Несколько лет назад я узнала о старинном японском искусстве реставрации под названием «кинцуги». Слово это означает «соединение при помощи золота». Смысл кинцуги в том, что разбитые керамические изделия склеивают, при этом не маскируют место склейки, а, наоборот, выделяют трещины с помощью лака, смешанного с золотым или серебряным порошком. Изделия после такой реставрации ценятся даже больше, чем новые. Потому что у них есть история, есть прошлое, которое можно видеть и ощущать.
Так, в очередной раз, случайно разбив любимую чашку, я вспомнила о кинцуги. Конечно, при всем моем желании, я бы не смогла отреставрировать чашку так, чтобы ею можно было пользоваться. Это должен делать мастер. Но подумала я вот о чем.
Господь наделил нас, Своих детей, свободной волей. Как же часто человек по своей воле совершает поступки, из-за которых жизнь его может сломаться словно керамическая чашка при падении на пол. И хочет он потом «склеить» сломанную жизнь, да никак, всё сикось-накось выходит. Человеку это не под силу. Но Господь любит каждого, и желает лучшего для нас. Лишь Он способен «склеить» то, что сломалось.
Мне кажется, искусство кинцуги очень схоже с тем, как Господь действует в нашей жизни. Да, Он может исправить сломанное. Может взять любую человеческую проблему и обратить ее во благо. От человека в этом случае требуется искреннее покаяние и доверие Богу. При этом жизнь не будет новой. Но и прежней она не будет. Жизнь будет другой. И следы все равно останутся.
Однако, если у человека есть покаяние и доверие Богу, то следы от прошлого в его жизни будут как золотые прожилки на отреставрированной керамической чаше. Они будут свидетельствовать о том, как любящий Отец может исправить даже самую сложную ситуацию. Главное — покаяние и доверие. Обо всем остальном позаботится Господь.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
Анна Герман
Поющий ангел — так журналисты и зрители называли певицу Анну Герман. До сих пор люди помнят, поют и слушают её удивительные песни — «Эхо любви», «Сады цветут», «Надежда». Звенящий, словно серебряный, плавный и чистый голос певицы приносил людям радость и утешение. В песнях Анны было что-то особенное: они проникали глубоко в душу и сердце. Слушатели безошибочно чувствовали: так может петь только человек, который сам наполнен любовью, теплом, светом и добротой. Выступления Герман всегда были большим, чем просто концерт. Исполнительница признавалась, что каждый раз, когда выходит на сцену, ей хочется широко раскинуть руки и обнять зрителей. «Этот импульс передаётся от меня к залу, опять ко мне, и снова к зрителям; усиливается и становится таким, что нам с ними не страшно никакое зло, мы защищены общей силой, и сила эта — любовь и доброта», — говорила Анна Герман.
Анна родилась в 1936 году в советском Узбекистане. Немецкое происхождение родителей стало причиной семейной трагедии: в 37-м отца Анны расстреляли по ложному доносу соседей, которые обвинили его в шпионаже. Семье пришлось нелегко — мать не могла устроиться на нормальную работу. Анна вспоминала, что жили они тогда в страшной нужде, ели лепёшки из соломенной трухи, а вместо обуви девочка носила в школу тряпичные обмотки. Жизнь со шпионским клеймом была невыносимой, и в 1946-м семья переехала в Польшу. Там Анна поступила во Вроцлавский университет на специальность «геология». В студенческие годы состоялся и её сценический дебют. Анна Герман всегда вспоминала его с улыбкой — от смущения перед публикой девушка тогда забыла почти все слова песни. Но зрители всё равно почувствовали удивительную силу её голоса. Следующие её выступления были куда более удачными, и однажды однокурсница Анны посоветовала ей пройти прослушивание во Вроцлавскую филармонию. Герман совсем не считала себя талантливой. Но в конце концов поддалась на уговоры. И — прошла! Начались концерты, гастроли. В 1965-м Герман побывала в Советском Союзе, на фирме звукозаписи «Мелодия» вышла её пластинка. Немка по происхождению, гражданка Польши, Анна Герман стала настоящей русской певицей. И дело было не только в том, что она прекрасно говорила и пела по-русски. Её тонкая, проникновенная исполнительская манера была очень близка русской душе. На сцене Анна всегда держала себя очень скромно. Мягкая, добрая и кроткая — такой она осталась в памяти зрителей.
Мало кто знал, что каждое выступление давалось Анне Герман с огромным трудом. Причиной тому были последствия автокатастрофы, в которую Анна попала в Италии в 1967 году. После нескольких часов на сцене травмированная нога певицы опухала и невыносимо болела. Но Анна пела для людей, превозмогая боль. И никогда не жаловалась. Она говорила, что для неё огромное счастье — просто увидеть, как кто-то улыбнулся. Это проявлялось и обычной жизни. Супруг Анны Герман вспоминал, что, когда к ним домой приходил почтальон или молочник, Анна всегда приглашала их на кухню, угощала чаем, беседовала. Для неё был важен каждый человек. Однажды, приехав с гастролями в Узбекистан, Анна прямо с самолёта отправилась на хлопковые поля. Стоя в кузове грузовика, она дала большой бесплатный концерт для сборщиков хлопка. «В ней не было ни тени высокомерия. Только душевное тепло и любовь к людям», — вспоминали организаторы того «полевого» концерта.
Такой Анна Герман оставалась до последнего дня своей жизни. Которая, увы, была очень короткой. Певица скончалась в возрасте 46 лет. В 1980-м году, прямо с выступления на стадионе «Лужники», Анну увезли в больницу. У певицы обнаружили рак. Через два года, в 1982-м, её не стало. Незадолго до кончины Анна Герман положила на музыку молитву «Отче наш» и знаменитый «Гимн любви» апостола Павла. Она напела их на маленький магнитофон. А вот записать их в студии уже не успела.
То, чем ты занимаешься в жизни, должно приносить людям радость, часто повторяла Анна Герман. Певица говорила: «Человек счастлив в той мере, в какой он сам дарит счастье другим». За свою недолгую жизнь Анна Герман подарила людям много радости. А, значит, сама была счастливым человеком.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Елецкая икона Божией Матери
В конце четырнадцатого века на русскую землю смертоносным вихрем обрушились полчища монгольского завоевателя Тамерлана. Осенью 1395 года четырехтысячное войско ворвалось в город Елец, расположенный в восьмидесяти километрах от Липецка. Несколько дней захватчики разоряли дома и храмы. Довольный собой Тамерлан разбил шатёр на окраине Ельца, на горе Аргамач, и готовился к следующему походу.
На этот раз жестокий полководец собирался направить удар в самое сердце Руси — Москву. Жители столицы с тревогой ожидали, как развернутся события. Православные соборно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от страшного нашествия. И произошло невероятное! Тамерлану во сне явилась Пречистая Дева с небесным воинством. Лик Её был столь грозен, что, проснувшись, завоеватель, не знавший поражений, воскликнул: «Нам не одолеть земли русской!» И направил свои войска на юго-восток, в противоположную от Москвы сторону.
В Ельце, на месте явления Божией Матери Тамерлану на горе Аргамач построили храм Рождества Богородицы. В 1735 году для этой церкви в память событий четырнадцатого столетия написали образ Царицы Небесной. Иконописец изобразил Пречистую Деву стоящей на облаке, с молитвенно воздетыми руками, в окружении ангелов. Икону назвали Елецкой. В середине восемнадцатого столетия Церковь установила чествовать её 8 сентября, в день явления Богородицы Тамерлану. В 1915 году в Ельце построили церковь в честь Елецкого образа Божией Матери. Во многих городских храмах появились приделы, посвящённые иконе.
Первообраз Елецкой иконы был утрачен в советское время. Но сохранились его многочисленные списки. С одним из них ежегодно 8 сентября жители Ельца совершают крестный ход от храма Елецкого образа Божией Матери к церкви Рождества Богородицы. К тому самому месту, где в 1395 году Тамерлан по воле Небесной Заступницы принял решение повернуть вспять от Москвы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Балыкинская икона Божией Матери
Балыкинская икона Божией Матери по своей иконографии восходит к образам Рождества Христова. Богородица изображена на ней с молитвенно сложенными руками. Пречистая Дева с умилением взирает на Младенца Иисуса, лежащего у Неё на коленях.
Святыня прославилась в начале восемнадцатого века – в то время, когда Россия участвовала в Северной войне. Образ хранился в доме офицера Тимофея Дульского в селе Балыкино Черниговской губернии. Сейчас это Брянская область. Тимофей был уже в преклонных годах и не мог принимать участия в сражениях. Он горячо молился Божией Матери о своих боевых товарищах. Когда в 1709 году шведские войска шли по русской земле, Тимофей заметил слёзы в глазах Богородицы на иконе. Офицер дал обет пожертвовать чудотворный образ в Никольскую церковь села Балыкино, которая ещё достраивалась. Храм был освящён в 1711 году, икона Царицы Небесной стала его святыней.
Вскоре по молитвам перед Балыкинским образом Божией Матери произошло ещё одно чудо. Слепая от рождения дочь военачальника Стародубского полка Фёдора Случановского обрела зрение. Об исцелении стало широко известно, в Балыкино потянулись паломники. Богородица явила немало чудотворений от Своей иконы, все они вошли в рукописное Сказание, составленное в конце восемнадцатого века. Исторический документ хранился в Никольском храме. В 1866 году его вывез для исследования и публикации Черниговский митрополит Филарет. Благодаря этому летопись Балыкинской иконы стала доступной для широкого круга читателей. Но сама рукопись, к сожалению, оказалась утраченной после революции 1917 года.
А вот чудотворный образ Богородицы сохранился! Верующие сберегли святыню, когда в 1937 году безбожники устроили в Никольской церкви сенохранилище. В начале Великой Отечественной войны храм вновь стал действующим, и перед Балыкинской иконой Божией Матери зазвучали молитвы. Они и сейчас звучат. Древняя святыня хранится в резном киоте в алтаре. В праздники её выносят на середину церкви для поклонения.
Все выпуски программы Небесная Заступница