Слова «попечитель» и «жертвователь» в Петербурге 19-ого века у горожан ассоциировались с фамилией Елисеевых. Сумм, которые члены этой купеческой семьи потратили на добрые дела, сами они не считали и жили по принципу: есть возможность помочь – помоги.
Сергей, Степан и Григорий Елисеевы были владельцами торговой фирмы с магазинами в крупнейших городах России. Братья ходили по миру на собственных пароходах и парусных кораблях. Имели недвижимость на острове Мадера и в Бордо. С 1830 года поставляли вина и продукты двору Его Императорского Величества и получили право маркировать свои товары государственным гербом. Но они никогда не забывали о том, что их отец был крепостным графа Шереметева.
В память об отце в его родном селе Яковцеве братья отремонтировали Воскресенский храм, о чём сообщалось в прессе. Указывалась и сумма, которую Елисеевы вложили в реконструкцию – восемь с половиной тысяч рублей. А в городе Сердоболе, что на берегу Ладожского озера братья построили новый Петропавловский храм, поскольку старый находился в таком состоянии, что служить в нём было невозможно. Всего через два года после закладки, церковь торжественно освятили, а братья за свой вклад в строительство удостоились государственных наград.
Один из личных домов Елисеевых находился на Невском проспекте. Здесь был огромный зал, в котором устраивались литературные и музыкальные вечера с участием знаменитых писателей и артистов. Сборы шли вдовам литераторов и музыкантов. Елисеевы устраивали и благотворительные спектакли в пользу детского приюта. Это были представления высокого класса - в них участвовали лучшие балетные артисты. Под попечительством братьев находился Дом призрения и ремесленного образования бедных детей. Елисеевы открыли также школу для бедных девочек. Основали Дом призрения вдов и сирот духовного звания.
Но самым значительным благотворительным деянием братьев стала Елизаветинская богадельня на 100 женщин и 25 мужчин. Толчком для её строительства стало семейное горе: у Григория умерла дочь Елизавета. В память о ней отец и дяди открыли дом призрения для престарелых и увечных граждан. Елисеевы купили двухэтажное здание, пристроили к нему ещё один дом в три этажа и домОвую церковь. Часть комнат Елисеевы бесплатно сдали бывшим служащим своей фирмы и их вдовам. Братья, а потом и их дети - в особенности Александр Елисеев - до революции содержали богадельню, расширяли её и перечисляли крупные суммы.
Александр, кроме Елизаветинской богадельни шефствовал над Свято-Троицким богадельным домом в Ораниенбауме. И особое внимание уделял врачебной помощи простым людям, за что был удостоен ордена. Когда в Петербурге решили основать благотворительное учреждение для больных бедняков и объявили сбор средств, именно Александр Елисеев пожертвовал сумму, благодаря которой началось строительство. При больнице заложили часовню и тоже на средства Елисеева. На одно только обустройство клиники Александр Григорьевич перечислил 65 000 рублей.
Брат Александра - Григорий считался самым успешным бизнесменом династии Елисеевых. Он – единственный из династии удостоился дворянского звания и славился отношением к своим служащим. Создал неслыханные по тем временам условия труда, люди жили в специально для них построенных домах. Дети рабочих учились в бесплатной школе. А те, кто уже вышел на пенсию, ни в чём не нуждались. Григорий Григорьевич выстроил в Петербурге большую богадельню и возвёл церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.
«Елисеевской империей» называли современники торговый дом «Братьев Елисеевых». Говоря о товаре - «елисеевский» люди имели в виду, что он - «первосортный». Елисеевы имели баснословные доходы, но прославило их не богатство, а в первую очередь щедрость. И в российскую историю Елисеевы вписаны, как величайшие благотворители своего времени.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.