Здравствуйте, с вами Дарья Виноградова!
Моё знакомство с благотворительностью началось с уникального проекта «Больничные клоуны». Создал его Константин Седов — человек, который однажды решил помогать детям, чем может, здесь и сейчас. Он оставил карьеру юриста и стал больничным клоуном. И теперь Константин вместе со своей дружной командой дарит радость малышам с тяжёлыми заболеваниями в Москве и в других городах России. Его история очень меня вдохновляет!
Константин Седов — выпускник Высшей школы экономики. Год проработал юристом и понял, что совсем не видит себя в этой профессии. Желание что-то поменять в своей жизни остро возникло у Кости после гибели нескольких однокурсников. Тогда внутри у него что-то оборвалось. Потеря дала ему повод пересмотреть свои взгляды и ценности. Постепенно Константин пришёл к вере. Он понял, что больше не может спокойно сидеть в офисе и наблюдать за тем, как вокруг страдают люди и особенно дети. Ему хотелось быть рядом с тем, кому необходима поддержка.
Когда Костя занимался в студенческой театральной студии, открыл для себя цирковое направление — клоунаду, которая очень вдохновила молодого человека. Однажды друг Константина — волонтёр предложил ему помочь благотворительной организации, которая действует при Российской детской клинической больнице.
Ему так понравилось дарить детям радость, что он решил развиваться в этом направлении дальше: проходил специальное обучение, ездил на стажировку в другие страны и обменивался опытом с коллегами. Спустя пять лет Константин Седов создал свою благотворительную организацию и открыл школу больничной клоунады, куда и по сей день приходят волонтёры.
Константину часто приходится сталкиваться с мнением, что клоуны в больницах совершенно неуместны. Они только будут пугать, раздражать детей вместе с родителями. Но на самом деле — это не так. Сценические образы у волонтёров добрые и трогательные. Кроме того, ребята действуют ненавязчиво и только с согласия родных и маленьких пациентов. Иногда клоун может помочь не хуже психолога справиться ребёнку с негативными эмоциями, расслабиться и забыть о своих страхах.
Даже несмотря на тяжёлые диагнозы дети остаются собой. Они улыбаются, играют и не прочь пошалить вместе с причудливыми волонтёрами.
Некоторые пациенты выздоравливают, а кто-то умирает. Конечно, Константин непросто переживает потерю маленьких друзей или «партнёров по радости», как он их называет. Но также он понимает, что в клинике остаются сотни детей, которые долгое время, кроме больничных стен не видят больше ничего. Они, как никто другой, нуждаются в неформальной поддержке. И вместе со своей лучезарной командой Константин Седов дарит им радость, а ещё возможность побыть в счастливом и беззаботном мире детства.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема