Слова «попечитель» и «жертвователь» в Петербурге 19-ого века у горожан ассоциировались с фамилией Елисеевых. Сумм, которые члены этой купеческой семьи потратили на добрые дела, сами они не считали и жили по принципу: есть возможность помочь – помоги.
Сергей, Степан и Григорий Елисеевы были владельцами торговой фирмы с магазинами в крупнейших городах России. Братья ходили по миру на собственных пароходах и парусных кораблях. Имели недвижимость на острове Мадера и в Бордо. С 1830 года поставляли вина и продукты двору Его Императорского Величества и получили право маркировать свои товары государственным гербом. Но они никогда не забывали о том, что их отец был крепостным графа Шереметева.
В память об отце в его родном селе Яковцеве братья отремонтировали Воскресенский храм, о чём сообщалось в прессе. Указывалась и сумма, которую Елисеевы вложили в реконструкцию – восемь с половиной тысяч рублей. А в городе Сердоболе, что на берегу Ладожского озера братья построили новый Петропавловский храм, поскольку старый находился в таком состоянии, что служить в нём было невозможно. Всего через два года после закладки, церковь торжественно освятили, а братья за свой вклад в строительство удостоились государственных наград.
Один из личных домов Елисеевых находился на Невском проспекте. Здесь был огромный зал, в котором устраивались литературные и музыкальные вечера с участием знаменитых писателей и артистов. Сборы шли вдовам литераторов и музыкантов. Елисеевы устраивали и благотворительные спектакли в пользу детского приюта. Это были представления высокого класса - в них участвовали лучшие балетные артисты. Под попечительством братьев находился Дом призрения и ремесленного образования бедных детей. Елисеевы открыли также школу для бедных девочек. Основали Дом призрения вдов и сирот духовного звания.
Но самым значительным благотворительным деянием братьев стала Елизаветинская богадельня на 100 женщин и 25 мужчин. Толчком для её строительства стало семейное горе: у Григория умерла дочь Елизавета. В память о ней отец и дяди открыли дом призрения для престарелых и увечных граждан. Елисеевы купили двухэтажное здание, пристроили к нему ещё один дом в три этажа и домОвую церковь. Часть комнат Елисеевы бесплатно сдали бывшим служащим своей фирмы и их вдовам. Братья, а потом и их дети - в особенности Александр Елисеев - до революции содержали богадельню, расширяли её и перечисляли крупные суммы.
Александр, кроме Елизаветинской богадельни шефствовал над Свято-Троицким богадельным домом в Ораниенбауме. И особое внимание уделял врачебной помощи простым людям, за что был удостоен ордена. Когда в Петербурге решили основать благотворительное учреждение для больных бедняков и объявили сбор средств, именно Александр Елисеев пожертвовал сумму, благодаря которой началось строительство. При больнице заложили часовню и тоже на средства Елисеева. На одно только обустройство клиники Александр Григорьевич перечислил 65 000 рублей.
Брат Александра - Григорий считался самым успешным бизнесменом династии Елисеевых. Он – единственный из династии удостоился дворянского звания и славился отношением к своим служащим. Создал неслыханные по тем временам условия труда, люди жили в специально для них построенных домах. Дети рабочих учились в бесплатной школе. А те, кто уже вышел на пенсию, ни в чём не нуждались. Григорий Григорьевич выстроил в Петербурге большую богадельню и возвёл церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.
«Елисеевской империей» называли современники торговый дом «Братьев Елисеевых». Говоря о товаре - «елисеевский» люди имели в виду, что он - «первосортный». Елисеевы имели баснословные доходы, но прославило их не богатство, а в первую очередь щедрость. И в российскую историю Елисеевы вписаны, как величайшие благотворители своего времени.
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова