Иногда можно услышать недоуменный возглас в адрес православных: «Ну что вы все время ругаете общество потребления? Подумаешь, люди любят покупать вещи? Что тут такого уж опасного?» Недавно, я на собственном примере понял, что тут опасного.
У музыкальной группы, в которой я играю, появился собственный стилист —прекрасная профессиональная и творческая девушка. Раньше каждый одевался на концерт, как хотел. А теперь, чтобы был единый стиль и на группу было приятно смотреть, наш стилист ведет нас в магазин и выбирает для нас вещи типа: «Тебе нужны вот такие джинсы и к ним вот такая рубашка».
Вот тут-то как раз и возникает первая опасность. Раньше я никогда не обращал внимания на витрины магазинов с одеждой, я покупал вещи изредка и по необходимости. Я в принципе не рассуждал в категориях типа «свитер такого-то цвета подойдет к джинсам такого-то». Потому-что серые и темные вещи, которых в моем гардеробе большинство, в общем-то подходят ко всему. Но теперь для меня как будто открылся новый источник искушений: раньше витрины казались безликими, а теперь я то и дело выхватываю взглядом ту или иную вещь и думаю: а может, она мне нужна? А может купить? Я в ужасе. Раньше от такого рода мыслей я был совершенно свободен, меня это не волновало — и мне хорошо жилось. Вот так вещи порабощают человека.
А недавно был концерт, где я выступал в ярко зеленом свитере, удачно подобранном нашим стилистом. После концерта зрители подходили и — ни слова о музыке, ни слова о песнях, ни слова о самом концерте, но все как один сказали: «Какой у тебя классный свитер!»
И я понял: да, музыкальная группа должна быть одета в едином стиле — таков закон сцены. Вот только есть в этом горькая ирония: раньше между мной и публикой были только эмоции и песни. А теперь между нами в буквальном смысле слова встала одежда. Вот такое вот общество потребления, где вещи оказываются сильнее человека.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема