
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы «Пайдейя» был попечитель благотворительных образовательных онлайн проектов Никита Загускин.
Разговор шел о бесплатных образовательных проектах «ПАЗЛ», «ПАЗЛик» и «КОД», которые реализуются Фондом поддержки талантливой молодёжи «Будущие лидеры» при поддержке Никиты Загускина. Проекты дают возможность детям из детских домов и школьникам из малых городов получить профессию в том числе в сфере современных цифровых технологий. Кроме того мы говорили о том, как образование формирует будущее ребенка, его ценности и интересы, и как взрослые могут помочь детям видеть и понимать, что такое ответственность, и уметь делать правильный выбор, сталкиваясь с различными сложными нравственными задачами.
Ведущая: Кира Лаврентьева
К. Лаврентьева
— Дорогие друзья, добрый вечер. В эфире программа «Пайдейя». Меня зовут Кира Лаврентьева. И сразу напомню вам, что красивым словом пайдейя древние греки называли целостный процесс образования и воспитания. О том, как образование может помочь человеку на пути к достижению идеала, раскрытию образа Божия в себе, мы будем сегодня говорить. Напомню, что эти беседы мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководители школ, детских садов, родителей, всех тех, кто работает с детьми, занимается их духовно-нравственным развитием. С радостью представляю вам нашего сегодняшнего гостя. В гостях у Светлого радио Никита Николаевич Загускин, попечитель благотворительных онлайн-проектов. Здравствуйте, Никита Николаевич.
Н. Загускин
— Здравствуйте.
К. Лаврентьева
— Ну, конечно, представили мы вас уже громко. Хочется каких-то пояснений, Никита Николаевич. Расскажите нам, пожалуйста, о тех самых онлайн-проектах, о которых вы заботитесь, которые продвигаете — для кого они, на кого направлены, чему обучают? Всё это очень интересно.
Н. Загускин
— Мы создали наши образовательные программы на базе Фонда будущих лидеров. Этот фонд уже около 10 лет поддерживает молодёжь. И базовая программа этого фонда поддерживает талантливую молодёжь 10-х, 11-х классов, и продолжает ребят поддерживать практически до их выпуска с института. Эти программы фонд начал развивать в 2015 году. В 2018 году фонд запустил новое направление для того, чтобы поддерживать не только сильных, талантливых, успешных людей, будущих лидеров нашей страны, но и поддерживать ребят, у которых где-то меньше мотивации, где-то более сложный жизненный путь, и создал программу для поддержки детей, которые находятся в центрах социального воспитания. Раньше они назывались детскими домами. И я тогда присоединился к фонду, начал поддерживать финансово, организационно эти программы. И мы создали программу поддержки ребят-школьников совместно со средними профессиональными образовательными учреждениями в сфере строительства. И ребята после окончания школы, я имею в виду каждый день, раз в неделю, приезжают в колледж и получают там рабочую специальность: маляр, штукатур, каменщик, автодело, сантехника. Сейчас мы ещё ввели системный администратор — такое направление. Они учатся год. Мы позволяем им получить диплом соответствующий и овладеть азами этой специальности. И мы предлагаем им также экскурсии и стажировку по вот этим направлениям деятельности, это всё организовываем.
Цель этой программы — для того, чтобы ребята могли лучше адаптироваться к жизни и получить профессию, получить больше уверенность в себе через то, что у них получаются какие-то навыки и появляется возможность заработать либо первые деньги, либо просто создать что-то собственными руками и от этого оттолкнуться, дальше двигаться в жизнь. И потом, поскольку эту программу мы делали очно, то есть это нужно было организовать транспорт, очное участие ребят, то не было возможности её расширить. Мы реализовываем её сейчас в Санкт-Петербурге и ещё в пяти регионах Северо-Запада, и в Красноярске. Где-то порядка ста человек мы набираем сейчас в год на эту программу. Была финансово-организационная возможность её расширить, и мы создали проект по подготовке ребят в сфере программирования. Потому что строительству, автоделу сложно учить онлайн, сложно учить по регионам, а сейчас у нас ребят учится порядка из 80 регионов нашей страны. И здесь мы обучаем программированию, набираем ребят с 8-го и 9 класса. У нас программа рассчитана на четыре года, то есть она долгосрочная. Мы набираем где-то порядка трёхсот ребят из детских домов на программу «ПАЗЛ» и порядка трёхсот школьников из малых городов до ста тысяч — это на программу «КОД». И наша цель — это чтобы у них была возможность через четыре года найти работу в IT-компании уже по специальности. Это финальное, а в процессе те, у кого нет возможности такое количество времени учиться, то мы помогаем профориентироваться, получить базовые навыки, которые им всё равно помогут для жизни или каких-то уже специальностей.
К. Лаврентьева
— Никита Николаевич, правильно ли я понимаю, что программа «ПАЗЛ» рассчитана на ребят из детских домов, а программа «КОД» на ребят из малых городов отдалённых регионов России? Или уже нет? Потому что вы назвали не малые города, поэтому я уточняю — Красноярск, Санкт-Петербург.
Н. Загускин
— Да у нас программа «ПАЗЛ» осуществляется в двух видах. Первый вид — это мы обучаем дистанционно программированию. Второй вид — это мы даём возможность получить рабочие специальности в колледже. Вот та часть программы, которая ориентирована на рабочие специальности в колледжах, мы её реализуем в Санкт-Петербурге, Вологде, Пскове, Великом Новгороде, Мурманске, Архангельске, Калининграде и Красноярске — Северо-Запад. И Красноярск. Это очно.
К. Лаврентьева
— А как Красноярск туда попал?
Н. Загускин
— Дело в том, что у нас есть необходимость, чтобы на месте осуществлялось взаимодействие с ребятами в части организации экскурсий, стажировок в строительных компаниях. Поэтому мы с коллегами-строителями общались, и в принципе, вот кто откликнулся, мы в этих регионах и сделали. Поскольку я сам из Санкт-Петербурга, Северо-Запад ко мне ближе. То есть мы начали с Северо-Запада, и так получилось, что Красноярск тоже присоединился.
К. Лаврентьева
— То есть это как бы инициатива больше уже от них идёт?
Н. Загускин
— Да.
К. Лаврентьева
— Это интересно. Никита Николаевич, а какая мотивация у взрослых людей, если быть точной, то у вас, заняться вот таким родом благотворительности, вот такой образовательной благотворительностью? Зачем это нужно? То есть понятно, что высокопарно можно сказать, зачем это нужно, но тут о себе больше интересно, конечно.
Н. Загускин
— Я о себе хочу ответить — о других сложно рассуждать. У меня есть опыт различного вида помощи людям. И лично мне нравится отдавать, помогать, то есть сердце наполняется теплом, когда я это делаю. Я пробовал и продолжаю помогать разным благотворительным проектам. Спасибо большое и Светлому радио тоже. И где-то я участвую в строительстве храмов и в их восстановлении. Со временем я понял, что когда получается помочь людям, грубо говоря, дать удочку, а не рыбу, потому что можно подарить айфон, но полезность этой помощи всё-таки краткосрочная, то есть нет долгосрочного эффекта. Потому что, в принципе, если мы говорим о любом воспитании ребёнка или подростка, то его можно разделить на две части. Первая — это материальная составляющая и организационная: учителя, соответствующие места, где это всё происходит. А вторая часть — внутреннее содержание, с точки зрения формирования человека как личности. И это внутреннее содержание, то есть личный пример, соответствующие ценности, которые мы транслируем, по моему мнению, имеет превалирующее значение. Поэтому, когда потихоньку мы стали вот эти благотворительные проекты развивать, то всё больше и больше с опытом стало приходить это понимание. И, когда видишь эффект от этого, то, безусловно, сердце ещё больше радуется. Поэтому хочется продолжать и развивать это дело.
К. Лаврентьева
— А есть какие-то уже выпускники ваших проектов? Я так понимаю, что обучение идёт три года. Н. Загускин
— Четыре года. Есть уже выпускники, да.
К. Лаврентьева
— Им удалось как-то включиться в социальную жизнь со своей профессией?
Н. Загускин
— Как я говорил, у нас есть два направления: первое — для школьников, а второе — для детей из центров содействия социального воспитания. Кстати, зачастую мне нравится, когда говорят, что детские дома, а это центры содействия социального воспитания. Плюс у них у всех разная жизненная ситуация: у некоторых родители есть, у некоторых, к сожалению, нет — по-разному там случается. В любом случае, это какие-то сложные жизненные условия. У нас и в том и том направлении есть выпускники. Они уже работают, применяют себя. И действительно радостно посмотреть, что у них получается.
К. Лаврентьева
— Программа «Пайдейя» на Радио ВЕРА продолжается. У нас в гостях Никита Николаевич Загускин, попечитель благотворительных онлайн-проектов. Кстати говоря, мы их уже назвали — это «ПАЗЛ» и «ПАЗЛик». Это онлайн-платформы для обучения детей из детских домов. Хотя Никита Николаевич поправляет меня, что это учреждения социального воспитания.
Н. Загускин
— Центры содействия социального воспитания.
К. Лаврентьева
— Центры содействия социального воспитания — так будет более правильно, более корректно. И также проект «КОД», который направлен на старшеклассников, как раз 9-11 класс. И основные направления — это всё-таки область айти. Упор сделан на профориентацию в области айти, и ребята изучают основы программирования и дизайна, а также получают практические навыки по выбранному направлению. Как выбирались направления, Никита Николаевич? Почему именно на айти сделан упор? Потому что это востребовано?
Н. Загускин
— Дело в том, что у ребят, с которыми мы взаимодействуем, зачастую есть сложности с мотивацией. И IT-направления в этом плане хороший инструмент для работы с этой мотивацией, потому что есть много примеров успешных бизнесменов и просто специалистов, которые, благодаря своим знаниям, навыкам, работе, добивались хороших успехов как в бизнесе, так и в своём продвижении. Мы эти примеры знаем. И, по сути дела, видно, что во многом эти успешные примеры зависели лично от человека. То есть от его трудолюбия, ума, знаний, навыков и, понятно, что Божией помощи — наверное, это на первом месте.
К. Лаврентьева
— Да, без этого было бы никак.
Н. Загускин
— Да, наверное, это на первом месте. Поэтому программирование было выбрано, потому что это хороший способ привлечь ребят к хорошему делу. Это первое. И второе: мы реализуем из Санкт-Петербурга нашу программу на 80 регионов. И это то дело, которому можно учить дистанционно. Другие, как я уже говорил, навыки сложно прививать дистанционно.
К. Лаврентьева
— Что самое трудное в этом проекте, Никита Николаевич? Что труднее всего идёт? Потому что мы понимаем, что любая благотворительность — это всё-таки тяжёлый труд.
Н. Загускин
— Труднее всего нам сейчас организовать стажировки для выпускников. Потому что со стороны IT-компаний это требует больших затрат. То есть, по сути дела, коллегам нужно отвлекать высокопрофессиональных, дорогостоящих специалистов для работы с ребятами. А непосредственный прямой эффект для них, даже если эти ребята потом выйдут к ним на работу, будет не сразу.
К. Лаврентьева
— Да, им же тоже практику какую-то надо получить.
Н. Загускин
— Да, то есть большой путь. Это сложно. Сложно, на самом деле, организовать набор. Потому что, например, по центрам содействия (я, кстати, ошибся: не социального, а семейного воспитания) семейного воспитания мы знаем, куда идти. У нас уже порядка 350 этих центров участвует. В принципе, есть определённое доверие, понимание, что мы делаем, каким образом мы делаем. А достучаться до именно целевой аудитории школьников нам сложновато. Потому что большое количество сейчас идёт рекламы, что онлайн IT-образование бесплатно. Но за этой рекламой всё равно, по сути дела, кроется желание этого образовательного центра привлечь клиентов и получить от них денежные средства за эту услугу. У нас такой цели нет, но сложно донести вот непосредственно до человека, которому это нужно и которого это могло бы продвинуть, что мы в реальности действительно хотим оказать ему эту помощь. В этом плане тоже усложняет процесс то, что ко всему бесплатному отношение своеобразное. И здесь тоже нам сложно: как поддерживать мотивацию обучающихся, так и, собственно, собственную мотивацию, в плане того, что действительно, насколько это вообще необходимо, особенно для категории школьников?
Но когда уже встречаешься с ними и видишь, что, действительно, ребята из каких-то мест, где у них нет возможности получить хорошее образование... А мы очень хорошее образование даём и очень прикладное. И даём возможность раз в год лучшим приехать в Санкт-Петербург, привезти их родителей. Для них это большая ценность, особенно в семьях, где нет хорошей, мощной финансовой базы для детей. Многие ребята говорили, что они так рады, что своим трудом, своим знанием, хорошими результатами на учёбе смогли сами приехать в Санкт-Петербург. Мы организовываем для них раз в год на неделю, в мае, стажировку, приглашаем их для обучения, проведения соревновательных мероприятий как хакатона, просто Санкт-Петербург посмотреть, чтобы они между собой познакомились, и у нас создавалось некое сообщество, что тоже хороший эффект даёт. И они обязательно приезжают с сопровождающими — кто-то из родителей. И ребята говорят, что для них очень важно, что они смогли привезти родителей в мае в Санкт-Петербург. Вот такая хорошая история.
К. Лаврентьева
— Раз мы подошли к моменту набора учеников, давайте расскажем, что как раз сейчас онлайн-проект «КОД» набирает новых учеников. Заявки на участие в проекте принимаются с 10 декабря по 27 января. Да, правильно, Никита Николаевич, всё правильно говорю?
Н. Загускин
— Да, мы делаем зимний набор и приглашаем желающих школьников. Целевая аудитория у нас — городах с население до ста тысяч, потом что мы видим, что именно в этих городах сложно получить доступ к образованию в сфере айти. Предлагаем поучаствовать в нашем проекте, направить заявку. Там нужно будет пройти соответствующее анкетирование, решить кое-какие задачи и присоединиться к нашему проекту.
К. Лаврентьева
— То есть что мы ждём, кого приглашаем, Никита Николаевич?
Н. Загускин
— Мы приглашаем школьников 9-11классов.
К. Лаврентьева
— Да, дорогие родители. Если вы сейчас слышите эту программу, наверняка вы её слышите, пожалуйста, ищите всю информацию на сайте: vk.com.kodprog. Но проще, как мне кажется, в поисковой строке вбить как раз «проект КОД». КОД большими буквами — это важно. И вы как раз попадёте на сайт code-edu.ru. И там как раз будет вся информация о наборе. И мы продолжаем говорить о проекте «КОД» и о проекте «ПАЗЛ» и «ПАЗЛик». Кстати, «ПАЗЛик» чем отличается от «ПАЗЛа», Никита Николаевич?
Н. Загускин
— Да, такое интересное название. Оно уменьшительно-ласкательное, потому что она предназначена для детей из центров содействия семейного воспитания более младшего возраста — мы берём 5-7 класс. Дело в том, что некоторые из ребят в девятом классе уже поступают в колледжи и уже уходят во взрослую жизнь. И в этот момент, так скажем, в связи с тем, что их жизнь меняется, их мотивация участия в нашей программе зачастую исчезает. Поэтому для того, чтобы у них была возможность ознакомиться с программированием, провести профориентацию и познакомиться с нашей программой, мы сделали для более раннего возраста образовательную программу и назвали её «ПАЗЛик».
К. Лаврентьева
— Это 5-й, 6-й, 7 класс. Ну вот в данном случае, наверное, нас как раз могут потенциально услышать руководители центров содействия семейному воспитанию и как-то проявить инициативу. Да, Никита Николаевич, они должны в данном случае проявить инициативу для своих ребят, которые интересуются IT-технологиями, какой-то математикой и предложить им, собственно, пройти эту бесплатную хорошую программу, поучаствовать?
Н. Загускин
— Да, ждём всех.
К. Лаврентьева
— Пожалуйста, оставляйте заявки, друзья, потому что это действительно стоящий проект. Никита Николаевич, какие планы? Есть ли мысли расширяться на более обширное количество городов?
Н. Загускин
— Безусловно, мы хотим расширяться. Но здесь, как обычно, необходимо, чтобы наши возможности совпадали с нашими желаниями. При расширении возможностей будем расширять количество участников. По программе «ПАЗЛ», наверное, мы в настоящее время достигли максимума по количественному набору. Потому что мы, я думаю, практически со всеми центрами, где есть наша целевая аудитория, связались. И у кого есть такое желание, все присоединились. Но в любом случае, я думаю, что здесь все, кто захотят, мы всех возьмём. По программе «КОД», я думаю, что практически у нас безграничный набор. Мы можем набрать столько, сколько будет возможность. Пока мы набираем 300-500 человек в год на первый курс. На втором курсе у нас где-то 150 человек, на третьем — 50-70 и так далее. Всё равно по некоторым причинам от курса к курсу уменьшается у нас количество ребят-участников, поэтому будем расширяться. Задача у нас, конечно, чтобы как можно большее количество ребят, которые у нас закончили уже 4 курс, трудоустроились. Поэтому сейчас мы ведём работу с партнёрами, с IT-компаниями, которые готовы брать ребята на стажировки и для дальнейшего трудоустройства.
К. Лаврентьева
— Программа «Пайдейя» на Радио ВЕРА. У нас в гостях Никита Николаевич Загускин, попечитель благотворительных онлайн-проектов. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы вернёмся после короткой паузы, пожалуйста, не переключайтесь.
К. Лаврентьева
— Ещё раз здравствуйте, дорогие наши слушатели. Программа «Пайдейя» на Радио ВЕРА продолжается. И напомню, что у нас гостях Никита Николаевич Загускин, попечитель благотворительных онлайн-проектов. Всю первую часть нашей программы как раз эти самые проекты мы обсуждали. Это «ПАЗЛ» и «ПАЗЛик» это IT-образование для детей, которые проживают в центрах содействия семейному воспитанию. И также проект «КОД» — это проект также айти, но для старшеклассников 9-11 классов. И как раз сейчас школа «КОД» проводит набор, он продлится до 27 января. Найти можно, просто в поисковой строке вбив «проект КОД» большими буквами и, скорее всего, вы очень быстро найдёте нужную ссылку. И там нужно пройти регистрацию, обучение бесплатное. Пожалуйста, присоединяйтесь. Потому что, как мы слышим, Никита Николаевич прям всей душой старается этот проект развивать. Как-то ему очень хочется поучаствовать в жизни детей. Тем более проект изначально был нацелен на малые города отдалённых регионов, где нет возможности в принципе даже технической, физической детям легко получать IT-образования. И как раз вот через это можно присоединиться к проекту, онлайн заниматься. Обучение проходит до мая — вот эта первая ступень. Так что, пожалуйста, друзья, обратите внимание. Может быть, действительно, если это интересно, будет здорово, если ваши дети поучаствуют в этом проекте.
Никита Николаевич, я вот о чём хотела вас спросить: понятное дело, что мы на Радио ВЕРА с удовольствием, с превеликой радостью говорим о христианских ценностях, о том, как важно воспитывать ребёнка в определённой атмосфере нравственности, духовности, как это важно, как это нужно, как это питает душу. То есть это совершенно очевидно для верующего человека. И, в общем, для неверующего тоже очевидно, если он в каких-то рамках нравственности обитает. Всем понятно, зачем нужно какое-то правильное, человеческое воспитание, здоровая, конструктивная, может быть, даже духовная обстановка в семье, в образовании. Я вот о чём вас хочу спросить: сейчас же время всё-таки у нас такое сложное. Оно всегда было сложное, когда было лёгкое? Но сейчас очень много интернета, очень много информации, дичайшая конкуренция, какие-то супертермины. Честно говоря, я хоть и не старый человек, но я уже с трудом понимаю, на каком языке разговаривают школьники и старшеклассники. То есть у них какой-то совершенно свой уже мир, уже свой вайб — это как раз их словечко — и какие-то свои задачи. Но у меня тоже дети есть, слава Богу. То, что я наблюдаю, это какой-то повышенный стрессовый фактор, что ли, чтобы как-то вот устроиться в жизни. То есть они стрессуют, они переживают, они уже со средней школы начинают думать, сколько они будут зарабатывать, где они будут работать. То есть понятно, что нравственность нравственностью и духовность духовностью, но на первую позицию выходит как раз заработок, как раз успех некий такой, какая-то социальная значимость. Наверное, всё это здорово и важно, но есть в этом и некий надлом. Как вы думаете, Никита Николаевич? Или или всё же нет? Или это всегда было, есть и будет?
Н. Загускин
— Я думаю, что здесь вопрос сложный, он, безусловно, многоуровневый. Дело в том, что внедрение современных средств массовой информации, то есть всё началось, наверное, с газет сначала, потом телевидение, сейчас социальные сети — они создают очень сложную и, наверное, да, нервозную для нас обстановку. В связи с тем, что мы многими веками, тысячелетиями существовали в довольно ограниченных группах лиц наших друзей, родичей, соплеменников, по деревне, по городу, которые находились рядом. По сути дела, наши система ценностей выстраивалась внутри этого круга. А сейчас ситуация в том, что, по сути дела, каждый человек, у которого есть, например, страничка во «ВКонтакте» или в других социальных сетях, немножко приоткрывает дверь в собственный мир. И приоткрывает он не полностью, то есть мы видим только то, что он хочет показать. И мы не видим много из того, что он либо не хочет показать, либо даже, может быть, и не подозревает, что есть у него внутри. И поэтому создаётся, во-первых, некое ложное впечатление реальности. И это ложное впечатление реальности, создаёт систему ценностей, ориентиры. Хочется этого избежать, но всё равно мы сравниваем себя с другими — так у нас устроено.
К. Лаврентьева
— Да, так устроены люди.
Н. Загускин
— И когда ты вынужден себя сравнивать практически со всем миром, плюс эти рамки сравнения... То есть может быть человек очень богат, например. У него есть какие-то соответствующие этому богатству внешние атрибуты — мы их все видим. Но мы не знаем, счастлив ли он, что у него внутри. Мы не знаем, какие у него отношения с его семьёй, его друзьями, близкими. Потому что когда человек уходит — об этом много где написано, — то о чём он говорит? Практически никто не говорит, что он мало заработал денег за жизнь. Все говорят, что им не хватало времени для общения с друзьями, с близкими, для какой-то самореализации, творить, говорить правду — это же всё известно. И вот эти все вещи, которые на самом деле в конце жизненного пути важны, они все скрыты, а открыты те вещи, которые так блестят, красивые. И вот в этом проблема, что, по сути дела, для того, чтобы эту систему ориентиров как-то показать по-другому, дать возможность по-другому посмотреть на мир, нам, наверное, нужно личным примером показывать эти ценности для своих близких, прежде всего для детей, для подростков, с которыми мы контактируем. Что для нас ценно — заострять на этом внимание. Постоянно им подсказывать, когда они этот опыт общения, каких-то позитивных эмоций, контакта получают, обращать их внимание, что здесь же им было здорово, замечательно, что они это испытали. Мне кажется, тогда, если личный опыт будет всё больше обсуждаться и осмысливаться, прочувствоваться человеком, то есть возможность действительно объяснить создавшуюся ситуацию и снизить уровень вот этой тревоги и постоянного сравнения.
К. Лаврентьева
— То есть тут, наверное, родители должны быть на что-то нацелены внутренне, да? К чему-то они должны устремляться более высокому, чем просто заработок. И тогда как-то дети тоже будут перестраиваться. Но это тоже вопрос — будут ли они перестраиваться? И, с другой стороны, Никита Николаевич, сейчас такое время, когда люди головы не поднимают, чтобы прокормить семью. Действительно так это происходит, наверное, у большей части населения нашей страны. И, правда, задумываться о чём-то духовном, важном, нравственном, прекрасном, замечательном, даже задуматься о том, чтобы в храм пойти в субботу вечером и в воскресенье утром, или хотя бы просто в воскресенье утром — это вот целый целый такой вот вызов для современного человека. Потому что все действительно направлены на то, чтобы прокормить семью. По крайней мере, такие более-менее конструктивные, нормальные семьи. Понятно, что деньги не сыпятся с неба. И вот где найти ресурс, вот это время, в том числе и в душе своей место, чтобы вообще взять на рассмотрение, на синхронизацию вот этот вопрос духовного возрастания?
Н. Загускин
— Я с вами согласен. Но много работая и, действительно, обеспечивая семью, мы всё равно выйдем погулять, где-то сходим в кино, где-то обнимем, позавтракаем все вместе. Это имеет всё ценность. И начать хотя бы с того, чтобы самому на это обращать внимание и видеть в этом ценность. И после этого самому поверить, что это важно. А потом уже, если это произойдёт, попробовать показать это окружающим, прежде всего близким, наверное. Понятно, что справляться с вызовами современного мира — это для родители детей важная задача.
К. Лаврентьева
— Никита Николаевич, ещё вопрос про ваши проекты и вообще про айти, в частности. Понятно, что это востребованная специальность и обучить каким-то азам IT-программирования можно довольно быстро. Естественно, если углубляться, то и пяти лет не хватит на то, чтобы в этом во всём разобраться, но какие-то определённые программы освоить, рабочие схемы, которые будут работать потом в компании. То есть это всё можно, нужно, вы этим занимаетесь, это большое и доброе дело. Но вот я смотрю, опять же, по детям, не только по своим, но и по их сверстникам, по детям моих друзей, коллег. Если ребёнок занимается айти, то это проходит через обучение, например, моделированию компьютерных игр или создания компьютерных игр. Чаще всего, легче всего онлайн-платформам обучать ребёнка через компьютерные игры. Они создают свои какие-то, самые элементарные, что-то придумывает. Ладно, если это стратегии, а очень часто это бывают вполне такие кровожадные компьютерные игры. Насколько это этически обосновано, на ваш взгляд, Никита Николаевич — такой путь обучения детей? Потому что он повсеместный. Мы несколько школ прошли, и мы сталкиваемся везде, что одна и та же история — мы сталкиваемся с ней.
Н. Загускин
— Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что каждую ситуацию надо рассматривать предметно и в частном порядке. Естественно, если детей обучают через вещи, которые не стыкуются с этикой, то моё мнение, что это плохой способ обучения. Если взять нашу практику или, например, поговорить с людьми, которые осуществляют поиск специалистов для IT-сферы, то, как ни удивительно, основой для специалиста является не только его знания и навыки в программировании, но и (это может быть иногда и на первом месте) умение работать в команде и пользоваться инструментами для такого рода работы. Если очень сильно упростить, то команда программистов пишет книжку. И пишут они эту книжку сообща, все вместе. И важно, чтобы это была хорошая книжка. И представьте себе, что написать книжку десятью авторами, это такая определённая задача. Поэтому, если мы говорим о развитии специалистов в области айти, то важно обратить внимание в этой школе насколько этому уделяется внимание.
К. Лаврентьева
— Вот этому этическому моменту, да?
Н. Загускин
— Не этическому, а навыку работы и взаимодействия в команде, общению с людьми.
К. Лаврентьева
— Ого! Казалось бы, что это такая довольно закрытая профессия, можно сидеть одному, что-то там ковыряться — и ты молодец. А вы сейчас развеиваете этот миф, Никита Николаевич. То есть всё-таки коммуникации элементарные надо осваивать?
Н. Загускин
— Это очень важно. И мы, в частности, в рамках своих образовательных программ уделяем этому внимание. То есть работают у нас психологи и обучают ребят этим навыкам — это очень важно.
К. Лаврентьева
— Общаться, грубо говоря, просто общаться.
Н. Загускин
— Да, общаться.
К. Лаврентьева
— Программа «Пайдейя» на Радио ВЕРА. Сегодня мы разговариваем с Никитой Николаевичем Загускиным, попечителем благотворительных онлайн-проектов «ПАЗЛ», «ПАЗЛик» и проект «КОД», который, кстати говоря, сейчас набирает новых учеников. Набор будет проводиться до 27 января — обучение бесплатное. Проект предназначен для школьников старших классов, старшеклассников 9-11 классов. Пожалуйста, находите в интернете информацию о проекте «КОД», регистрируйтесь, поступайте на обучение. Обучение, вот этот первый этап, будет как раз проходить до мая. Всё это совмещается со школой, со школьным обучением. Всё очень мудро придумано, поэтому, дорогие друзья, узнавайте информацию. А мы продолжаем говорить с Никитой Николаевичем. И вот ещё о чём хочу спросить: раз уж мы заговорили об онлайн-школах программирования и о способах подачи информации там, то, конечно, уместно было бы спросить, как это обучение происходит у вас? В частности, в проектах «ПАЗЛ» и «ПАЗЛик», в школе онлайн-образования «КОД» как это всё организовано, Никита Николаевич?
Н. Загускин
— Мы осуществляем обучение дистанционно — это два раза в неделю. Соответственно, в зависимости от курса, либо 45 минут, либо два раза по 45 минут.
К. Лаврентьева
— В неделю?
Н. Загускин
— В неделю, да. Даём задания домашние. В группах, как правило, восемь человек, то есть обучение происходит непосредственно напрямую с преподавателем. Если есть ребята, у которых есть сложности, мы стараемся дать возможность индивидуально с преподавателем поработать, чтобы у ребят была возможность догнать где-то или в чём-то разобраться. Также мы проводим конкурсы, где даются практические задания, и где есть возможность сделать какой-то законченный проект: либо сайт, либо какие-то другие мы практические задания даём. За реализацию этих заданий мы либо стараемся представлять какие-то призы, либо у нас есть система баллов. В случае успешного обучения, посещения занятий, выполнения заданий, выполнения таких олимпиадных заданий, ребята набирают баллы, и мы предоставляем возможность бесплатно в мае приехать в Санкт-Петербург. Это такая у нас мотивирующая часть нашей программы.
К. Лаврентьева
— Вот уж точно, кстати говоря. Вы как раз говорили о проблеме бесплатного обучения, что человек по своей психологии, по своему устроению как-то не очень ценит то, что достаётся ему бесплатно. Но мотивация-то шикарная: действительно, в мае можно приехать в Санкт-Петербург за счёт компании, как нам сейчас рассказывает Никита Николаевич. Что они делают в Санкт-Петербурге, чем они там занимаются? Экскурсии?
Н. Загускин
— У нас есть образовательная часть — мы даём навыки хард-скиллы, то есть обучаем их, как разбирать и делать манипуляции с компьютерами и сетевым оборудованием.
К. Лаврентьева
— То есть это уже офлайн-обучение?
Н. Загускин
— Да, офлайн-обучение. Потом у них экскурсии и знакомства с IT-компаниями. И есть экскурсионная программа развлекательная. И у нас проводятся соревнования. Мы предлагаем разделиться по командам, даём задание, выбираем лучшую команду, которая выполняет какое-то задание, даём для этой команды призы. То есть иногда ребятам тяжеловато бывает: сидят допоздна, программируют, занимаются.
К. Лаврентьева
— То есть это целый мозговой штурм получается.
Н. Загускин
— Да. То есть, с одной стороны, есть составляющая развлекательная, с другой стороны, потрудиться тоже приходится. Но кто хочет добиться победы... хотя я каждый раз у ребят спрашиваю: нужно вот это, может быть, нет в этом необходимости? — давайте не будем выбирать победителя, а просто все, кто поучаствовали, выступили, значит, уже выступили достойно. Но каждый раз ребята говорят, что, нет, важно, чтобы был победитель, чтобы была конкурентная составляющая. И мы проводим конкурс.
К. Лаврентьева
— Никита Николаевич, они с родителями приезжают? Я имею в виду старшеклассников из регионов.
Н. Загускин
— Все приезжают из центров семейного воспитания с наставниками, а школьники приезжают с родителями.
К. Лаврентьева
— Такая развиртуализация происходит, все знакомятся. Как это происходит, какая там атмосфера?
Н. Загускин
— Супер. Атмосфера замечательного такого праздника, веселья. Очень много энергии и радости. Я участвую, общаюсь. Для меня одни из самых замечательных дней в году, когда это всё проходит, и для всех участников тоже.
К. Лаврентьева
— Наверное, в такие моменты понимаешь, что всё это не зря, что не зря всё это делается, да?
Н. Загускин
— Да.
К. Лаврентьева
— Сколько человек приезжает, как правило, в Санкт-Петербург?
Н. Загускин
— Около ста человек приезжает.
К. Лаврентьева
— Это так ещё организовать нужно.
Н. Загускин
— Да. Приезжают 50 детей с разных курсов, 50 сопровождающих. И ещё у нас человек 10-12 — это те, кто уже перебрался в Питер, учатся в институте, в университете. Тоже наши старшекурсники присоединяются к нам.
К. Лаврентьева
— Никита Николаевич, вот если основываться на вашем опыте личном, на вашей практике, собственной статистике, куда чаще всего идут дети после такого обучения? Я имею в виду, на какие специализации рабочие они направляют свои усилия?
Н. Загускин
— В основном ребята, которые у нас перешли на 2-й, 3-й, 4 курс, связывают свою дальнейшую жизнь и образование со сферой айти или с техническими специальностями, которые граничат с этой сферой. У нас также есть направление дизайн. Ребята, которые учатся по этому направлению, как правило, выбирают что-то, связанное с дизайном и с этой сферой деятельности.
К. Лаврентьева
— Никита Николаевич, как можно — вот если помечтать — направить IT-специальности на улучшение мира? Знаете, как — спасти мир? Вот что может сделать айтишник для того, чтобы сделать мир лучше, куда он может направить свои усилия? Вот я тоже думаю об этом. Может пойти в какую-то компанию медицинскую — там тоже нужно айти. Может делать какие-то разработки по изучению организма человеческого. Я не знаю, ну вот что ещё можно? В каких-то благотворительных организациях — все они построены как раз, давно уже компьютеризированы, все построены на технологических платформах. Вот что ещё можно сделать? Вы же наверняка об этом думали.
Н. Загускин
— У нас IT-сфера стала такой частью нашей жизни, поэтому сейчас востребованность специалистов айти есть в любых сферах. И, в связи с тем, что мы на пороге, скорее всего, следующего технологического перелома, в связи с искусственным интеллектом, внедрением большим сферы робототехники в нашу жизнь, это будет расширяться — необходимость такого рода специалистов. Поэтому, мне кажется, что в любую сферу можно идти. Но важно, кто ты есть и что ты несёшь внутри. Если ты несёшь свет, что-то хорошее внутри себя, то, куда бы ты ни пришел, ты туда придёшь и его принесёшь, вообще в любую сферу. Поэтому, мне кажется, что надо начать с того, чтобы как можно больше его было внутри. А дальше, уже придя куда бы то ни было, просто светить.
К. Лаврентьева
— Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи, как говорит преподобный Серафим Саровский. Но, конечно, где-то внутри всё равно возникает вопрос: к чему нас ведёт этот прогресс, к чему мы придём в итоге, когда всё настолько технологично, настолько развито, настолько роботизировано, уже везде искусственный интеллект? Как-то даже страшно становится, Никита Николаевич.
Н. Загускин
— Да, страх и тревога — это спутники современного человека. Столько контекста — мы уже не успеваем его обрабатывать. Поэтому надо помедленнее чуть-чуть.
К. Лаврентьева
— Спасибо. Напомню, что наши регулярные беседы об образовании мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который собирает лучший и самый интересный опыт работы в области образования и воспитания. Узнать подробнее об этом проекте, стать участником или поддержать его вы можете на сайте: clever-lab.pro. Мы от всей души благодарим нашего сегодняшнего гостя. Сегодня в гостях у Светлого радио был Никита Николаевич Загускин, попечитель благотворительных онлайн-проектов. Спасибо вам огромное, Никита Николаевич, за ваше неравнодушие. И, конечно, сил вам и помощи Божией.
Н. Загускин
— Спасибо.
Все выпуски программы Пайдейя
Деяния святых апостолов

Деян., 44 зач., XX, 16-18, 28-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Церковь стала Церковью после Сошествия Святого Духа на апостолов. Мы верим, что с той поры Дух Святой живёт в Церкви и действует в ней, однако действие Духа предполагает свободное согласие человека, а потому Дух не может никакого сделать праведником, человек сам должен приложить к этому необходимые усилия. И здесь возникает вопрос, на который мы вынуждены отвечать буквально каждую минуту: какие именно усилия помогут нам обрести благодать Святого Духа и достигнуть спасения? Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, кто мы, ведь есть существенная разница, скажем, между монахом и многодетной матерью. Вместе с этим, магистральное требование для всех одно: хранение веры во Христа и милосердие. Об этом и о многом другом сегодня повествует звучащий во время литургии в православных храмах отрывок из 20-й главы книги Деяний святых апостолов.
Глава 20.
16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,
18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,
28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:
34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.
35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».
36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.
Обращаясь к пресвитерам Церкви, то есть к священникам, апостол Павел сказал очень важные слова, которые относятся отнюдь не только к служителям алтаря: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).
В этом наставлении святого апостола можно выделить сразу несколько акцентов. Во-первых, конечно же, обращает на себя внимание утверждение, что «пасти Церковь Господа и Бога» тех людей, к которым обращался апостол Павел, поставил Дух Святой. Да, Дух действовал через конкретных людей, но люди здесь лишь одушевлённый инструмент, не более того.
Стоит задуматься ещё вот о чём: на любое церковное служение человека ставит Дух Святой, более того, вообще в Церкви место каждого человека определяется Святым Духом. Об этом не стоит забывать, потому что Церковь — это не земная институция со счетами в банке, налоговым номером и главой юридического лица, Церковь — это богочеловеческий организм, частью которого является любой верующий во Христа человек, вне зависимости от того, имеет ли он трудовую связь с земной институцией.
Безусловно и бесспорно, что чем выше человек поставлен Духом Святым в церковной иерархии, тем большую ответственность он несёт перед Богом и людьми, но это не исключает и ответственности всех прочих чад Церкви.
Ранее процитированная фраза апостола Павла интересна ещё и тем, что своё наставление пресвитерам он начал с призыва «внимать себе» и лишь после этого продолжил, сказав «внимать и всему стаду». Невозможно кому-либо помочь обрести спасение, если человек не знает самого себя, если он не внимателен к своей душе и, если свою душу он не ведёт к спасению. Доктор с больным сердцем вполне в состоянии помочь больному избежать сердечно-сосудистых катастроф, однако губящий свою душу пресвитер будет бессилен оказать помощь душе другого человека. Да, история знает и исключения из этого правила, но они чрезвычайно редки, и не стоит концентрировать на них своё внимание, значительно больше пользы мы принесём своей душе, если последуем словам апостола Павла и спасение начнём с самих себя.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Учитесь сохранять семью. Старцы Псково-Печерского монастыря о семейной жизни»

«Живите в Законе Божием и в законном браке. Этим и спасайтесь», — такое наставление дал в письме своим духовным чадам-супругам архимандрит Иоанн (Крестьянкин) — старец ХХ века из Псково-Печерского монастыря. Не только он, но и другие старцы этой древней обители оставили мудрые поучения и мысли, которые касаются жизни в семье. Их советы о том, как обрести взаимопонимание между супругами, как воспитать детей в почитании родителей и любви к Богу, мы найдём на страницах сборника «Учитесь сохранять семью. Старцы Псково-Печерского монастыря о семейной жизни».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) часто повторял, что есть два креста — монашеский и семейный. Если строить семью по заповедям Божьим, то этот путь станет столь же спасительным, как и иноческий. Супругам он напоминал о том, почему в Таинстве венчания муж и жена пьют из чаши вино, смешанное с водою. Вино символизирует радости совместной жизни. А вода, которой в чаше всегда больше — это общие горести, беды и боли. Всё делить друг с другом — и есть смысл супружества и одновременно непростая наука, ей можно учиться всю жизнь. Об этом старец Иоанн (Крестьянкин) говорит в письме к своим духовным детям, цитату из которого найдём в сборнике: «Ваше терпение и любовь сделают больше, чем выяснения отношений. В семейной жизни, чтобы был мир, надо быть строгим к себе и снисходительным к супруге, и ей — построже к себе, помягче к мужу. Этому надо учиться».
Ещё один псково-печерский старец, архимандрит Алипий (Воронов) был наместником монастыря в 60-е годы ХХ века. Он восстановил его буквально из руин, и вошёл в историю обители как Великий наместник. В книгу «Учитесь сохранять семью» помещены фрагменты его проповедей и бесед, в которых он размышляет о том, как важен личный пример родителей в деле воспитания детей. Старец Алипий говорит: «Если ребёнок видит, что мать и отец молятся дома и ходят в храм, милосердны, не ругаются, не сквернословят, — одним словом, ведут праведную и благочестивую жизнь, то это хорошее впечатление в душе ребенка останется с ним навсегда. Даже если он, когда вырастет, уйдёт в водоворот этой жизни, семя, посеянное родителями в раннем возрасте, прорастёт в своё время, и приведёт к покаянию в грехах и общению с Богом».
На страницах сборника «Учитесь сохранять семью» мы найдём советы и других старцев Псково-Печерского монастыря — схиигумена Саввы (Остапенко), архимандрита Нафанаила (Поспелова), схииеродиакона Андроника (Шаруды). Все они говорят об одном: семью, домашнюю Церковь, нужно оберегать. Как сказал старец Иоанн (Крестьянкин): «Берегите свою семью — это Божие благословение и путь спасения».
Все выпуски программы Литературный навигатор
«Рождественская книга ангелов»

Святые ангелы — духовные существа, Божьи вестники, хранители и защитники человека — были созданы Господом в самом начале Творения. В христианском богословии сложилась даже отдельная дисциплина, повествующая о бесплотных созданиях невидимого мира — ангелология, то есть, наука об ангелах. Размышляли об ангелах не только богословы, но и мастера слова художественного. Произведения русских писателей и поэтов 19- ХХ века, героями которых так или иначе стали бесплотные силы, мы найдём под обложкой сборника «Рождественская книга ангелов».
Из названия становится понятно, что собранные в ней стихи и рассказы объединяет не только ангельская тема, но и посвящение Рождеству Христову. О Рождестве писали Александр Блок, Саша Чёрный, Иван Бунин, Леонид Андреев и другие отечественные литераторы. Каждый из них по-своему художественно осмыслил духовную суть праздника. Например, Пётр Ершов в своём стихотворении «Ночь на Рождество Христово», которое, пожалуй, можно назвать и пьесой в миниатюре, воссоздал события Вифлеемской ночи. Написано произведение в стилистике «белого стиха» — то есть, свободного от рифмы, но сохраняющего стихотворный ритм: «Вдруг небеса осветились, — \ И новое солнце, звезда Вифлеема, раздрав полуночную ризу небес, \ Явилась над мрачным вертепом, \И ангелы стройно воспели хвалебные гимны во славу рожденного Бога, \ И, громко всплеснув, Иордан прокатил сребровидные воды...».
В классической стихотворной форме написал о Рождественской ночи Афанасий Фет. И ангелы в его поэтических строках тоже присутствуют: «Ночь тиха. По тверди зыбкой \ Звёзды южные дрожат.\ Очи Матери с улыбкой \ В ясли тихие глядят. \ Ни ушей, ни взоров лишних, \ Вот пропели петухи — \ И за Ангелами в вышних \ Славят Бога пастухи».
В некоторых произведениях из сборника «Рождественская книга ангелов», роль ангела-хранителя берут на себя обычные люди, ведомые евангельской любовью к ближнему. Например, в рассказе Ивана Бунина «Лапти». Где старый слуга Нефёд из сострадания к тяжело больному ребёнку своей барыни в лютый мороз и вьюгу отправился в соседнее село, за несколько вёрст, чтобы купить там в лавке лапти и краску. В бреду мальчик всё просил принести ему красные лапти... Или в трогательной истории Саши Чёрного «Рождественский ангел» — где Божьим посланником становится маленькая девочка из богатой семьи. В церкви на рождественском Богослужении она замечает бедную вдову с голодными детьми. Девочка проникается их горем и устраивает для детишек и их матери настоящий праздник.
Сборник «Рождественская книга ангелов» не только познакомит читателей с произведениями русской классической литературы, но и подарит уверенность в том, что ангелы всегда рядом с нами. Помогают, хранят нас и поддерживают. Так мудро устроил Господь.
Все выпуски программы Литературный навигатор