Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Чин освящения плодов


Некоторые православные праздники имеют свои ветхозаветные прообразы, но христианство наполняет их новым содержанием и смыслом. Торжество Преображения Господня содержит в себе отсылки к древнеиудейскому Суккоту или празднику кущей. Так называются шалаши из веток и подручных материалов. Праздник кущей отмечался неделю, примерно в начале сентября, и был посвящён воспоминанию о странствовании иудеев, вышедших из Египта.

В это время всем жителям Израиля надлежало покинуть на время дома и ночевать в палатках по примеру предков. Впрочем, в жарком климате Иудеи это было несложным требованием. В это время как раз заканчивался сбор винограда и урожая с плодовых деревьев, и шалаши разбивали прямо среди фруктовых садов. Одним из обязательных обрядов было освящение плодов нового урожая.

Праздник кущей отмечался после окончания основных земледельческих трудов, он символизировал время заслуженного покоя, тихого и радостного отдыха. Это и имел в виду апостол Пётр, когда став свидетелем Преображения Господня на горе Фавор обратился к Христу: "Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии".

В христианстве сохранилась традиция освящать на Преображение плоды нового урожая. На Руси по традиции это были яблоки. Церковь благословляет их, потому что благословляет всякий честный труд человека. Но кроме того, освящение даров природы именно в день Преображения имеет глубокое символическое значение.

Сладкие плоды  напоминают нам, что когда-то вся природа была дружелюбна человеку. Всё в мире было задумано и устроено как дар ему, он ни в чём не нуждался и мог не прилагать усилий для того, чтобы обеспечить себе пропитание. И звери, и птицы были послушны человеку, мир не знал бурь и катаклизмов.

Но Адам ослушался, от этого поступка пострадал не только он сам и его потомки, но и вся природа. Общим законом для мира стали тление и смерть. Как писал апостол Павел: "Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне". Человек, венец Творения, был отныне слабой песчинкой. Землетрясения, наводнения и другие природные катастрофы  угрожают ему и несут страдания и разрушения.

Но Преображение Спасителя даровало надежду, что человек и вся природа однажды вернутся к прежнему, безгрешному состоянию. Благодаря Воскресению Христову это стало возможным.

Церковь учит, что, преображаясь сам, обретая святость и чистоту, человек одновременно способен преобразить и материальный мир. И природа радостно откликается на зов таких людей:  лев приносит воду из реки Иордан святому Герасиму, медведь лежит у ног преподобного Серафима Саровского, птицы беззаботно садятся на плечи и руки святого Павла Обнорского.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Помощь Святителя Тихона. Нина Юркова

Есть у меня история, связанная со Святителем Тихоном — Патриархом Московским. Несмотря на то, что…

29.04.2024

Владимир и Надежда Самойловы

В 1945-м году одесский паренёк Володя Самойлов вернулся домой с войны. Он отправился на фронт…

29.04.2024

Бесплодная смоковница

Фото: Luke Richardson / Unsplash В Великий понедельник на богослужении читается отрывок из Евангелия о бесплодной смоковнице. Это случилось…

29.04.2024

29 апреля. О вере и молитве

В 21-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите». О вере и молитве, — священник Максим…

29.04.2024

29 апреля. О богослужениях недели

Сегодня 29 апреля. Начало страстной седмицы. О богослужениях недели, — протоиерей Андрей Ефанов.

29.04.2024

29 апреля. О духовном смысле песнопения дня

Сегодня 29 апреля. Великий понедельник. О духовном смысле песнопения дня, — священник Николай Дубинин.

29.04.2024

This website uses cookies.