Везла я одного пожилого протоиерея в храм. У него тогда заболел водитель и меня попросили помочь. Вечерняя служба начинается в самый час пик, когда Москва стоит в пробке и горожане спешат домой. Дорог на всех не хватает. Водители нервничают, звонят мобильные телефоны. К тому же еще машина полиции тут как тут - перегораживает проезд. Ну, все. Ждем. Пропускаем кого-то «важного». Хотя, вспомнила я, если свернуть во двор, есть шанс объехать пробку. Правда, висит знак «поворот запрещен». Но я нарушаю: «в этом месте всегда поворачивают, есть правила, но ведь есть и обычаи…» При этом толкаюсь, прижимаю других, ругаюсь на них. А мой пассажир улыбается хитро и спрашивает «Ну что, сел за руль -- перестал быть христианином?»
Да, похоже что так. Легко быть христианином в тишине храма, где все веками устроено для благочестия молящихся. С икон тебя благословляют святые. Пахнет сладким ладаном. Стоишь себе мирно в уголочке, да вздыхаешь тихонько с хором «Господи помилуй». И совсем другое дело, когда ты прорываешься через московские пробки. Окружающие автомобилисты сливаются со своими машинами и меняют статус «ближнего», на статус «помехи справа». Интересно, но дорога почему-то не воспринимается частью жизни. Она такой промежуток между домом и работой. Технический перерыв. В том числе и в жизни духовной. А потому и заповеди в дороге как бы теряют свою силу...
Пробка, как это часто бывает, продолжилась и за запрещенным поворотом. Полиция меня не поймала. Но на службу мы с пожилым протоиереем так и не успели -- оказалось, что Садовое кольцо сомкнулось в тот вечер и вся Москва стояла в многокилометровой пробке. Зато мы проговорили в машине до позднего вечера. Решили, что вождение в мегаполисе предлагает православным водителям массу возможностей для проявления христианских добродетелей и этим, конечно, грех не воспользоваться. Дорогу в большом городе можно воспринимать, как тренировочный зал духовной жизни -- она и проходит тогда спокойнее: подрезал кто-то -- пропусти его, не осуждай, может у него жена рожает; «новоначальный» едет -- будь к нему терпелив, все когда-то начинали; дорогу перекрыли -- отнесись как к воле Божией, ведь когда еще останешься сам с собой в тишине?
На память о той поездке я приклеила на багажник маленький православный крестик. Так что теперь перед тем как припарковаться на газоне, думаю, что подумают окружающие... но не обо мне, а о Православной Церкви. Честно скажу, очень помогает соблюдать правила!
Омск. Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский)
Когда в 1917 году в России произошла революция, Омскую епархию Русской православной церкви возглавлял архиепископ Сильвестр (Ольшевский). Территорию, которой он управлял, революционеры захватили не сразу. До 1919 года власть в Омске удерживали белогвардейцы под командованием адмирала Александра Колчака. Владыка Сильвестр горячо поддерживал сопротивление безбожникам. По его распоряжению в белой гвардии служили полковые священники. Омская епархия издавала журналы «За Святую Русь» и «Сибирский благовестник», в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. Однако, в ноябре 1919-го в Омск вошла красная армия. Белогвардейцам пришлось отступить. Архиепископ Сильвестр отказался покинуть город и остался вместе со своей паствой. Вскоре владыку арестовали. Его пытали и истязали в течение двух месяцев. А затем мученика распяли на полу тюремной камеры и пронзили ему сердце. Церковь прославила архиепископа Сильвестра (Ольшевского) в лике святых в 2000 году. Спустя ещё пять лет его мощи обрели нетленными. Сейчас святые останки мученика пребывают в кафедральном Успенском соборе Омска.
Радио ВЕРА в Омске можно слушать на частоте 90,5 FM
Норильск. Путешествие по городу
Норильск расположен на севере Красноярского края, за Полярным кругом — там, где полуостров Таймыр сливается с материком. Здесь царит арктический климат. Зима длится девять месяцев, и температура воздуха может опускаться до минус пятидесяти градусов. С конца ноября до середины января город погружается в сумрак полярной ночи, а с мая по август солнце не заходит за горизонт и светит круглые сутки. В начале семнадцатого века в этом суровом крае по приказу царя Бориса Годунова стали добывать медь. В районе вечной мерзлоты ставили литейные дворы, чтобы плавить ценный металл. В начале двадцатого столетия выяснилось, что здешние руды богаты также никелем, кОбальтом, серебром. В 1935 году в этих местах на реке Норилке был основан горнометаллургический комбинат. Его строили силами заключённых исправительно-трудового лагеря, специально открытого тут же. Среди узников было немало православных христиан, отбывавших наказание за веру в Бога. Многие из тех, кто выживал в суровых условиях, становились жителями Норильска — города, образованного вокруг металлургического завода. Именно эти подвижники создали здесь в середине двадцатого века православную общину. В 1989 году верующие построили в городе первую церковь и освятили её в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». А спустя ещё четверть века Норильск стал центром православной епархии.
Радио ВЕРА в Норильске можно слушать на частоте 107,4 FM
Село Красногвардейское, Ставропольский край. Путешествие в историю
На северо-западе Ставропольского края, в живописной излучине реки Большой Егорлык раскинулось село Красногвардейское. Название его напоминает о том тревожном времени в первой половине двадцатого века, когда в России бушевала гражданская война. Красные войска, сражавшиеся за советскую власть, вытеснили тогда остатки царской белой гвардии из Ставрополья. Новые хозяева и дали селу имя. Изначально оно называлось Медвежье. Первые жители здесь появились в начале девятнадцатого века. В то время правительство создавало условия, чтобы люди из центральной России переселялись в предгорья Кавказа. В 1831 году царь Николай Первый лично посетил Ставрополье, чтобы проинспектировать, как идёт освоение земель. Побывал император и в селе Медвежьем. Его Величество помолился в храме Михаила Архангела, построенном в первые годы существования посёлка. К сожалению, это здание было разрушено в советское время. А вот две другие дореволюционные церкви сохранились до наших дней. Успенский храм стоит в центре села на улице Красной. Троицкий — в двух километрах, на противоположном берегу реки. В воскресные и праздничные дни они перекликаются колоколами, призывают жителей села Красногвардейского на богослужение.
Радио ВЕРА в селе Красногвардейском можно слушать на частоте 104,5 FM











