
Анна Тумаркина
В молодости я очень любила гулять по каштановым аллеям. Особенно осенью, потому что в это время каштаны созревают и падают под ноги. Я ходила между деревьями и собирала маленькие коричневые плоды, наполняя ими рюкзак и карманы одежды. Дома я раскладывала их на столе или на полу, любовалась... и совершенно не могла понять, зачем я все это собирала. От каштанов не было решительно никакого толка. Более того, довольно быстро они начинали портиться, и все приходилось выбрасывать. Выбрасывать, чтобы на следующий же день идти за новыми каштанами. И снова выбрасывать, так и не поняв, для чего они мне были нужны.
Прошло много лет, наступила очередная осень. Каштаны снова падают под ноги, а порой и по голове попадет весьма чувствительно, кто-то их по-прежнему собирает для каких-то своих целей. И вот я иду по аллее, никуда не тороплюсь, наслаждаюсь красками бабьего лета. И внезапно ловлю себя на мысли, что еще немного, и мне снова захочется набить свои карманы каштанами, совсем как в юности. Но ведь я снова все принесу домой и выброшу... И вот я уже присела на корточки, а в руке внезапно обнаружила свежий каштан. Только что с ветки. Я внимательно рассматриваю красивый коричневый плод и пытаюсь понять, на что же он похож? На маленькое яблоко? На сердечко в руке? Бусина! Да, конечно же, каштан — это огромная бусинка. А где я совсем недавно видела бусинки? Господи, да иначе и быть не может! Из бусин состоят четки! Мои коричневые четки, тридцатка, шелковая кисточка... И тут мне на голову падает такой увесистый каштан размером в четверть кулака, еще зеленый и с шипами. Да, я в тот момент была, как Ньютон, светлая мысль и древесный плод зашли в голову почти синхронно. Ведь я тут же поняла, что буду делать ближайшие полчаса. Я соберу тридцать каштанов, не меньше. Соберу с молитвой, ведь это Господь привел меня сегодня на каштановую аллею. Я нагибаюсь за новым каштаном и шепчу: «Господи, спасибо Тебе. Просто так спасибо. Спасибо за все.» Нагибаюсь и произношу краткую молитву ничуть не менее тридцати раз. Примерно через полчаса мои карманы набиты каштанами, но я уже знаю, что буду с ними делать. Нет, я их не выброшу. Я принесу их домой, возьму самую крепкую проволоку и сделаю из них четки. Я положу свои новые осенние четки на самое видное место. И каждый раз, когда взгляну на свои каштаны-тридцатку, буду шептать с улыбкой: «Господи, спасибо Тебе. Просто так спасибо. Спасибо за все».
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 139. Богослужебные чтения

Сказки древнего Востока нередко повествуют о дворцовых интригах. Хитрые придворные устраивают заговоры, а правитель или становится их жертвой, или разрушает с помощью жестоких гонений. Таким образом, речь идёт о суровой борьбе за место. Даже не под солнцем, а на вполне осязаемом троне. Но есть и иной вариант понимания власти. О нём говорится в псалме 139-м, что звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 139.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя:
3 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,
4 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.
5 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани
меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои.
6 Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня.
7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!
8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.
9 Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.
10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.
11 Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.
12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечёт притеснителя в погибель.
13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетённым и справедливость бедным.
14 Так! праведные будут славить имя Твоё; непорочные будут обитать пред лицом Твоим.
Псалом 139-й был написан царём и пророком Давидом. Был написан, как вы, наверное, уже догадались по содержанию этого произведения, в крайне непростых обстоятельствах. Давид чувствует, что вокруг него плетутся заговоры. Или как пишет он в псалме: «Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя: они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань, изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их». И всё действительно обстояло именно так. Но царь ещё не знает, что центром интриг по смене власти является его сын Авессалом. Он пожелал не дожидаться смерти родителя, но насильственным образом занять трон Давида. Данное обстоятельство прояснится позже.
А пока царь просит Бога вернуть мир и дать возможность, как и прежде, править страной. Не для дальнейшего наслаждения властью, а для того, чтобы в ветхозаветном Израиле люди продолжали жить в соответствии с заповедями Божиими. Давид понимает, насколько уязвимой подчас является такая жизненная позиция. Потому надеется не на себя, а на Бога. Или как пишет он: «Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои».
Царь полностью доверяет Господу, видит исключительно в Боге источник мира и земного спокойствия. Во всяком случае, жизнь Давида давала ему возможность подобное утверждать. Сколько раз в прошлом царь находился на краю гибели. И часто по причине того, что старался быть верным заповедям Божиим. А Господь никогда Давида без Своей помощи не оставлял. Потому и в этот раз с дерзновением просит пророк Бога: «Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих! Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани. Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его».
Конечно, Давид был ветхозаветным человеком. Потому в его словах мы, бывает, не ощущаем евангельского милосердия. Вот и в этот раз он просит у Бога справедливости и наказания тем, кто посмел восстать против помазанника Господня — царя древнего Израиля. Давид требует правосудия такими словами псалма: «Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их. Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали».
Знал бы тогда Давид, для кого он просит наказания! Для собственного неразумного сына. Впоследствии царь, скорее всего, жалел о своей горячности. Во всяком случае, с Авессаломом он воевать отказывался. Давид даже покинул Иерусалим, удалился в изгнание, только бы не начинать гражданскую войну. Но Авессалом был непреклонен, упорен в своём желании власти. За что и поплатился в итоге, оказавшись убитым.
На Давиде же сбылись его собственные слова: «Господь сотворит суд угнетённым и справедливость бедным. Праведные будут славить имя Твоё; непорочные будут обитать пред лицом Твоим». Жизненный опыт Давида пусть послужит для нас уроком. И в том, чтобы в возможности управлять кем-то или чем-то не видеть повод для гордости, но занимая тот или иной пост, прежде всего, служить людям. А во-вторых, искать не своей правды, а правды Божией, живя благочестиво и прося мира и для себя, и для окружающих.
Псалом 139. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 139. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 139. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя.
3 Они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,
4 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.
5 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои.
6 Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня.
7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!
8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.
9 Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.
10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.
11 Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.
12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель.
13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным.
14 Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим.
«На берегу»

Фото: elena pestrikova / Pexels
Храм, в который я хожу стоит на самом берегу реки. И каждый раз, выходя после воскресной литургии из храма, смотрю я на водную гладь, на простые деревянные лодки, что привязаны к колышкам у берега. Мысли о высоком апостольском служении приходят сами собой. Ведь первые апостолы Христа были именно рыбаками! Господь призвал их к себе, чудесным образом помогал им наполнить сети рыбой, с ними разделял нехитрую трапезу... И им обещал, что станут ловцами человеков, когда оставят своё рыбачье ремесло!
Я стою на набережной у храма и понимаю, что и мы тоже призваны. Впереди новая неделя, и как хочется сохранить это желание каждое мгновение служить Богу, не размениваться на суету! Хотя от повседневных забот никуда не денешься, и завтра с самого утра на этом берегу вновь будут сидеть рыбаки в ожидании улова, а я окунусь в свою работу. Но как же хорошо, что над берегом, над всеми нами возвышается храм! Как напоминание о жизни иной, вечной. Это — самое главное.
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе