Однажды я брал интервью у актера Евгения Миронова. Он рассказывал, что, готовясь к роли князя Мышкина в сериале «Идиот», попробовал один день вообще не врать — даже в самых мелочах. Не хочешь здороваться с человеком — не здороваться. Не нравится новая прическа коллеги, — так ей честно и сказать. По признанию Миронова, он с трудом продержался один день. Дескать, это очень трудно — мы постоянно говорим неправду, скорее, по привычке, чем ради выгоды. Такова человеческая природа.
И вот я задумался — а может ли на самом деле человек вообще не врать. Поделился мыслью с одной своей знакомой. Та горячо отреагировала: «Конечно, не можем. Ну представь, что было бы, если все говорили только правду. Вот приходишь ты на работу, вызывает тебя начальник, дает глупое и скучное задание, а ты ему отвечаешь: знаете что Иван Иванович, вы глупый, задание ваше скучное, идите вы вообще куда подальше. А я сказала Вам правду. Если бы люди говорили все время правду, это был бы хаос…»
Мне кажется, я наконец-то понял, в чем корень проблемы. Когда мы говорим, что правду в лицо говорить нельзя, мы почему-то все время под правдой понимаем грубость, наглость и прямое хамство. Как будто правду нельзя сказать вежливо и с любовью. Конечно, вопрос сложнее, и не всегда все нужно говорить в лицо. Но если выбор стоит между тем, чтобы солгать вежливо или сказать правду грубо — но по-христиански выбор, с моей точки зрения, сделать невозможно. Христианский выбор может быть только одним: сказать правду — но с любовью и без осуждения. И более того, только это я в принципе готов считать правдой. Там где нет любви, там и правды никакой быть не может.
«Почему Бог не отвечает?»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма всех святых в земле Российской просиявших протоиерей Григорий Крыжановский, заместитель руководителя пациентской организации «Содействие больным саркомой» Александр Бочаров и педагог, блогер Яни Ролански размышляли о том, почему иногда кажется, что Бог не отвечает на молитвы и почему не всегда дает просимое. Многие слышали о чудесах, которые происходят по молитвам, как Бог помогает и в большом, и в малом, но при этом приходится сталкиваться и с тем, что Господь не дает просимое: больной не выздоравливает, проблема не решается, — ответ, как будто не приходит. Почему так бывает, как принять такую волю Божию? Об этом, в частности, и шла дискуссия в этой программе.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема











