Роман Эрнеста Хемингуэйя «Праздник, который всегда с тобой» посвящен Парижу. Но я очень часто вспоминаю это выражение, когда пытаюсь объяснить своим неверующим друзьям, что же такого ценного я нахожу в Православии.
Одна моя знакомая, ее зовут Саша, несколько лет назад уехала жить в Париж. Помню ее первые впечатления: как это потрясающе, быть в самом романтичном городе Европы, когда родители далеко и тебе все можно. Как это невероятно, встретить новый год у Эйфеловой башни, а утром первого января кататься на коньках по одному из ее этажей, где специально залили каток. Как это захватывающе, пить кофе в уютных кофейнях, есть устриц в небольших забегаловках, пить вино. А еще — бродить по местам, где жил и работал Пикассо, Фицжеральд, тот же самый Хэмингуэй, а до них — Бальзак, Мопассан, Моне, Тулуз Латрек…
…Прошло семь лет. Моя знакомая Саша успела в Париже получить два образования, выйти замуж, развестись, выйти замуж снова, родить ребенка. Словом, жизнь в самом романтичном городе Европы обернулась просто жизнью. И сейчас слово «Париж» ассоциируется у нее уже не с не с Хэмингуэем, а с счетами за квартиру и необходимостью снова и снова продлевать визу… Оказалось, что праздник, который всегда с тобой, — с тобой далеко не всегда.
И тем не менее, было время, когда я Саше завидовал. У нее есть такой источник радости — Париж. А у меня? Где мой праздник, который всегда со мной. И я понял, где он — только позже, когда пришел в Церковь. Идти после ранней Литургии по летней, залитой солнцем Москве, или Парижу, или Амстердаму — вот он самый настоящий праздник. И совершенно не важно, где ты находишься. Потому что этот праздник — праздник встречи с Богом — и вправду всегда с тобой.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема