"Благотворительные традиции императорской усадьбы Усово-Ильинское". Светлый вечер с Анной Громовой и Людмилой Шумской (21.09.2016)

* Поделиться

gromova-shumskayaУ нас в гостях были историк и общественный деятель, председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова и руководитель региональных программ фонда Людмила Шумская.

Разговор шел о том, какие традиции существовали в императорской усадьбе Усово-Ильинское, о возрождении традиций благотворительности сегодня, а также о Елисаветинском Крестном ходе, который уже пять лет проводится в Усово-Ильинском.


 

А.Пичугин

— «Светлый вечер» на светлом радио, здравствуйте, дорогие слушатели. Здесь в этой студии Лиза Горская.

Л.Горская

— И Алексей Пичугин.

А.Пичугин

— И этот час вместе с нами проведут — Анна Громова — председатель наблюдательного совета фонда «Содействие возрождению традиций милосердия и благотворительности Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества», Анна Громова также кандидат исторических наук, здравствуйте!

А.Громова

— Здравствуйте, очень приятно сегодня быть у вас в гостях!

А.Пичугин

— Да, и уже не в первый раз, и нам приятно. И Людмила Шумская — руководитель региональных программ этого фонда, Людмила, здравствуйте!

Л.Шумская

— Здравствуйте!

А.Пичугин

— Мы здесь с вами сегодня собираемся, уже, кстати говоря, далеко не в первый раз и говорим часто в этой студии про Елизаветинский крестный ход, который проходит в ближнем Подмосковье, я думаю, что не все наши слушатели так внимательно следят постоянно за нашими программами, может быть кто-то не знает, что это такое, расскажите, пожалуйста. Тем более, что 18 сентября буквально на днях прошел пятый такой Елизаветинский крестный ход, можно ли поподробнее об этом.

А.Громова

— Дорогие радиослушатели, очень рада буду поделиться нашими впечатлениями от замечательного крестного хода, который прошел с большим молитвенным подъемом в воскресенье 18 сентября. Он проследовал из Ильинского в Усово — это две части императорского имения под Москвой, кстати говоря, единственного императорского имения — это усадьба Усово и Ильинское — это уже пятый Елизаветинский крестный ход и для нас очень важно, что это наша первая круглая дата совпала с именинами святой праведной Елизаветы, память которой празднует Русская православная Церковь в этот день. И к тому же это был день выборов и еще один памятный день совпал с этой датой — день рождения последнего владельца усадьбы, великого князя Дмитрия Павловича — сына великого князя Павла Александровича, который был последним сыном императорской четы Александра II и императрицы Марии Александровны и младшим братом великого князя Сергея Александровича. Традиционно наш крестный ход начинается в Ильинском храме села Ильинское и заканчивается в Спасском храме села Усово, объединяя таким образом две стороны реки Москвы, по сторонам которой располагалось когда-то имение. Оно состояло из семи сел и на двух своих берегах имело дома, в которых жила великокняжеская чета, причем, дом в Ильинском практически полностью был сохранен императором Александром II, когда в 1864 году он покупает эту усадьбу для своей супруги императрицы Марии Александровны. Мы знаем, что в 1865 года семью императора постигло страшное горе — скоропостижно скончался наследник — цесаревич Николай Александрович и родители, убитые горем находили утешение в этом тихом уголке Подмосковья. Главным принципом императрицы Марии Александровны было сохранение всей той древности, истории, которая была связана с этими местами и ни в коем случае ничего не разрушать — это главный ее принцип был, который запечатлен на бумаге в ее письмах, воспоминаниях, в ее распоряжениях — не разрушать. И мы тоже в своей деятельности стараемся следовать принципу императрицы Марии Александровны — ничего не разрушать, но все, что возможно, восстанавливать. Вообще идея о крестном ходе возникла у нас после просмотра старинных фотографий начала XX века. Мы изучали жизнь, составляли жизнеописание священномученика Сергия Махаева — это святой новомученик, который почитается в нашем храме. В Спасском храме у нас четыре престола и в нижнем храме державная икона Божьей матери, в северном приделе как раз престол освящен в честь священномученика Сергия, который был ближайшим сподвижником Елизаветы Федоровны, ее правой рукой в Императорском палестинском обществе и в Иверской общине сестер милосердия, и в Московском отделении Красного креста и был расстрелян в числе других новомучеников в 1937 году 2 декабря на Бутовском полигоне. И как раз рассматривая его семейные фотографии, фотографии, связанные с семьей его отца, который 50 лет прослужил настоятелем Спасского храма села Усово, мы увидели крестный ход, который двигался не вокруг храма, но по окрестным полям, тропам, лугам. Мы не знаем, к сожалению, история не донесла до нас, какие именно крестные ходы по окрестностям совершались. Но совместив это с очень интересной традицией усадебной, которая существовала в Усово-Ильинском — традиция переезда из летнего дворца в Ильинском, который не отапливался, поскольку его купили в свое время у Голицыных и он принадлежал ранее генералу-от-инфантерии графу Александру Остерману-Толстому. И Остерман-Толстой там создал очень любопытный дом — второй этаж был деревянный, нижний этаж был каменный, стояли прекрасные чугунные художественные подпоры, которые держали балкон. Но на самом деле — это действительно было очень красиво, был прекрасный пейзажный парк, были отдельно стоящие павильоны тоже с интересными названиями, которые, думаем, что поименовал его лейтенант Лажечников — очень известный писатель того времени. Но мы знаем, что «Ледяной дом» был популярен не только в то время, когда жил писатель, но даже и сейчас мы прекрасно знаем этот роман. Такие прекрасные павильоны стояли в парке над рекой Москвой «Не чуй горя», «Кинь грусть», «Приют приятелей» и так далее и императрица Мария Александровна все это оставила в целости, как и было. Так вот, этот летний дом был неотапливаемый и поэтому в августе месяце, как только наступали холода — в августе, сентябре — перебирались на лодках, на шлюпках, на плотах в новый дворец в Усово, который был построен великим князем Сергеем, который был с центральным отоплением, оранжереями и так далее. И таким образом возникло желание восстановить этот исторический путь, одновременно появлялась новая возможность сказать о жизни великокняжеской четы, о их благотворительной деятельности в Ильинском, о традиции русской усадьбы и поднять очень многие другие вопросы, которым мы не уделяем достаточно внимания в нашей жизни и вспомнить те старинные традиции, которые может быть уже забываются.

А.Пичугин

— А что осталось от усадебных домов к тому времени, как Вы начали этим заниматься?

А.Громова

— Дело в том, что в свое время существовала прекрасная опять же русская традиция расположения усадебных домов — хозяйский дом стоял на территории, хозяйский и гостевые, как правило. Но за территорию усадьбы обязательно выносились все дома административного назначения и социального назначения. В нашем случае — это оказалась ферма, которую построил император Александр II, от нее сейчас сохранилась полностью абсолютно, со всеми архитектурными типичными для этих построек формами, сохранилась контора птицефермы. И целый ряд домов просветительского и социального служения — это и три школы в Ильинском, одна из них уже сгорела, к сожалению.

А.Пичугин

— Они деревянные были?

А.Громова

— Да, они деревянные, это все построено из лиственницы — прекрасных добротных бревен, с которыми абсолютно ничего не случилось, потому что сейчас, когда мы занимались как раз сохранением памятника «Родильный приют», который был построен по указанию великого князя Сергея Александровича, после безвременной кончины в родах греческой принцессы Александры Георгиевны — первой супруги Павла Александровича, тот самый Дмитрий Павлович, у которого день рождения был в воскресенье 18 числа, о котором мы говорил, он как раз родился при весьма неблагоприятных и трагических обстоятельствах — Александра Георгиевна родила младенца, но сама не перенесла тяжелых родов и скончалась. И великий князь Сергей строит родильный приют в 1891 году в котором рожают местные крестьянки. Сначала плохо это дело идет, потому что все привыкли рожать дома, но великий князь и великая княгиня становятся восприемниками младенцев, дарят подарки, необходимые новорожденным — и одежду, и даже вплоть до того, что дарят дрова роженицами.

А.Пичугин

— Делают все, чтобы каким-нибудь образом привлечь туда в нормальные условия.

А.Громова

— Да, чтобы рожали цивилизованно, в хороших условиях, и чтобы смертность детей уменьшилась в Ильинском, так оно и произошло. И потом уже с удовольствием прибегали к помощи родильного приюта до конца 1960-х годов. То есть практически все население ближайших сел — Усово, Ильинского и всех прочих родились именно там в родильном приюте. Ну, кроме этого лазарет, который посвятила великая княгиня своему супругу и его памяти после его смерти в 1905 году, она построила лазарет для раненых воинов русско-японской войны, и сама там ухаживала за нуждающимися в помощи воинами, инвалидами, ранеными, восстанавливающимися после болезни и так далее. Но нужно сказать, что как только мы стали внимательнее изучать историю Ильинского и Усово, и его зданий, то вокруг усадьбы мы обнаружили еще множество других не менее важных строений — это, например, такое здание, вытянутое вдоль реки, которое всегда считалось сервизным домом.

А.Пичугин

— Сервизный дом — это что такое?

А.Громова

— Дом для сервизов императрицы Марии Александровны. Но потом мы выяснили, что сервизный дом стоял на территории усадьбы, а это был дом, в котором сначала был лазарет, а потом было просто жилье для садовников. Но тем не менее — это абсолютно неизменная постройка, которая сохранилась со времен императрицы Марии Александровны, там же школа императрицы Марии Александровны — это еще 1873 года постройки и, например, обнаружено нами было за фермой здания общежития для рабочих 1901 года, которое построил великий князь Сергей — общежитие для сельскохозяйственных рабочих, там сейчас коньячный завод, который выпускает знаменитый коньяк «Усово». И множество других. У нас всего 10 объектов в Усово и в Ильинском — это помимо усадьбы, так что работы много.

Л.Горская

— А я хотела спросить об этой традиции усадебных крестных ходов, про которые Вы говорили, в чем был их смысл, если в двух словах, и я думаю, что нынешний крестный ход мало того, что вобрал эту традицию, он еще как какой-то дополнительный смысл несет, вот об этом подробнее.

А.Громова

— Вы знаете, по традиции крестные хода проходили на престольный праздник на Спас Нерукотворного образа в Ильин день и особенно широко праздновались именины хозяев — 18 июля — преподобный Сергий Радонежский, 18 сентября — день святой праведной Елизаветы и в этот день после божественной литургии обычно бывали большие ярмарки, на которые съезжались со всего уезда производители самых разных удивительных вещей. Здесь и часы, и музыкальные инструменты, и ткани. И Елизавета Федоровна очень полюбила эти праздники, и сама лично была распорядительницей на этих ярмарках, конкурсах, лотереях. Сама лично раздавала крестьянам подарки, которые она заранее заготавливала. Здесь были и байковые одеяла, и отрезы ситца, в общем, все то, что нужно было в крестьянском хозяйстве. Самое главное, что такое единение, по воспоминаниям местного священника было так, что великокняжеская чета шла на ярмарку, все скупала и тут же все раздаривалось крестьянам, гостям. В общем, был общий праздник. Много сластей раздавалось крестьянским детям, запускались бумажные воздушные змеи, то есть это была такая огромная радость и единение хозяев и народа. И мы стараемся в Усово сейчас поддерживать эту традицию, поэтому каждый крестный ход, по завершению, после молитвы преподобномученице Елисавете у Спасского храма, мы обязательно проводим просветительские мероприятия. В этот раз у нас был показ прекрасных фильмов телеканала «Доверие» — два фильма. Один о Елизавете Федоровне, второй о великом князе Сергее и телекомпании «Сретение» о императрице Марии Александровне. С удовольствием наши паломники отогрелись в помещении нашего тетра.

Л.Горская

— Как раз хотела спросить, 18 сентября холодновато было.

А.Громова

— Холодновато, но наша полевая кухня разливала щедро чайный напиток и горячую кашу, и котлетки, и пирожки, в общем, меню было замечательным, играл духовой оркестр. И конечно мы очень рады, что трудами наших замечательных сотрудников и наших коллег, вот Людмила Владимировна Шумская — руководитель наших региональных программ, которая с нами сегодня, приняла непосредственное участие в разработке концепции выставки, в ее реализации. И Савинов Александр Борисович, наши друзья из Санкт-Петербурга коллекционеры, я думаю, что Людмила о них сейчас расскажет подробнее. То есть эта выставка тоже стала событием, равно, как и выставка, посвященная жизни императорской семьи в открытках, где была отдельная тема по Елизавете Федоровне, отдельная тема по царской семье. Это союз филокартистов, издательский дом «Крепостновъ» совместно с «Елисаветинско-Сергиевским обществом» провели эту работу. Выставка тоже вызвала огромный интерес, потому что открытка — это всегда интересно, а материал действительно был собран уникальный, потому что мы даже включили в выставку те открытки, которые публиковались большевиками уже после Октябрьской революции, и там есть у нас и стенд попранные святыни, где расстрелянная Москва после 1918 года, и серия большевистских открыток с царскими регалиями и хулительными надписями на них. Очень это все интересно с точки зрения исторической, совершенно неповторимо то, как наша история отражена в открытках.

Л.Горская

— А какой-то каталог выставки предусмотрен, будет издаваться?

А.Громова

— Да, я думаю, что мы непременно сделаем, потому что тема эта в процессе нашей работы настолько заинтересовала сам союз филокартистов, что они сказали, что мы даже не думали, что могут быть такие интересные возможности для раскрытия темы открытки, потому что они работают во всяких жанрах, но в таком ключе еще не удавалось им проводить свою просветительскую работу, так что я думаю, что сделаем обязательно.

А.Пичугин

— Друзья, напомним, что это «Светлый вечер» на светлом радио, где сегодня Анна Громова — председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» и кандидат исторических наук, а также Людмила Шумская — руководитель региональных программ этого фонда. Вы знаете, у меня сейчас на минутку отвлечься от нашей магистральной темы, такой вопрос, вы довольно давно и скрупулезно изучаете историю усадеб этого района, в общем, уже довольно многого удалось достичь, но в стране достаточно много таких, пусть не столь важных, не столь богатых исторически мест, но тем не менее, интересных усадеб действительно много. А есть ли у вас какой-нибудь, может быть, универсальный совет для людей, которые хотят заниматься изучением, реконструкцией, восстановлением таких мест?

А.Громова

— Мне кажется, что нужно как всегда, если мы руководствуемся христианскими принципами, начинать с себя и поэтому в каждом населенном пункте, в каждом селе, городе, районе, просто районе какого-то города, если у вас есть тема, на которую вам хочется высказаться, будь то усадьба, или жизнь какого-то выдающегося человека, пример которого вас вдохновляет, то мне кажется, нужно собирать сведения, собирать архивы, собирать фотографии, как мы со священномучеником Махаевым, вот он родился в этом месте, вообще удивительно, ведь ему было 10 лет, когда Елизавета Федоровна туда приехала и получается, что из него вырос такой совершенно выдающийся муж, на которого могла опереться Елизавета Федоровна потом в своей благотворительной и социальной деятельности. И мы начали с того же, с собирания фотографий, знакомства с родственниками, с налаживания контактов друг с другом, потом образовалась какая-то инициативная группа по формированию этого архива. И мне кажется, что уже когда группа единомышленников работает над какой-то темой, то ничего невозможного нет, нужно постепенно делать маленькую мемориальную комнату, маленький фонд и расти вглубь и вширь. Так что всем, начинающим такое святое и благое дело, я желаю успехов.

А.Пичугин

— А вот Людмила Шумская у нас в студии — руководитель региональных программ «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества». А Вы были бы готовы помогать людям, если бы они к Вам обратились, попросили содействовать в их начинаниях?

Л.Горская

— Ты консультацию имеешь в виду?

А.Пичугин

— Ну, консультацию, я не знаю, какая помощь может быть, вот я и спрашиваю Людмилу.

Л.Шумская

— Мы, наверное, могли бы помочь советом и даже может быть и больше, просто мы уже прошли определенный этап тогда, когда мы собирали вокруг себя единомышленников и искали их среди научной среды, именно в этой теме, в теме, например, нашей усадьбы Ильинское-Усово... вернее не нашей усадьбы, но нашей теме. И мы проходили определенные этапы, как собирание исторического материала, понимание сложности задач проведения историко-культурной экспертизы, знакомство со специалистами по данной проблематике, опять же помощь специалистам, собирание материалов в архивах, собирание материалов в библиотеках. Огромный труд, на самом деле, который нельзя пройти очень быстро. К этому надо быть готовыми. Это не произойдет за один месяц, даже за один год не произойдет, но если верите в то, что вы делаете правое дело, то оно обязательно у вас получится. У нас есть прекрасный пример среди наших единомышленников, которые добились результатов в этом вопросе и мы надеемся тоже, что потихонечку идти-идти... Единственное, что стоит в этой связи упомянуть, что никогда не надо, так скажем, раньше времени кричать и говорить, что все ужасно. Попробуй сначала что-то сделать, прежде, чем начнешь кричать, что ничего не получится, все все продали и все плохо, ты попробуй что-то лично сделать. Ты сходи в администрацию ближайшую твою, может это будет сельская администрация для начала, попробуй поговорить, попробуй показать, что тебе это действительно интересно и важно. Я уверена, что Господь пошлет тех людей, которые попадутся по пути и будут помогать и давать. Потому что люди, которые пришли к нам, которые вокруг нас собрались именно в этой теме, их огромное количество. Вы знаете, меня поразило, когда мы сейчас собирали материалы к выставки, звонишь, например, в Ленинскую библиотеку в отдел изоматериалов и понимаешь, когда ты говоришь «Ильинское» и слышишь ответ с придыханием специалисты относятся к этому имени. И ты понимаешь, что то, что тебя волнует в этом названии Ильинское волнует и их, и они о нем тоже много знают. Это настолько приятно, что, несмотря на то, что это знание вроде бы ушло от нас ото всех, так скажем, для обывателей об этом имении, среди специалистов оно остается. И ты все равно найдешь своих специалистов, которые к твоей теме придут.

Л.Горская

— Да, по поводу архивов как раз хотелось уточнить, ведь не каждый желающий может обратиться в архив с запросом?

Л.Шумская

— Каждый желающий, благодаря закону Российской Федерации, каждый желающий имеет право обратиться в архив.

Л.Горская

— В любой?

Л.Шумская

— Да, я думаю, что в любой архив, конечно. Если это будут закрытые фонды — это объяснят, большинство фондов доступны, тем более исторические фонды — межевые карты, кадастровые карты, карты Росреестра Российской Федерации в открытом доступе, и вы можете посмотреть любой участок земли. Просто я еще раз говорю, надо подготовиться к долгому труду, который сразу не принесет результатов, но только самостоятельно можно пройти этот путь и будут результаты обязательно.

А.Пичугин

— А за сколько лет Вам удалось всего этого достичь?

А.Громова

— Сложно сказать, мы все-таки работали, уже зная своих единомышленников. Дело в том, что вокруг нас расположены тоже очень интересные музеи, допустим такой, как музей Архангельского, который тоже с удовольствием тоже обсуждал эти темы. У нас существует большое Елисаветинское сообщество, более 150 организаций, которые и были, и потом возникли после прославления преподобномученицы Елисаветы. То есть, допустим, мы могли общаться с такими своими единомышленниками, как Марина Запорина, как «Общество русской усадьбы», как Осташево, Звенигород и так далее.

Л.Шумская

— Конечно мы стимулировали интерес к нашей теме, потому что это наша вообще работа, которая нам очень нравится. Мы пытались соединять многих людей, благодаря этим людям наоборот для нас соединились какие-то другие вещи. Например, Осташево, имение великого князя Константина Константиновича, которое сейчас находится в Волоколамском районе Подмосковья, тоже на самом деле невероятно красивое имение когда-то, там был похоронен князь Олег, князь императорской крови, единственный погибший из Романовых в Первую мировую войну. Знание это тоже теряется сейчас, но мы знаем этих людей, которые занимаются спасением этой усадьбы, знаем людей, которые занимаются другими усадьбами, дружим с матушкой Варварой, которая спасала Дунино, и мы друг другу даем советы, подсказываем, куда пойти, что делать, кто в администрации отвечает за этот вопрос, за этот вопрос.

А.Пичугин

— Ваши соседи, Вы упомянули Архангельское, Женя Соседов, который там активно борется за сохранение этого скорее природного облика Архангельского. Вы как-то с ними сотрудничаете и вообще, что там теперь в Архангельском творится?

Л.Шумская

— Не знаю, у нас хорошие отношения с музеем-усадьбой Архангельское, на нашей выставке есть экспонаты из фондов музея, более того, я очень надеюсь, что они будут опубликованы в каталоге, потому что есть некоторые не атрибутированные, то есть там есть ряд открытий научных, которые при публикации войдут в научный оборот, будут полезны исследователям. С Евгением мы хорошо знакомы и знаем его давно и очень поддерживаем его во всех начинаниях. У нас тема наша — Ильинское, а Архангельское — это ближайшая усадьба соседняя к Ильинскому и не говоря о том, что граф Сумароков-Эльстон был адъютантом великого князя, еще есть огромная тема дружбы Зинаиды Николаевны Юсуповой и великой княгини Елизаветы Федоровны, для нас это очень ценные сведения. И если, например, вы смотрите с бельведера дворца, то как раз Ильинское находится с правой стороны от этого самого главного вида.

А.Пичугин

— Даже видно?

Л.Шумская

— Конечно, масса подробностей утерянных. Дело в том, что из Москвы единственный проезд в Ильинское был практически через Архангельское и мы ничего не знаем. Сейчас мы столкнулись с огромной литературной историей при открытии этой темы и вы знаете, я не могу утверждать, но вполне возможно, что Пушкин в один из приездов в Архангельское, был и в Ильинском, так что тема огромная.

Л.Горская

— Я бы хотела для наших радиослушателей все-таки развести выставки. Одна выставка — это история императорской семьи в открытках. И отдельная выставка, которая открылась, насколько я понимаю, вместе с пятым Елисаветинским крестным ходом — это выставка «Императорское имение Ильинское-Усово», да, вот эта новая абсолютно экспозиция. Давайте может быть подробнее о ней поговорим, как долго она будет длиться, что там еще есть. Там же есть какие-то макеты уникальные и так далее.

А.Громова

— Да, у нас более 15 участников, Людмила сейчас о них расскажет.

Л.Шумская

— Да, у нас много участников собралось на эту выставку. Честно говоря, с темой Ильинское-Усово мы начали работать еще при подготовке выставки в Историческом музее — выставка «Москва — Святая Земля великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны» и там были уже экспонаты, которые мы отбирали по этой теме и собственно мы подошли достаточно близко к теме изучения усадьбы. И в каталоге эта тема отдельно выделена. Для нас ценность этой темы еще в том, что, то наследие усадьбы, которое получил великий князь от своей матери, ну, самое большое развитие всему этому положила императрица Мария Александровна — его мать. То есть для нас еще важна и эта часть истории, мы не упираемся исключительно в последних владельцев. Каждая часть этой истории многогранна. И сейчас собралось определенное количество коллекционеров вокруг нас, которые готовы нам помогать в устроении выставок, давать свои экспонаты. Если вас интересует за деньги — это, или нет — это бесплатно. Они участвуют в этом абсолютно бесплатно, понимая, что научный интерес в этой теме только растет и актуализируется. Сейчас у нас порядка 50 оригинальных предметов на выставке, настоящих, среди которых можно назвать, например, портсигар Александра III, или, например, один из документов, подписанных рукой Александра II можете посмотреть, манифест об отмене крепостного права, настоящие гравюры.

Л.Горская

— Еще раз, манифест об отмене крепостного права?

Л.Шумская

— Да, тут надо тоже сказать, тема, кстати, очень актуальная для учителей, например, истории. Дело в том, что имение Ильинское-Усово — это пореформенное имение, после отмены крепостного права, оно приобретается в 1864 году после указа уже об отмене крепостного права. И надо понимать, что император, находясь в своем уже имении, имел некоторые новые владельческие права, чем это было бы до реформы. Это тоже тема отдельного изучения. У нас книги из библиотеки Ильинского, что представить вообще невозможно. В этом смысле нам очень помогла Государственная библиотека — бывшая библиотека им. Ленина, предоставив эти книги. Дело в том, что экслибрис Сергея Александровича располагается на внутренней стороне обложки, очень красивый, его узнают не только коллекционеры, надо сказать. Его книги были широко известны букинистам и, например, даже я в свои студенческие годы очень хорошо помню его книги в лавке в Пушкинской, в Камергерском переулке, они мне тоже попадались. Их на самом деле было действительно очень много, библиотека была обширнейшая и конечно они остались, и в библиотеках, и у коллекционеров эти книги. Сергей Александрович собрал невероятную библиотеку, которая ему досталась в наследство от своей матери, та, в свою очередь получила ее тоже вместе с покупкой имения. Библиотеку собирал Петр Андреевич Вяземский, так на секундочку. И сейчас благодаря нашим тоже коллегам в Петербурге в архиве РГИА были найдены описи Ильинской библиотеки на 1026 книг. То есть полная опись библиотеки, которая досталась императрице Марии Александровне. Очень интересная тема, но это просто отдельная литературная тема Ильинского. И книги из библиотеки Сергея Александровича как раз у нас на выставке, можно просто посмотреть их, на корешках мы видим его монограмму — это суперэкслибрис СА под великокняжеской короной. Может быть даже это те книги, которые великий князь держал в руках, может быть с его пометками, уникальные совершенно экспонаты. Сервиз великокняжеский на свадьбу Елизаветы Федоровны и Сергея Александровича и конечно я назвала, наверное, это самые, пожалуй, из знаковых экспонатов нашей выставки, которые передал на выставку Церковно-Археологический кабинет Московской духовной академии, который мы смело можем назвать одним из старейших музеев России. Это этюд «Христова невеста» работы Нестерова. Конечно это невероятный для нас объект, невероятный для нас подарок, можно сказать, что по благословению владыки Евгения, этот экспонат при содействии директора музея протоиерея Игоря к нам пришел. Конечно это невероятно. Мы очень много знали об этой картине, мы знали о связи... мы хорошо знаем, осведомлены о художественных дарованиях самого автора, о связах его с Елизаветой Федоровной в художественном мире Москвы и об этой именно картине мы тоже многое знаем, но что она попадет к нам на выставку, мы до последнего были не уверены, но действительно подарок для всех посетителей.

А.Пичугин

— Мы продолжим этот разговор буквально через одну минуту. Напомню, что Анна Громова — председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» и кандидат исторических наук у нас здесь в этой студии, и Людмила Шумская — руководитель региональных программ этого фонда. Лиза Горская, я — Алексей Пичугин, через минуту вернемся.

А.Пичугин

— Возвращаемся в эту студию, где сегодня беседуем с Анной Громовой — председателем наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», кандидатом исторических наук. И Людмилой Шумской — руководителем региональных программ этого фонда. Собрались мы здесь в связи с тем, что на днях 18 числа прошел пятый уже по счету Елизаветинский крестный ход, в начале программы об этом говорили, можно еще пару слов сказать, что это такое было.

А.Громова

— Елизаветинский крестный ход соединяет два имения единственного под Москвой императорского имения Ильинское и Усово. В основном, начинаясь у храма Ильи Пророка крестный ход идет вдоль реки Москвы, затем происходит переправа через реку Москву и в дальнейшем крестный ход идет мимо благотворительных построек императрицы Марии Александровны в селе Усово — школы, там же конюшня великого князя Сергея Александровича, дом священника Константина Махаева, который более 50 лет был настоятелем Спасского храма в селе Усово. Мы знаем, что когда в 1864 году императором Александром II была приобретена эта бывшая усадьба графа Остермана-Толстого для императрицы Марии Александровны, то она тут же стала привлекательной для многих выдающихся деятелей культуры и друзей императорской семьи. Мы знаем, что здесь с удовольствием бывали и Кириевский, и Фет, и впоследствии Петр Вяземский, когда в 1865 году уже через после приобретения усадьбы, он погостив в Ильинском, он проникся этими удивительными традициями народной жизни, тем особым усадебным духом, который хранили здесь в Ильинском. Император Александр II, встречаясь со своими соседями из прилегающих усадеб всегда отвечал на их вопросы, что я помещик, я настоящий подмосковный помещик. И великий князь Сергей, вот мы последний раз, когда публиковали его дневники для выставки «Москва — святая земля», удивлялись везде его автографу. Он практически после каждой записи в гостевой книге, или в дневнике подписывается «помещик», такой размашистой подписью. Мне хотелось прочесть два четверостишия Петра Вяземского, его описание реки Москвы, которое навеяло ему как раз пребывание в Ильинском.

Москва река нам всем родная,

Течет спокойно под горой.

Своим течением пробуждая,

Преданье старины родной.

Здесь Русь окрепла,

Здесь хранится родник событий вековых.

И словно в зеркало глядится

Вся Русь в струях ее святых.

Вот такое особенное восприятие реки Москвы, как хранительницы древних традиций, мы это ощущение Петра Вяземского полностью пережили, проходя по берегам реки Москвы. Особенно конечно для нас было важно, что путь следования крестного хода проходит мимо исторических сохранившихся зданий, в которых происходили дела милосердия великой княгини Елизаветы Федоровны, просветительские труды Марии Александровны протекали в этих зданиях. Потому что мы проходили мимо здания школы императрицы Марии Александровны, родильного приюта, который был построен для местных крестьянок великим князем Сергеем Александровичем, Лазарета, который построила в 1905 году для увечных воинов русско-японской войны Елизавета Федоровна. И все эти дела милосердия были непосредственно продолжением той работы, которая велась в Москве, потому что мы знаем, что великий князь Сергей в течение 13 лет был московским генерал-губернатором, командующим Московского военного округа. Елизавета Федоровна несла на себе, как супруга губернатора, огромные обязанности по поддержанию и по удовлетворению нужд москвичей, самых разных нужд — просвещения, социальной помощи, в защите. И она особенным образом чувствовала потребности времени и потребности людей в той, или иной помощи. Ведь важно не просто сделать что-то доброе, что просто растворится в воздухе, а именно то, что принесет реальную пользу. И вот Елизавета Федоровна обладала в этом смысле особенной душой, в которой отражались эти чаяния людей, чаяния москвичей. И неудивительно поэтому, что именно она была инициатором создания Елизаветинского благотворительного общества, которое имело попечение о законнорожденных детях, нуждающихся родителей. Потому что до этого Московский воспитательный дом принимал только незаконнорожденных детей, а родители малоимущие часто страдали от того, что просто детей нельзя было прокормить. И вот Елизавета Федоровна практически за 25 лет работы общества, в буквальном смысле вывела в люди 9 000 детей. Они не просто принимались в эти заведения Елизаветы Федоровны, но они в них возрастали, они получали образование, они получали как правило профессию, потому что Елизавета Федоровна была сторонницей очень популярной тогда идеи о трудовом воспитании, сторонниками которой был профессор Московского университета Герье, Ушинский, еще при императрице Марии Александровне и другие выдающиеся педагоги, и мыслители того времени. Как раз этот Елизаветинское благотворительное общество несло эту миссию. Ну о милосердии великой княгини можно говорить очень много, но в частности с Ильинским связана ее работа во Всехсвятском. Мы знаем, что на Соколе храм всех святых, он известен многим москвичам, близ него в 1915 году Елизавета Федоровна, вернее по ее инициативе было заложено братское кладбище, на котором впоследствии до 1917 года было захоронено более 18 000 воинов и сестер милосердия. Но у всей этой истории была предыстория, дело в том, что еще в русско-японскую войну в Всехсвятском Елизавета Федоровна заложила Сергиево-Елизаветинский приют для увечных воинов и там же были ремесленные мастерские для увечных воинов. И очень интересно, мы сейчас нашли такие свидетельства, из Казани нам пришли... такая казанская связь, что ли, один из воинов, опекавшихся в лазарете в Ильинском, оставил своим потомкам очень интересные воспоминания и целый ряд предметов, которые были подарены Елизаветой Федоровной. И от родственников из Казани мы теперь знаем, насколько велико было это вспомоществование. Дело в том, что вернувшись из лазарета в Ильинском вот этот замечательный казанец, воин увечный русско-японской войны, мало того, что он освоил ремесла и прекрасно работал, и сапожное дело, и переплетное узнал и так далее. Но он привез такую сумму денег, заработанную им во время лечения в лазарете, а там люди содержались и год, и два, пока совсем не поправятся, что он построил дом, была куплена корова. В общем, семейство стало абсолютно состоятельным и из нищеты поднялось на совершенно новый социальный уровень. И с благодарностью Елизавету Федоровну вспоминали несколько поколений этой семьи и помнят ее там до сих пор, потому что сохранились еще мемориальные вещи, которые подарены когда-то были. Елизавета Федоровна особенно любила дарить какие-то предметы производства — ткацкий станок увозили от нее в подарок, то есть какие-то реальные вещи, которые могут помочь в хозяйстве семьи. И собственно говоря вот это Всехсвятское, оно было связано с благотворительностью Елизаветы еще со времен русско-японской войны.

Л.Шумская

— Разрешите я еще дополню для слушателей, дело в том, что во Всехсвятской роще еще до того, как появилось там Сергиево-Елизаветинское убежище, здание которого до сих пор сохранилось, не многие знают.

Л.Горская

— Расскажите тогда подробнее пару слов. Где сохранилось, как увидеть?

Л.Шумская

— Вы знаете, мы можем просто предложить любопытным москвичам однажды выйти на станции метро Сокол, зайти за храм Всех святых и отправиться на прогулку по остатку братского кладбища. Его осталась одна десятая часть от того, что было, когда-то оно занимало порядка 11 гектар. И Тимирязевский парк теперь и Триумф палас — это все на самом деле находится на территории этого огромного братского кладбища. Маленький кусочек земли посередине — это все, что осталось. И просто советуем походить, поизучать окрестности, вы очень многое для себя откроете. Потому что сохранились улицы, на этих Песчаных улицах как раз тоже сохранились некоторые объекты и там в глубине можно найти как раз кусочек этого здания, которое находится за очень большим забором, мы знаем, что там режимный объект, но здание это сохранилось. Поизучайте, это очень интересное место для Москвы очень важное. Так вот, я продолжаю тему обращения к традициям благотворительности и милосердия великой княгини, дело в том, что Всехсвятская роща была выбрана совершенно не случайно Елизаветой Федоровной. Еще до русско-японской войны там находилась станция Серебряный бор. Не тот Серебряный бор, который мы знаем, а с одноименным названием Серебряный бор во Всехсвятской роще и там существовал лазарет для туберкулезных больных, который был под покровительством великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны.

А.Пичугин

— Там кстати недалеко существует больница, которая несет ту же самую функцию.

Л.Шумская

— Есть прекрасное издание советского уже периода «Московские санатории» 1925 года и там можно его подробно рассмотреть. Санаторий назывался «Ромашка», так он и перешел с этим названием дальше и перешел еще в советское время под этим названием. И мы долго думали, как же соединен с этой темой Сергей Александрович, почему, мы думали. К нам попала фотография от коллекционеров, Сергей Александрович на этой фотографии венской 1900 года в петлице держит ромашку, но не просто ромашку цветок, как могло бы быть на каких-то важных мероприятиях, а именно знак ромашки. Так вот он действительно попечитель этого санатория туберкулезного «Ромашка». И они с великой княгиней конечно участвовали в этой программе помощи больным туберкулезом, обеспечением их санаторного режима, а Всехсвятская роща для москвичей было излюбленное место — это место дач, место отдыха, куда выезжали из центра — логично было там расположить такой санаторий. Вот такая история.

А.Громова

— Если помните еще, Люда, когда мы располагали крест великого князя Сергия Александровича, вообще у нас в собрании Елисавето-Сергиевского общества есть потрясающий знак Красного креста именно московского отделения, которым великий князь Сергей награждал благотворителей.

А.Пичугин

— А вот я видел здесь в книжечке, которую Вы принесли.

А.Громова

— Да, в книжечке он есть и обратите внимание, если Вы раскроете страничку, где изображен этот знак, Вы обратите внимание, что в средоскрестии этого креста части угловые занимают лепестки ромашки. И мы сами то не сразу поняли, это кто-то указал нам из наших друзей коллекционеров. Мы обратили внимание, что здесь совершенно не случайно цветок ромашки. Это возвращаясь просто к благотворительной теме Белого цветка, да, о которой я думаю, здесь были уже передачи, об этом говорили много, но дело в том, что немногие знают, что помимо Красного креста, существовал Зеленый крест, различные общества, помогающие различным категориям больных.

Л.Шумская

— Как и ромашка была всех цветов.

А.Громова

— И точно также ромашка была символом помощи туберкулезным больным. Мы ведь знаем, что Никса, цесаревич Николай Александрович умер от туберкулеза в том числе костного, кто-то говорит, что от энфефалита, но я думаю, что это действительно костный туберкулез, потому что наследственное было заболевание. Императрица Мария Александровна умирает от туберкулеза и многие особенности характера и даже внешнего облика князя Сергея Александровича говорят о том, что скорее всего он с восьмилетнего возраста тоже страдал этим заболеванием. И то, что он с таким упорством везде старается провести горячую воду и так далее, обязательно, чтобы была горячая вода, и на Тверской 13, и строит в Усово этот особняк с горячей водой. Потому что горячая вода — это единственное средство от боли костного туберкулеза. То есть это единственное средство, которым быстро можно снять боли. И мы знаем, что с восьмилетнего возраста он носил корсет от шейных позвонков до поясницы и именно с этим связана его так называемая высокомерная осанка. Говорили: «Вот, головы не наклонит, такой высокомерный».

А.Пичугин

— А он не мог ее наклонить.

А.Громова

— Он просто не мог ее наклонить.

Л.Шумская

— И когда в газетах писали, что великий князь не прибыл на открытие какого-то, например, здания в городе, что он мол принимает ванну... великий князь принимал ванну, просто потому, что не мог двигаться, он принимал горячую ванну, которая снимала те боли, которые были нестерпимыми. И, например, в воспоминаниях Левитана, которому кстати он очень помог в свое время, помог остаться в Москве.

А.Пичугин

— Вернуться в Москву.

Л.Шумская

— Это большая отдельная история, да. И в воспоминаниях Левитана есть свидетельства о том, что князь совершенно измучен болезнью, что он очень худ, очень бледен и очень болен и любое движение причиняет ему боль.

А.Громова

— Елизавета Федоровна кстати об этом писала, когда утешала Зинаиду Юсупову после смерти ее старшего сына, что он умер в расцвете сил, а Сергей столько настрадался за свою жизнь. То есть там тоже имеется подтекст, что он страдал от болезни.

А.Пичугин

— Напомним, что это «Светлый вечер» на светлом радио, здесь Анна Громова — председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», кандидат исторических наук. И Людмила Шумская — руководитель региональных программ этого фонда. Давайте поговорим о современных программах, которые вы развиваете, о фонде.

Л.Горская

— А я хотела для начала спросить, раз мы вспомнили о гибели великого князя Сергея Александровича. Президент Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о воссоздании памятного креста на месте его гибели, расскажите про это подробнее. Будет крест, скорее всего на Красной площади.

А.Громова

— Вы знаете, этот вопрос сейчас действительно очень актуален, но он находится в стадии обсуждения и работы. Я думаю, что некоторые итоги уже будут к концу сентября известны, но сейчас я даже знаю, что интерес особый опять проявляют к эскизам Виктора Михайловича Васнецова, но в свое время этот вопрос был нами подробно изучен и запечатлены все архитектурные особенности креста, есть точная копия и скопированы все документы из музея Васнецова. Есть все основания полагать, что такой крест будет восстановлен и комиссия уже создана, она работает по указанию президента. Я бы сказала, что работа идет весьма плодотворно и продвигается активно к положительному решению этого вопроса.

А.Пичугин

— И давайте вернемся тогда к Елисаветинско-Сергиевскому обществу, мы, когда в первый раз вас представляли, говорили, что это фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности. А можно чуть-чуть поподробнее о том, чем сейчас вы занимаетесь и какие традиции милосердия и благотворительности возрождаете?

А.Громова

— Вы знаете, я боюсь, что у нас не так много времени осталось для того, чтобы рассказать вообще обо всех уже выставочных проектах, издательских проектах, которые были реализованы фондом. Но может быть самые перспективные и интересные наши направления — это как раз работа нашего Елизаветинского сообщества. Я думаю, что Людмила Владимировна, как руководитель региональных программ расскажет нам немножко о деятельности общества и о нашем последнем форуме, который весьма перспективен в плане меморизации памяти царственный страстотерпцев Алапаевских мучеников, учитывая, что мы все стоим в преддверии 2018 года — столетия памяти тех событий, которые тогда свершились, столетия памяти этой «романовской Голгофы».

Л.Шумская

— Ну, что прежде всего надо сказать, наверное, что такое Елисаветинское сообщество. Это достаточно большая группа людей, которых объединяет, в первую очередь конечно имя великой княгини Елизаветы Федоровны, но а также то наследие, которое осталось после нее, наследие в ее делах, в ее просветительских делах, благотворительных делах. То есть, непосредственно те люди, которые продолжают ее дела благотворительности и милосердия. У нас достаточно много прошло мероприятий, пока мы наконец-то не поняли, что мы находимся в окружении прекрасных совершенно людей, которые готовы нам помогать, готовы вместе с нами участвовать в этих просветительских проектах, участвовать деятельно. Их плечо мы ощутили, когда мы устраивали четыре дня в Дармштадте, это был очень сложный для нас проект, для наших сил. Конечно без поддержки государственных сил, без поддержки наших друзей, общественных организаций, мы не смогли бы это сделать и мы не смогли бы это сделать без Елисаветинского сообщества. Я говорю о четырех днях празднования 150 Елизаветы Федоровны, которые прошли в Дармштадте — Елизаветинские дни в Дармштадте. Они получили свое название — это было в 2014 году, в дни празднования дня рождения великой княгини. Тогда мы привезли из России более ста человек, членов различных организаций, представителей различных организаций — это были и монастыри, и приходы, и общественные и просветительские организации, которые занимаются наследием великой княгини. И была устроена прекрасная конференция в Шлоссмузеуме — это великогерцогский дворец в Дармштадте, на которую прибыли представители администрации города, на которую прибыли представители хранителей архивов герцогской семьи. Встреча была на самом высоком и прекрасном уровне. Самым главным событием этой встречи была служба, литургия в храме, в Дармштадте, храм, который собственно построил Николай II. Вот собственно рождение Елисаветинского сообщества оно скорее, наверное, произошло там. Ну и вот последняя наша такая встреча была — у нас был форум огромный организованный «Москва-Урал-Сибирь», который прошел в мае этого года, на который мы опять же позвали всех наших друзей с нами участвовать. Для чего он был организован — сейчас, хотя еще и 2016 год, но мы все должны задуматься о том, что близится дата столетия памяти царской семьи, дата столетия всех пострадавших вместе с царской семьей, в том числе и Алапаевских мучеников, великой княгини Елизаветы Федоровны, и что мы в связи с этим можем сделать. Так как дата скорбная для нас для всех, наверное, было бы странно ее каким-то праздником и большим концертом отмечать. Поэтому, мы... за это время вокруг нас, я еще раз подчеркну, собралось большое количество единомышленников, которые сохраняют места памяти царской семьи, места посещения великой княгиней Елизаветой Федоровной в России, которые очень хотят, чтобы все это сложилось в единый паломнический маршрут, который как раз и сложится, и заработает к 2018 году. У нас у самих как бы есть, что предложить в этой связи, и не только Ильинское, мы выпустили путеводитель по Москве большой — по местам памяти великой княгини, который 18 только в этом путеводителе, но мы могли бы и больше, если бы позволяли возможности.

Л.Горская

— Какие возможности?

Л.Шумская

— Возможности разного характера — для этого нужно и время на научную большую деятельность, и финансовые возможности, поддержка. То же самое, как и у других исследователей, возможности обычные, но это все нормальный процесс.

Л.Горская

— Но этот путеводитель, он сейчас где доступен, например?

Л.Шумская

— Во-первых, его можно у нас на сайте посмотреть, как приобрести, написать письмо, например, на нашу почту, можно приобрести этот путеводитель. Мы обязательно его доиздадим еще в расширенном варианте, постараемся. Но самым главным событием было, что нас очень поддержал мэр Москвы Сергей Семенович Собянин и пришел на наш форум. Министерство культуры Российской федерации, администрации городов и областей — Екатеринбургской области, Тюменской области. То есть, мы же ехали в огромное путешествие. Самая главная наша задача была, чтобы это все началось в Москве, мы всех собрали в Москве. К нам приехали гости из Англии, из Германии, из Калининграда, из различных далеких на самом деле областей России, со Святой земли к нам приехали. Мы все собирались на Тверской 13, как раз в генерал-губернаторском дворце бывшем, месте, где жила великая княгиня, где жил великий князь Сергей Александрович и работал и наши гости конечно были очень рады этому событию. И оттуда, уже не возвращаясь ни в какие гостиницы, дома, мы все отправились на Урал. Нас ждал Екатеринбург, Верхотурье, Алапаевск, Тобольск. Это была очень сложная программа, рассчитанная на большое время —5-7 дней мы провели в этом путешествии. Нас ждал большой форум, который мы провели в Екатеринбурге. Мы благодаря усилиям председателя законодательного собрания Людмилы Валентиновны Бабушкиной и вообще членов администрации Свердловского края, мы смогли собрать такую общественность и провести этот форум как раз в здании губернаторского дворца. Это был очень хороший уровень, но при этом интересная была тематика. Каждый выступающий рассказывал о своих местах памяти, либо царственных страстотерпцев, либо великой княгини Елизаветы Федоровны, или каких-то еще представителей дома Романовых, пострадавших в 1918 году. Это было очень важно, потому что мы сейчас выпустим по итогам этого форума у нас готовится, вернее издание уже подготовлено и должно вот-вот выйти, хорошее издание, рассказывающее обо всех этих маршрутах и мы даже, знаете, уже не успеваем все до конца включить, потому что недавно к нам обратились из Хельсинки, тоже инициативная группа, которая хранит вещи, связанные с Анной Вырубовой, вы знаете, в эмиграции — это монахиня Мария и люди обращаются к нам, потому что они сохраняют эту память, но они не знают, как дальше с этим работать и это использовать. И мы очень хотим это объединить таким общественным усилием, чтобы действительно это сложилось в маршрут и таким образом тоже стимулировать и общество, к созданию подобных музеев в работе с этой темой.

А.Пичугин

— Ну что же, спасибо! Время наше подошло к концу, мы напомним, что Анна Громова — председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», кандидат исторических наук была сегодня гостем программы «Светлый вечер». И Людмила Шумская — руководитель региональных программ этого фонда. Спасибо вам большое! Мы также напомним, что Лиза Горская.

Л.Горская

— И Алексей Пичугин провели для вас эту программу.

А.Пичугин

— Всего хорошего, будьте здоровы!

Другие программы
Родники небесные
Родники небесные
Архивные записи бесед митрополита Антония Сурожского, епископа Василия Родзянко, протопресвитера Александра Шмемана и других духовно опытных пастырей. Советы праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Силуана Афонского, святителя Николая Сербского и других святых. Парадоксы Гилберта Честертона и Клайва Льюиса, размышления Сергея Фуделя и Николая Бердяева. Вопросы о Боге, о вере и о жизни — живыми голосами и во фрагментах аудиокниг.
Моя Вятка
Моя Вятка
Вятка – древняя земля. И сегодня, попадая на улицы города Кирова, неизбежно понимаешь, как мало мы знаем об этом крае! «Моя Вятка» - это рассказ о Вятской земле, виртуальное путешествие по городам и селам Кировской области.
Места и люди
Места и люди

В мире немало мест, которые хотелось бы посетить, и множество людей, с которыми хотелось бы пообщаться. С этими людьми и общаются наши корреспонденты в программе «Места и люди». Отдаленный монастырь или школа в соседнем дворе – мы открываем двери, а наши собеседники делятся с нами опытом своей жизни.

Ступени веры
Ступени веры
В программе кратко и доступным языком рассказывается о духовной жизни, о православном богослужении, о Новом и Ветхом Завете. Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».

Также рекомендуем