Недавно я побывала на замечательном спектакле «Дуэль» в Московском художественном театре имени Чехова. Я не в первый раз встречаюсь с этим произведением Антона Павловича: ранее на меня большое впечатление произвёл фильм «Плохой хороший человек», поставленный по повести Чехова «Дуэль», в котором исполнили главные роли Владимир Высоцкий, Анатолий Папанов и Олег Даль.
Главный герой «Дуэли», Иван Лаевский, в первой половине произведения пребывает в беспрестанных сожалениях. Он постоянно говорит о том, как ничтожна его жизнь, какой он неудачник, как он переживает о том, что у него ничего не получается. Но при всех своих, казалось бы, покаянных словах, он ничего не делает, чтобы что-то изменить. Таким образом, получается, что все его сожаления пусты и бесплодны.
Но почему раскаяние Лаевского не приносит результата, а остается бесполезной жалобой в начале произведения? Я думаю, потому что сожаление, раскаяние в совершённом — это только первый этап покаяния. Мало жалеть о том, что совершил. Нужно оставить этот грех, полностью пересмотреть всю прежнюю жизнь и изменить её. Если же не произойдет преображения жизни, перемены ума, тогда все муки совести и самоосуждения приведут лишь к унынию и полному духовному тупику. У Лаевского толчком к метанойе — перемене ума — стала несостоявшаяся дуэль.
Спектакль заставил меня о многом задуматься. Я больше всего боюсь пустых сожалений в своей жизни: когда говоришь на исповеди о своих грехах, а потом делаешь то же самое. Какой толк от моего раскаяния в грехе, если я не прекращаю его совершать? Ведь часто бывает такое: расчувствуешься перед аналоем над своими многочисленными грехами, а потом идешь и делаешь то же самое, если не хуже. Тебе на самом деле не хочется меняться: слишком комфортно жить так, как привык. Чтобы перестать делать то, что делал прежде, и начать жить по-другому, нужно перенести много боли и неудобств, а какому человеку хочется страдать и испытывать дискомфорт?
Вот и получается, что часто я, как Иван Лаевский в начале «Дуэли»: сожалею о своих грехах, но ничего не делаю, чтобы это раскаяние не осталось лишь на словах, а стало настоящим покаянием.
Вместе с тем: не стоит отчаиваться, если не получается пока оставить грех, если вновь возвращаешься к нему. Отец Александр Ельчанинов говорил: «Нельзя поддаваться злому духу, который тянет в большой грех — уныние. Снова и снова надо припадать ко Христу, и Он снова и снова нас примет».
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема












