Иногда, разглядывая карту наших Поволжских краев, вдруг цепляешься взглядом за название, которые кажется совершенно не местным. Но стоит немного поинтересоваться историей – и всё оказывается достаточно просто.
Итак, село Большая Рязань. Это чуть больше двадцати километров от Жигулевска. Село основано примерно в конце XVII века выходцами из Переяславля Рязанского. То есть название – это просто воспоминание переселенцами о своей родине. До 1701 года находилось оно в монастырском владении, а потом перешло во владение графов Орловых. В 1792 году на средства графа Владимира Григорьевича Орлова-Давыдова была построена Церковь Живоначальной Троицы.
За 25 лет до этого, императрица Екатерины II заприметила молоденького графа и в 1766 году пожаловала ему чин камер-юнкера. Уже через год граф Орлов сопровождал императрицу в путешествии по Волге и вел дневник. Кто знает, возможно, именно тогда полюбились ему наши места, в которые он вернулся через много лет. Говорят, что граф был склонен к спокойной семейной жизни.
Построенная им в Большой Рязани церковь в 1923 году сгорела. Как ни странно, местные прихожане умудрились во время войны построить ещё одну церковь, но её просто растащили. Нужно сказать, что село с давних времен считалось самым глухим на Самарской луке. И вот тут стоит вспомнить одну из доживших до наших дней страшилок, которые так любит наш народ: Жил в Большой Рязани колдун черной магии – Митенька. Который сохранял свою колдовскую силу, до тех пор, пока у него не выпал последний зуб. Всё, конец истории. Какая-то странная причинно-следственная связь.
После всех злоключений храмов села, в 2002 году, наконец-то, был построен новый храм во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы и освящен 12 мая в праздник Антипасхи. Сооружен он из дерева в традициях русского зодчества. Основным строительным материалом послужила сосна. Оттого здание как снаружи, так и изнутри золотится бесконечным светом. Колокола для звонницы были отлиты в Воронеже.
Нужно обязательно сказать, что православным паломникам село Большая Рязань известно очень давно. И вот почему. Если спускаться от храма по асфальтовой дороге мимо сельского клуба и администрации волости, можно попасть на родники – «Малый» и «Большой». Вода "малого" источника исцеляет болезни рук, ног и кожные заболевания, а вода "большого" источника имеет особую благодать – исцеляет больных от рака. Подобный источник имеется только в Иерусалиме. «Малый» источник освящен во имя святых преподобных Киево-Печерских Антония и Феодосия. А «Большой», восстановленный после полувекового забвения, освящен во имя иконы Божией Матери «Всецарица». Сейчас на нем установлена часовня.
Вот видите, сколько интересных историй. Стоило только поинтересоваться происхождением названия села Большая Рязань.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема