Есть такие особенно рьяные скептики, которые считают, что Христа Богом назначили люди, а на самом деле Богом он не был. Мол, просто нужна была какая-то объединяющая фигура, вот и взяли этого проповедника и на его основе Бога себе придумали. Конечно, ничего не докажешь тому, кто не верит в воскресшего Христа. Не веришь — так не веришь. И все же человек, который даст себе труд честно посмотреть на пасхальные и предпасхальные события, обнаружит аргумент — вполне логичный, рациональный, человеческий — в пользу того, что все написанное в Евангелие —правда.
В воскресенье за неделю до Пасхи Христос въезжает на молодом ослике в Иерусалим. Жители города встречали его как Царя, с почетом и восхвалениями. Он него ждут вполне определенных действий — устроить рай на земле: стать вождем, объединить вокруг себя иудейский народ, прогнать римских захватчиков, сделать Израиль великим и независимым — словом, выполнить то, что и полагается Мессии в представлении иудея того времени. Но последнюю неделю своей земной жизни Христос занимается чем угодно, но только не устроением рая на земле. Намного больше он говорит о рае на небе.
А в пятницу Христа арестовывают, быстро судят на высшем иудейском церковном суде — Синедрионе, ведут к царю Ироду, от него — к представителю римской власти прокуратору Понтию Пилату. Пилат не находит в Христе вины — оно и понятно, к свержению римской власти Христос так и не призвал. Пилат хочет отпустить Христа, но озверевшая толпа, еще неделю назад с ликованием встречавшая его у ворот Иерусалима, теперь требует казнить «несостоявшегося» Мессию — «Распни его!» Его приговаривают к позорной и мучительной смерти. Перед исполнением приговора римские солдаты жестоко Христа избивают. Через несколько часов он умирает на Голгофе на кресте. Про своих убийц с креста произносит: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят».
В воскресенье Христос воскресает. Спустя некоторое время является своим ближайшим ученикам и направляет их на проповедь. С тех пор миллионы и миллионы людей становятся христианами, то есть, верят в Христа Распятого и Воскресшего.
Может ли такой Бог быть придуманным людьми? Едва ли… Человек, пожелавший своего бога себе смоделировать, наверняка нарисовал бы образ героя — лидера, сильного, всепобеждающего, борющегося за свободу своего народа, дарующего счастье здесь и сейчас. Но человеку не придет в голову придумать себе такого Бога, как Христос, — бедного сына плотника, слабого, беззащитного, не желающего сопротивляться своим убийцам, умершего позорной мучительной смертью на кресте, не обещающего рая на земле, но постоянно твердящего о каком-то Царствие Небесном… Но две тысячи лет вера в такого «неприглядного» Бога не иссякает. У нее только одно основание — то, что каждый год в одну из весенних ночей любой верующий может из глубины души воскликнуть: «Христос Воскресе!» И это окажется правдой.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.