицера Тимофея Дульского в селе Балыкино Черниговской губернии. Сейчас это Брянская область. Тимофей был уже в преклонных годах и не мог принимать участия в сражениях. Он горячо молился Божией Матери о своих боевых товарищах. Когда в 1709 году шведские войска шли по русской земле, Тимофей заметил слёзы в глазах Богородицы на иконе. Офицер дал обет пожертвовать чудотворный образ в Никольскую церковь села Балыкино, которая ещё достраивалась. Храм был освящён в 1711 году, икона Царицы Небесной стала его святыней.
Вскоре по молитвам перед Балыкинским образом Божией Матери произошло ещё одно чудо. Слепая от рождения дочь военачальника Стародубского полка Фёдора Случановского обрела зрение. Об исцелении стало широко известно, в Балыкино потянулись паломники. Богородица явила немало чудотворений от Своей иконы, все они вошли в рукописное Сказание, составленное в конце восемнадцатого века. Исторический документ хранился в Никольском храме. В 1866 году его вывез для исследования и публикации Черниговский митрополит Филарет. Благодаря этому летопись Балыкинской иконы стала доступной для широкого круга читателей. Но сама рукопись, к сожалению, оказалась утраченной после революции 1917 года.
А вот чудотворный образ Богородицы сохранился! Верующие сберегли святыню, когда в 1937 году безбожники устроили в Никольской церкви сенохранилище. В начале Великой Отечественной войны храм вновь стал действующим, и перед Балыкинской иконой Божией Матери зазвучали молитвы. Они и сейчас звучат. Древняя святыня хранится в резном киоте в алтаре. В праздники её выносят на середину церкви для поклонения.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Типографская школа Печатного Двора. Предтеча Славяно-греко-латинской академии при Заиконоспасском монастыре
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/writing-table-wood-retro-still-life-painting-1070694-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: PxHere
Первым российским вузом официально считается Славяно-греко-латинская Академия, которая открылась в 1687 году при Заиконоспасском монастыре. Именно её в своё время окончил великий Михаил Васильевич Ломоносов. Однако своему возникновению Славяно-греко-латинская Академия обязана другому учебному заведению — Типографской школе. На шесть лет раньше она появилась при Московском Печатном дворе.
Российское государство к концу XVII века остро нуждалось в образованных гражданах. После монголо-татарского ига, бесконечных войн и Смуты, держава заметно растратила свой интеллектуальный потенциал, заложенный ещё во времена Древней Руси. Это ясно понимал молодой, прекрасно образованный царь Фёдор Алексеевич, когда взошёл на российский престол в 1676 году. Государь всерьёз задумывался о том, что Москве необходимо крупное учебное заведение. В своих мыслях царь укрепился после того, как к нему на аудиенцию пришёл иеромонах Тимофей. Четырнадцать лет он прослужил русским послом при Иерусалимском патриархате. Бывал в Константинополе, где учился у греческих богословов. И вот, этот повидавший мир учёный муж вернулся на Родину. Царю он сообщил неутешительные вести: турки, захватившие Константинополь ещё в XV веке, пытаются уничтожить греческую науку. Выслушав иеромонаха Тимофея, Фёдор Алексеевич созвал совет во главе с Патриархом Московским Иоакимом. Совет постановил: «тамо умаляемое учение зде насадити». То есть, сделать центром науки и образования Русь, Москву. Царским указом при Печатном дворе на Никольской улице, в двух каменных палатах была учреждена Типографская школа. Место выбрали не случайно. Печатный двор был сосредоточием учёности, здесь хранилась и постоянно пополнялась уникальная библиотека. Возглавил школу тот самый иеромонах Тимофей — первый среди русских учёных он получил звание «ректора». Типографскую школу иногда даже именовали «Тимофеевским училищем».
Уже к лету 1686 года в школе одновременно обучалось более двухсот человек. Для того времени — внушительная цифра. Подобного масштаба русское просвещение до тех пор ещё не знало. В Типографской школе было два отделения — славянское и греческое. И в том, и в другом преподавались письмо, грамматика, диалектика, риторика, история, география и «пиитика» — то есть, античная литература. Студенты читали Эсхила, Эзопа, Аристофана, Гомера. Основным предметом было, конечно, богословие. Преподавали в школе знаменитые учёные того времени — сам иеромонах Тимофей, «справщики» Печатного двора Мануил Григорьев и Карион Истомин — автор первого русского букваря. Воспитанниками, по указу государя, могли стать «люди всякого чина». Были среди учеников школы и представители знати, и безродные сироты. Студенты получали стипендию. За счёт Патриаршей казны им выдавалась одежда и обувь, а по праздникам — гостинцы.
Между тем, Фёдор Алексеевич не собирался останавливаться на достигнутом. Типографскую школу он видел лишь первым шагом на пути развития отечественной науки и образования. Теперь нужна была академия. Государь даже составил особую грамоту — своего рода проект развития — в которой подробно обрисовывал будущее учебное заведение. По задумке Фёдора Алексеевича, академия должна была крепко стоять на страже православной веры, хранить её чистоту, учёностью защищать от искажения и ересей. Такое учебное заведение, в основу которого легли образовательные и нравственные идеи царя, появилось спустя пять лет после скоропостижной кончины Фёдора Алексеевича. В 1687-м году в Закиноспасском монастыре всё на той же Никольской улице, которую недаром называют «улицей русского просвещения», открылась Славяно-греко-латинская академия. Студенты Типографской школы Печатного двора были переведены туда в полном составе. А её лучшие выпускники стали преподавателями Академии. Так зарождалось в России высшее академическое образование. И уже совсем недалеко было до его расцвета.
Очаг для ребёнка
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/person-people-play-boy-child-preschooler-572955-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: PxHere
В августе 1914-го года Российская Империя вступила в Первую Мировую войну. Примерно за месяц до этого в стране началась масштабная мобилизация. Она проходила на основании Закона о всеобщей воинской повинности, который гласил: «Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного». За 4 года Первой Мировой на защиту Родины встали более 15 миллионов мужчин. А их жёны шли трудиться на заводы и фабрики. Рабочая смена на большинстве предприятий длилась по 10-12 часов. В связи с этим у многих женщин возникла проблема: не с кем было оставить маленьких детей. Поэтому в годы Первой Мировой войны в России получили широкое распространение особые учреждения для присмотра за детьми работающих солдатских жён. Назывались они «очагами», поскольку во многом заменяли малышам домашний очаг.
Организовывались и содержались «очаги» городскими властями и благотворительными организациями, и были бесплатными. «Очаги» давали детям не только кров, присмотр и питание, но и были полноценными воспитательными учреждениями. Для них разрабатывались специальные образовательные программы, в которые входили развивающие игры и полезные занятия. Воспитанники «очагов» ухаживали за растениями, дежурили в столовой, помогали убирать помещение. Ребята лепили, рисовали, пели. Иными словами, развивали и творческие способности, и жизненные навыки. На летние месяцы ребят вывозили за город. Дети проводили время на природе, укрепляли здоровье, приучались к работе на земле. В архивах сохранились благодарные отзывы матерей о работе «очагов» и неравнодушном отношении воспитателей.
Действительно, сотрудники детских очагов зачастую целиком отдавали себя работе. Они не только посвящали малышам большую часть времени, но и дарили душевное тепло тем, чьи отцы воевали или погибли на фронте. Часто воспитатели работали на общественных началах, не за деньги, а по зову сердца. У многих из них не было специального образования. Впрочем, вскоре они смогли восполнить этот пробел — в России стали открываться педагогические курсы для желающих работать в детских очагах. Такие курсы действовали, к примеру, в Московском народном университете имени Шанявского. Их окончили 1200 человек самых разных профессий. Лекции читали виднейшие специалисты. Долгое время, в том числе и в советский период, материалы этих курсов служили основным практическим пособием по организации детских садов в России. Важно, что в этих педагогических наработках большое значение придавалось связи и сотрудничеству «очага» с семьёй. Отмечалось, что работа над воспитанием детей станет успешной только при обоюдном старании педагогов и родителей. Этот постулат лёг в основу государственной системы дошкольного образования, которая во многом опиралась, и продолжает опираться по сей день, на замечательный опыт детских очагов.