Адрес: ул. Новая Басманная, дом 11
Церковь, о которой мы сегодня расскажем, весьма примечательна одним обстоятельством. Но об этом позже.
Церковь эта называется Церковью Апостолов Петра и Павла. С непременным уточнением – «на Новой Басманной». И еще с одним уточнением – «под звоном», из чего следует, что колокола подвешены были не на отдельно стоящей колокольне, а непосредственно в барабане над самим зданием церкви. Еще такие церкви назывались «иже под колоколы».
А вот и особенность этой церкви, обозначенная на паспортной табличке, прикрепленной к стене: «Построена по рисунку Петра I в 1705 -1723 годах».
Всего Петр I сделал восемь рисунков будущих храмов. Семь из них построены в Санкт-Петербурге, и только один — в Москве, о нем-то мы и говорим. Все восемь рисунков императора находятся ныне в хранилище Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге.
Ранее здесь стояла деревянная церковь, но ее заменили каменной. И строили не токмо по рисунку императора, но и на его деньги.
Церковь относится к очень немногочисленной в Москве группе церквей, явно тяготеющей к западноевропейским формам. И считается ярким образцом стиля, известного как «петровское барокко».
Правда, в 1745 году, после пожара, который повредил звонницу, рядом построили колокольню.
Которая, в свою очередь, тоже считается ярким примером, но уже московской архитектурной школы середины XVIII века. Не исключено, что это самая первая по времени постройка, ставшая образцом для ей подобных строений.
Исключительно красива и ограда храма, выполненная в 1774 году. Великолепная решетка из кованого железа поражает ажурным растительным орнаментом.
В-общем, с какой стороны ни подойди – удивительный храм.
Увы, сей храм, в начале 30-х годов 20-го века закрыли. Однако вовсе не разрушили. Здание использовалось под различные нужды, но устояло, а в 90-х здание храма вернули церкви.
Внутреннее убранство, конечно, не сохранилось. Но зато, пусть и очень плохом состоянии, сохранилась Икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Фактически единственная святыня, которая осталась от прежнего дореволюционного убранства храма.
Ее отреставрировали и в день престольного праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля 2010 года возвратили этому необычному и красивому храму.
Контакты: храма апостолов Петра и Павла в Басманной слободе
Адрес: ул. Новая Басманная, дом 11
Ближайшие улицы и станции метро:
Сад им. Баумана (ул. Новая Басманная)(151м)
Ул. Новорязанская (255м)
Метро Красные Ворота (Красноворотский проезд) (321м)
Комсомольская (602м)
Красносельская (1286м)
Адрес сайта: http://petraipavla-hram.ru/
Схема проезда:
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.