Иногда, разглядывая карту наших Поволжских краев, вдруг цепляешься взглядом за название, которые кажется совершенно не местным. Но стоит немного поинтересоваться историей – и всё оказывается достаточно просто.
Итак, село Большая Рязань. Это чуть больше двадцати километров от Жигулевска. Село основано примерно в конце XVII века выходцами из Переяславля Рязанского. То есть название – это просто воспоминание переселенцами о своей родине. До 1701 года находилось оно в монастырском владении, а потом перешло во владение графов Орловых. В 1792 году на средства графа Владимира Григорьевича Орлова-Давыдова была построена Церковь Живоначальной Троицы.
За 25 лет до этого, императрица Екатерины II заприметила молоденького графа и в 1766 году пожаловала ему чин камер-юнкера. Уже через год граф Орлов сопровождал императрицу в путешествии по Волге и вел дневник. Кто знает, возможно, именно тогда полюбились ему наши места, в которые он вернулся через много лет. Говорят, что граф был склонен к спокойной семейной жизни.
Построенная им в Большой Рязани церковь в 1923 году сгорела. Как ни странно, местные прихожане умудрились во время войны построить ещё одну церковь, но её просто растащили. Нужно сказать, что село с давних времен считалось самым глухим на Самарской луке. И вот тут стоит вспомнить одну из доживших до наших дней страшилок, которые так любит наш народ: Жил в Большой Рязани колдун черной магии – Митенька. Который сохранял свою колдовскую силу, до тех пор, пока у него не выпал последний зуб. Всё, конец истории. Какая-то странная причинно-следственная связь.
После всех злоключений храмов села, в 2002 году, наконец-то, был построен новый храм во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы и освящен 12 мая в праздник Антипасхи. Сооружен он из дерева в традициях русского зодчества. Основным строительным материалом послужила сосна. Оттого здание как снаружи, так и изнутри золотится бесконечным светом. Колокола для звонницы были отлиты в Воронеже.
Нужно обязательно сказать, что православным паломникам село Большая Рязань известно очень давно. И вот почему. Если спускаться от храма по асфальтовой дороге мимо сельского клуба и администрации волости, можно попасть на родники – «Малый» и «Большой». Вода "малого" источника исцеляет болезни рук, ног и кожные заболевания, а вода "большого" источника имеет особую благодать – исцеляет больных от рака. Подобный источник имеется только в Иерусалиме. «Малый» источник освящен во имя святых преподобных Киево-Печерских Антония и Феодосия. А «Большой», восстановленный после полувекового забвения, освящен во имя иконы Божией Матери «Всецарица». Сейчас на нем установлена часовня.
Вот видите, сколько интересных историй. Стоило только поинтересоваться происхождением названия села Большая Рязань.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 121 зач., XVI, 17-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Часто от христиан можно услышать, что всё в мире идёт по Божьей воле и мы должны просто принимать её со смирением. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Человек — существо, мятущееся между двух противоположностей. С одной стороны, мы хотим поступать самостоятельно, принимать свои собственные решения, быть свободными. С другой, довольно часто и, вероятно, даже неосознанно, мы оправдываемся и, разводя руки, говорим: так сложилось, это просто объективная реальность. Конечно, бывают ситуации, в которых от нас ничего не зависит, но зачастую и особенно в ситуации человеческого общения очень важным оказывается не только то, что с нами происходит, но и то, чего мы хотим, какую цель мы ставим выше других, чему готовы подчинить всё остальное. Помню, как в школе я поссорился с одноклассником. Но когда наш общий друг оказался в беде, ссора была тут же забыта, потому что помощь ближнему оказалась для нас выше причины конфликта. Мы не стали разводить руками и говорить: извини, мы поссорились и здесь уже ничем не поможешь. Так произошло, что человеческие эмоции взяли верх, но внутренне стремление к миру у нас было... Внешние обстоятельства лишь подтолкнули к тому, чего на самом деле желало сердце и чему противилась гордость.
В сегодняшнем чтении, представляющем из себя последние строки послания к Римлянам, апостол Павел предостерегает учеников от тех, кто производит разделения. Во время своей проповеди Спаситель многократно в разных словах и выражениях призывал учеников к единству. Причём, не просто какому-то поверхностному, основанному на эмоциях, но единству духовному, почему в качестве примера Он указывал не на какую-нибудь земную общность, но говорил о Своём единстве с Отцом Небесным. И, конечно, это значит, что разделения и конфликты, о которых предупреждает апостол Павел, — не просто одна из возможных проблем, но центральная проблема для учеников, потому что она противоречит учению Христа в самой его сути. Спаситель призывал апостолов к любви, и они проповедовали Его учение по всей вселенной. Однако нашлись люди, которые так же приходили в общины, как ученики Христовы, но вносили в них дух противоречия и раздора. Апостол подчёркивает, что таковые не служат Господу, но напротив обольщают учеников.
Но тут у нас может возникнуть вопрос: что делать, если разделение неизбежно? Например, если речь идёт о ереси или смертных грехах, веди и сам апостол считал невозможным с ними мириться. Из жизни самого апостола видно, что бывают ситуации, в которых верность Христу предполагает разделение с людьми. Например, с людьми, искажающими веру и нравственную жизнь. Но важным оказывается не только и даже не столько это. Да, есть люди, поведение которых противоречит воле Божией. Да, иногда мы не можем находиться с ними в мирном общении. Но самое важное — это наше собственное желание добра. Обстоятельства могут быть разными, но мы не можем, ссылаясь на них, говорить, что в разделении есть благая воля Творца, не можем радоваться вражде. Наоборот, несмотря ни на какие обстоятельства, желанием нашего сердца всегда должно быть единство в мире и любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Российский флот после Русско-Японской войны». Александр Музафаров

Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о возрождении российского флота между Русско-Японской и Первой Мировой войнами и об удивительных людях, возрождавших и развивавших флот в этот сложный период.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь иконописца». Александр Чашкин

Гостем программы «Вечер воскресенья» был художник-иконописец Александр Чашкин.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, о приходе к иконописи после встречи с архимандритом Зиноном, а также о том, почему церковное искусство стало значимой частью его жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья