
Анна Тумаркина
В молодости я очень любила гулять по каштановым аллеям. Особенно осенью, потому что в это время каштаны созревают и падают под ноги. Я ходила между деревьями и собирала маленькие коричневые плоды, наполняя ими рюкзак и карманы одежды. Дома я раскладывала их на столе или на полу, любовалась... и совершенно не могла понять, зачем я все это собирала. От каштанов не было решительно никакого толка. Более того, довольно быстро они начинали портиться, и все приходилось выбрасывать. Выбрасывать, чтобы на следующий же день идти за новыми каштанами. И снова выбрасывать, так и не поняв, для чего они мне были нужны.
Прошло много лет, наступила очередная осень. Каштаны снова падают под ноги, а порой и по голове попадет весьма чувствительно, кто-то их по-прежнему собирает для каких-то своих целей. И вот я иду по аллее, никуда не тороплюсь, наслаждаюсь красками бабьего лета. И внезапно ловлю себя на мысли, что еще немного, и мне снова захочется набить свои карманы каштанами, совсем как в юности. Но ведь я снова все принесу домой и выброшу... И вот я уже присела на корточки, а в руке внезапно обнаружила свежий каштан. Только что с ветки. Я внимательно рассматриваю красивый коричневый плод и пытаюсь понять, на что же он похож? На маленькое яблоко? На сердечко в руке? Бусина! Да, конечно же, каштан — это огромная бусинка. А где я совсем недавно видела бусинки? Господи, да иначе и быть не может! Из бусин состоят четки! Мои коричневые четки, тридцатка, шелковая кисточка... И тут мне на голову падает такой увесистый каштан размером в четверть кулака, еще зеленый и с шипами. Да, я в тот момент была, как Ньютон, светлая мысль и древесный плод зашли в голову почти синхронно. Ведь я тут же поняла, что буду делать ближайшие полчаса. Я соберу тридцать каштанов, не меньше. Соберу с молитвой, ведь это Господь привел меня сегодня на каштановую аллею. Я нагибаюсь за новым каштаном и шепчу: «Господи, спасибо Тебе. Просто так спасибо. Спасибо за все.» Нагибаюсь и произношу краткую молитву ничуть не менее тридцати раз. Примерно через полчаса мои карманы набиты каштанами, но я уже знаю, что буду с ними делать. Нет, я их не выброшу. Я принесу их домой, возьму самую крепкую проволоку и сделаю из них четки. Я положу свои новые осенние четки на самое видное место. И каждый раз, когда взгляну на свои каштаны-тридцатку, буду шептать с улыбкой: «Господи, спасибо Тебе. Просто так спасибо. Спасибо за все».
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема