Слова «попечитель» и «жертвователь» в Петербурге 19-ого века у горожан ассоциировались с фамилией Елисеевых. Сумм, которые члены этой купеческой семьи потратили на добрые дела, сами они не считали и жили по принципу: есть возможность помочь – помоги.
Сергей, Степан и Григорий Елисеевы были владельцами торговой фирмы с магазинами в крупнейших городах России. Братья ходили по миру на собственных пароходах и парусных кораблях. Имели недвижимость на острове Мадера и в Бордо. С 1830 года поставляли вина и продукты двору Его Императорского Величества и получили право маркировать свои товары государственным гербом. Но они никогда не забывали о том, что их отец был крепостным графа Шереметева.
В память об отце в его родном селе Яковцеве братья отремонтировали Воскресенский храм, о чём сообщалось в прессе. Указывалась и сумма, которую Елисеевы вложили в реконструкцию – восемь с половиной тысяч рублей. А в городе Сердоболе, что на берегу Ладожского озера братья построили новый Петропавловский храм, поскольку старый находился в таком состоянии, что служить в нём было невозможно. Всего через два года после закладки, церковь торжественно освятили, а братья за свой вклад в строительство удостоились государственных наград.
Один из личных домов Елисеевых находился на Невском проспекте. Здесь был огромный зал, в котором устраивались литературные и музыкальные вечера с участием знаменитых писателей и артистов. Сборы шли вдовам литераторов и музыкантов. Елисеевы устраивали и благотворительные спектакли в пользу детского приюта. Это были представления высокого класса - в них участвовали лучшие балетные артисты. Под попечительством братьев находился Дом призрения и ремесленного образования бедных детей. Елисеевы открыли также школу для бедных девочек. Основали Дом призрения вдов и сирот духовного звания.
Но самым значительным благотворительным деянием братьев стала Елизаветинская богадельня на 100 женщин и 25 мужчин. Толчком для её строительства стало семейное горе: у Григория умерла дочь Елизавета. В память о ней отец и дяди открыли дом призрения для престарелых и увечных граждан. Елисеевы купили двухэтажное здание, пристроили к нему ещё один дом в три этажа и домОвую церковь. Часть комнат Елисеевы бесплатно сдали бывшим служащим своей фирмы и их вдовам. Братья, а потом и их дети - в особенности Александр Елисеев - до революции содержали богадельню, расширяли её и перечисляли крупные суммы.
Александр, кроме Елизаветинской богадельни шефствовал над Свято-Троицким богадельным домом в Ораниенбауме. И особое внимание уделял врачебной помощи простым людям, за что был удостоен ордена. Когда в Петербурге решили основать благотворительное учреждение для больных бедняков и объявили сбор средств, именно Александр Елисеев пожертвовал сумму, благодаря которой началось строительство. При больнице заложили часовню и тоже на средства Елисеева. На одно только обустройство клиники Александр Григорьевич перечислил 65 000 рублей.
Брат Александра - Григорий считался самым успешным бизнесменом династии Елисеевых. Он – единственный из династии удостоился дворянского звания и славился отношением к своим служащим. Создал неслыханные по тем временам условия труда, люди жили в специально для них построенных домах. Дети рабочих учились в бесплатной школе. А те, кто уже вышел на пенсию, ни в чём не нуждались. Григорий Григорьевич выстроил в Петербурге большую богадельню и возвёл церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.
«Елисеевской империей» называли современники торговый дом «Братьев Елисеевых». Говоря о товаре - «елисеевский» люди имели в виду, что он - «первосортный». Елисеевы имели баснословные доходы, но прославило их не богатство, а в первую очередь щедрость. И в российскую историю Елисеевы вписаны, как величайшие благотворители своего времени.
Как отличить смирение от безволия. Алёна Боголюбова

Был у меня на работе такой случай: я смирилась с лишением премии. Отказалась бороться за треть своей зарплаты. Понимала, что решение несправедливое, но промолчала. Решила, что это произошло по воле Божьей. Так я себе представляла смирение в начале моего воцерковления. Сейчас, конечно, понимаю, что это была ошибка, но тогда... Тогда меня, по духовной неопытности, бросало в крайности, и эта история — показательная.
Сбой, из-за которого я осталась без премии, произошёл в бухгалтерской программе. Но выяснилось это гораздо позже. И то, никто о нём бы не узнал, если бы я не рассказала о своём в кавычках «подвиге» священнику.
— С чего ты взяла, что это смирение? — с досадой реагировал батюшка. — Да разве так смиряются? Это безволие. Ты просто решила плыть по течению.
То есть, отказ разобраться в обстоятельствах я выдала за упование на Бога. И священник резонно указал мне на ошибку в понимании сути Православия. Он будто встряхнул меня словами о том, что Спаситель не призывал людей быть пассивными.
Но как распознать грань между смирением и безволием? Отвечая на этот вопрос, батюшка обратил моё внимание на то, что я не просто так рассказала об этой истории на исповеди.
— У тебя поэтому и нет мира на душе, что ты поступила не по Божьей воле, — сказал он. — Смущение сопровождается сомнениями. Это и есть сигнал, на который нужно обратить внимание. Когда нет уверенности, как поступить, — нужно молиться и выбирать тот путь, где душа будет спокойна.
После разговора со священником я инициировала служебную проверку. В итоге, наши программисты нашли компьютерную ошибку, которая, к слову, могла повториться с другими людьми. Слава Богу, этого не произошло. Мне выплатили премию, и на душе действительно стало спокойно. Не только потому, что это была солидная часть зарплаты, а скорее потому, что в этом чувствовалось правильность происходящего. Будто я делаю всё именно так, как того хочет Господь.
Эта история научила меня нескольким важным вещам: во-первых, то, что я считаю смирением, — не всегда является таковым; во-вторых, смущение на душе — это сигнал, который помогает принять правильное решение; в-третьих — пренебрегать честно заработанными деньгами также плохо, как быть расточительной. На последнее, кстати, мне также указал священник, напомнив слова Амвросия Оптинского о том, что «безрассудно быть пристрастным к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими».
Я поняла, что Бог не хотел лишать меня премии или проверять мою готовность смиряться. Он показал, что смирение — это сила. А плыть по течение — безволие, то есть слабость. И мы, во что бы то ни стало, должны рассуждать и действовать, чтобы сохранить мир в душе. Божий мир.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
13 октября. О подаянии

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад».
О подаянии — игумен Лука Степанов.
Когда говорит Господь о подаянии всякому нуждающемуся, то речь идёт прежде всего о дневном пропитании. Речь не идёт о пожизненном снабжении всякого, кто сказал: «Ну, теперь ты будешь меня кормить». Такого порядка не было заведено ни в монастырях, ни в апостольском собрании.
Напротив, мы знаем слово апостола Петра: «Кто не работает, да не ест в ваших сообществах, но всякому нуждающемуся или голодному поддержать его жизненные силы необходимо тогда, когда у тебя есть эта возможность». Ну, а про практическое исполнение слов о нетребовании назад одолженного скажу следующее: необходимо давать в долг столько, сколько ты не пожалеешь потерять. И сам этой практикой пользуюсь по жизни, когда кто-либо обращается с тревожной и напряжённой просьбой: «Вот мне нужно 40 тысяч, а я обязательно отдам, когда будет у меня, и очень скоро появится эта возможность».
Ни за кем же священник не станет ходить: «Верни мне, верни, что обещал». Поэтому с лёгким сердцем отдаёшь столько, сколько тебе не жалко потерять, со словами: «Вот вам во славу Божию, если это сейчас, возможно, для меня такая милостыня, а уж о возвращении особенно не беспокойтесь».
И тогда вы всё-таки исполняете по мере сил своих и просьбу того, кто за займом к вам обращается, но, при этом предоставляя этот посильный займ, оставляете сердце своё свободным и не будете преследовать этого человека за невозвращённые вовремя деньги.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 октября. О божественной благодати в Православной Церкви

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати».
О божественной благодати в Православной Церкви— священник Николай Дубинин.
Апостол Павел в послании к филиппийцам пишет очень трогательные вещи, потому что он бесконечно любит (это видно из послания) свою филиппийскую общину. Это его последнее обращение к ним, он чувствует, что скоро разрешится от плоти этой земной, и даже говорит о том, что уже желает скорее увенчаться в Царстве Божьем.
И вот он призывает в этом послании ко многим вещам, которые нам следовало бы перечитывать и применять к себе и к своей духовной жизни. В частности, он говорит: «Несмотря на мои узы, на моё заключение, я имею вас всех в своём сердце и с любовью о каждом из вас думаю, и также призываю быть соучастниками той благодати, которую я сам получил».
Это означает, что мы должны жить единой церковной общиной, что не бывает так: вот есть батюшки, пастыри или архипастыри, а есть мы. В сознании апостола Павла мы все — одно целое, и мы все едины.
Помоги Господь всем нам не растерять это чувство.
Апостол Павел драматично перед своей смертью как бы призывает, в том числе и нас с вами, братья и сестры, воспринимать себя внутри большой семьи, которая есть Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема