Слова «попечитель» и «жертвователь» в Петербурге 19-ого века у горожан ассоциировались с фамилией Елисеевых. Сумм, которые члены этой купеческой семьи потратили на добрые дела, сами они не считали и жили по принципу: есть возможность помочь – помоги.
Сергей, Степан и Григорий Елисеевы были владельцами торговой фирмы с магазинами в крупнейших городах России. Братья ходили по миру на собственных пароходах и парусных кораблях. Имели недвижимость на острове Мадера и в Бордо. С 1830 года поставляли вина и продукты двору Его Императорского Величества и получили право маркировать свои товары государственным гербом. Но они никогда не забывали о том, что их отец был крепостным графа Шереметева.
В память об отце в его родном селе Яковцеве братья отремонтировали Воскресенский храм, о чём сообщалось в прессе. Указывалась и сумма, которую Елисеевы вложили в реконструкцию – восемь с половиной тысяч рублей. А в городе Сердоболе, что на берегу Ладожского озера братья построили новый Петропавловский храм, поскольку старый находился в таком состоянии, что служить в нём было невозможно. Всего через два года после закладки, церковь торжественно освятили, а братья за свой вклад в строительство удостоились государственных наград.
Один из личных домов Елисеевых находился на Невском проспекте. Здесь был огромный зал, в котором устраивались литературные и музыкальные вечера с участием знаменитых писателей и артистов. Сборы шли вдовам литераторов и музыкантов. Елисеевы устраивали и благотворительные спектакли в пользу детского приюта. Это были представления высокого класса - в них участвовали лучшие балетные артисты. Под попечительством братьев находился Дом призрения и ремесленного образования бедных детей. Елисеевы открыли также школу для бедных девочек. Основали Дом призрения вдов и сирот духовного звания.
Но самым значительным благотворительным деянием братьев стала Елизаветинская богадельня на 100 женщин и 25 мужчин. Толчком для её строительства стало семейное горе: у Григория умерла дочь Елизавета. В память о ней отец и дяди открыли дом призрения для престарелых и увечных граждан. Елисеевы купили двухэтажное здание, пристроили к нему ещё один дом в три этажа и домОвую церковь. Часть комнат Елисеевы бесплатно сдали бывшим служащим своей фирмы и их вдовам. Братья, а потом и их дети - в особенности Александр Елисеев - до революции содержали богадельню, расширяли её и перечисляли крупные суммы.
Александр, кроме Елизаветинской богадельни шефствовал над Свято-Троицким богадельным домом в Ораниенбауме. И особое внимание уделял врачебной помощи простым людям, за что был удостоен ордена. Когда в Петербурге решили основать благотворительное учреждение для больных бедняков и объявили сбор средств, именно Александр Елисеев пожертвовал сумму, благодаря которой началось строительство. При больнице заложили часовню и тоже на средства Елисеева. На одно только обустройство клиники Александр Григорьевич перечислил 65 000 рублей.
Брат Александра - Григорий считался самым успешным бизнесменом династии Елисеевых. Он – единственный из династии удостоился дворянского звания и славился отношением к своим служащим. Создал неслыханные по тем временам условия труда, люди жили в специально для них построенных домах. Дети рабочих учились в бесплатной школе. А те, кто уже вышел на пенсию, ни в чём не нуждались. Григорий Григорьевич выстроил в Петербурге большую богадельню и возвёл церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.
«Елисеевской империей» называли современники торговый дом «Братьев Елисеевых». Говоря о товаре - «елисеевский» люди имели в виду, что он - «первосортный». Елисеевы имели баснословные доходы, но прославило их не богатство, а в первую очередь щедрость. И в российскую историю Елисеевы вписаны, как величайшие благотворители своего времени.
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О творчестве Владимира Шалинского

Сегодня 12 декабря. В этот день 100 лет назад родился композитор Владимир Шаинский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Отказать в талантах Владимиру Шаинскому никак нельзя. Благодаря его оптимизму жизненному, юмору, умению с детьми говорить детским языком он достиг такой степени известности и популярности, которая современным песенникам и не снилась. «Крокодил Гена», «Чунга-Чанга», «Облака — белогривые лошадки», «Дождь пойдёт по улице», «Старуха Шапокляк», «Не плачь, девчонка», «Птицы счастья завтрашнего дня», «Уголок России», «Отчий дом» — эти произведения исполнялись миллионами, слушали — десятками миллионов, и все они родились в сердце человека, который никогда не унывал и стремился видеть светлую сторону жизни, не склонен был к депрессии, к негативу. «Именно по плодам познаётся всякое древо», — говорит Спаситель. Возможно, Владимир Шаинский был человеком далеким от Церкви, но и поныне дети всех наций, званий, состояния, а значит, и крещёные детки влюблёнными глазами смотрят, как по лужам шагает Крокодил Гена, как Чебурашка распевает добрые песенки, и мы с вами не можем не отдать дань песенникам той уже ушедшей культуры, которые много потрудились для созидания человеческой души, её веры в добро, взаимопомощь, товарищество, а значит, помогали человеку стать личностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О заповедях Божьих как основе гражданского закона
Сегодня 12 декабря. День Конституции Российской Федерации.
О заповедях Божьих как основе гражданского закона — протоиерей Михаил Самохин.
Наше Отечество получило представление о правовой системе из Византии вместе со Святой Православной Верой. И хотя «Русская правда» и соборные уложения средневековой Руси, конечно, не кодекс Юстиниана, смысл заложенных в них установлений также имеет в своей основе отсылку к заповедям Божиим как к основе всякого закона.
Сама идея человеческого достоинства основана на том, что человек сотворён по образу Божию, а право на жизнь и правосудие основаны ещё на Ветхозаветном, Моисеевом законе и других установлениях Священного Писания. Самое же главное христианское основание любого закона заключается в самой вере в то, что помимо земного суда есть Суд Божий, который невозможно оспорить, а решение которого сколь милостиво, столь и справедливо. Будем же помнить об этом и стараться реже нарушать законы, земные и небесные.
Все выпуски программы Актуальная тема












