Церковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом.
В православном богослужении многое заимствовано от ветхозаветных молитвенных обычаев. В частности, началом новых суток считают не полночь, а 6 часов вечера. Отсюда первой службой суточного круга является вечерня.
На вечерне Церковь напоминает молящимся основные события Священной Истории Ветхого Завета: творение мира Богом, грехопадение прародителей, Моисееве законодательство, служение пророков. Христиане благодарят Бога за прожитый день.
После вечерни полагается служить повечерье. Это своего рода общественные молитвы на сон грядущий, на которых мы вспоминаем сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти дьявола.
В полночь должна совершаться третья служба суточного круга – полунощница. Это богослужение установлено для напоминания верующим о втором пришествии Господнем и о Страшном Суде.
Перед восходом солнца начинается утреня. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Утреня – одно из самых длительных богослужений.
Около 7 часов утра полагается совершать первый час. Так названа краткая служба, на которой Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.
Третий час (10 часов утра) возводит нас священными воспоминаниями в Сионскую горницу, где на апостолов снизошел Дух Снятый, и в преторию Пилата, где Христу был вынесен смертный приговор.
Шестой час(полдень) – время распятия Господа, а девятый час (три часа пополудни) – время Его крестной смерти. Этим скорбным событиям и посвящаются соответствующие службы.
Наконец, главным христианским богослужением, своеобразным центром суточного круга является Божественная литургия. В отличие от прочих служб, литургия не только напоминает нам о Боге, но предоставляет возможность реально соединиться с Ним в таинстве Причащения. По времени литургия должна совершаться между шестым и девятым часом.
Современная богослужебная практика внесла свои изменения в предписания Устава. Так, в приходских храмах повечерье совершается только в Великом Посту, а полунощница – один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и девятый час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три.
Вечером друг за другом совершают вечерню, утреню и первый час. Накануне воскресных и праздничных дней эта цепочка богослужения называется всенощным бдением, то есть бодрствованием в течение целой ночи. Древние христиане, действительно, нередко молились до рассвета. Современные всенощные бдения длятся 2-4 часа на приходах и 3-6 часов в монастырях.
Утром последовательно служатся третий час, шестой час и Божественная литургия. В храмах, где много прихожан, по воскресеньям и праздникам бывает две литургии – ранняя и поздняя. И та, и другая предваряется чтением часов.
В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение содержит некоторые песнопения литургии и как бы «изображает» ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.
Псалом 48. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Древние философы весьма напряженно искали ответ на вопрос о предназначении человека. Святитель Василий Великий об этих поисках написал такие слова: «Языческие мудрецы пускались в умозрения о конце человеческом, но они разошлись в понятии о сем. Одни утверждали, что этот конец есть знание, другие же — успешное действование, иные — разнообразное употребление жизни и тела, а другие, став скотоподобными, говорили, что этот конец есть удовольствие». А какой ответ на вопрос о предназначении человека даёт современный мир? И можем ли мы — христиане — согласиться с этим ответом? Давайте поразмышляем об этом, взяв за основу звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 48-й псалом.
Псалом 48.
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом.
2 Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной, —
3 и простые и знатные, богатый, равно как бедный.
4 Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего — знание.
5 Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою:
6 «для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?»
7 Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего!
8 Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него:
9 дорога цена искупления души их, и не будет того вовек,
10 чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы.
11 Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим.
12 В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами.
13 Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.
14 Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.
15 Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила — жилище их.
16 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.
17 Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:
18 ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его;
19 хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе,
20 но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света.
21 Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.
Только что прозвучавший псалом очень красочно живописует конечную участь человека; псалом, по сути дела, повторяет начальные слова книги Екклесиаста: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» (Еккл. 1:2–3). Однако здесь, в отличие от книги Екклесиаста, акцент сделан не на человеке вообще, а на том, кто надеется на собственную силу и на своё богатство. Псалом о пути таких людей говорит предельно жёстко: «Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их» (Пс. 48:14). Действительно, когда мы видим преуспевающих людей, то нам зачастую их жизнь кажется завидной. Кажется, будто бы им всё удаётся, что так жить — правильно.
Однако всё, конечно же, сложнее. Вопрос не в том, сколько у человека богатства, и насколько успешно он сумел устроить свою жизнь, вопрос в конечной цели наших трудов. Ранее упомянутый нами святитель Василий Великий написал о языческих мудрецах, которые полагали, что смысл человеческой жизни в достижении знания, или же в самой полноте жизни, и только совсем уж маргинальные — их святитель Василий назвал «скотоподобными» — полагали, что цель состоит в получении удовольствия.
Христианский ответ на вопрос о смысле жизни упоминает прозвучавший сегодня псалом: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Пс. 48:16). Да, именно так: в конечном итоге мы хотим избавиться «от власти преисподней», то есть мы стремимся быть с Богом, таков предел наших стремлений, и в пребывании с Богом мы видим своё предназначение.
Однако, это теория. Практика же, увы, зачастую иная, и если задать вопрос о предназначении человека нашим верующим современникам, то вряд ли мы услышим тот ответ, который предлагает нам 48-й псалом. Со значительно большей вероятностью ответы будут походить на ответы упомянутых святителем Василием Великим языческих мудрецов. Впрочем, в таких ответах нет никакой трагедии, ведь у нас есть Псалтырь, и к ней стоит прибегать как можно чаще, читать её как можно внимательнее, и через это мы сумеем постепенно изменить своё отношение и к себе, и к миру, и к своему предназначению.
Псалом 48. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 48. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 48. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом.
2 Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной,-
3 и простые и знатные, богатый, равно как бедный.
4 Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего - знание.
5 Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою:
6 "для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?"
7 Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего!
8 человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него:
9 дорога' цена искупления души их, и не будет того вовек,
10 чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы.
11 Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим.
12 В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами.
13 Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.
14 Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.
15 Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила - жилище их.
16 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.
17 Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:
18 ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его;
19 хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе,
20 но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света.
21 Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.
26 августа. О почитании мощей святых

23 августа, в день памяти преподобного Саввы Сторожевского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Саввино-Сторожевском ставропигиальном монастыре.
На проповеди после завершения богослужения Святейший Патриарх говорил о почитании мощей святых.
Вся история этого особого почитания мучеников, исповедников, а позже и святых, преподобных и богоносных отцов связана, в том числе, и с прославлениями их останков. Сейчас эти останки покоятся в прекрасных, роскошных, а иногда из драгоценных металлов сделанных раках, что выражает наше благоговение перед этими останками, нашу любовь к святому угоднику.
Вот как всякий раз, когда прикасаемся к этим ракам, молимся ведь, чтобы угодник Божий помог нам. И вот удивительно, молимся не год, не два, не десять, не сто, — тысячи лет. И вот возникает вопрос: а как вы это можете объяснить, ну какой такой традицией, ну какой такой памятью вы можете это объяснить?
Да, есть память к выдающимся историческим личностям, к императорам, царям, президентам, верховным главнокомандующим. Сколько людей было выдающихся, их имена вписаны в историю, но никому ведь и в голову не придёт лобызать их гроб, их останки.
Мы Богослужебное поклонение обращаем к этим останкам прославленных святых угодников, потому что знаем: они у Бога, и они по любви своей, в том числе и к нам, особенно в тех местах, где они служили, трудились, молились, несомненно, возносят о нас молитву ко Престолу Божьему.
И вот эта молитва праведников, угодников Божьих, она имеет непосредственное отношение к каждому из нас. И когда мы о чём-то просим святого, то верим, что он пред Престолом Божьим о нас Самого Господа попросит. И наши, часто немощные молитвы, во много крат обогащённые молитвами святого угодника, к которому мы обращаемся, приклоняют к нам милость Господа и Спасителя нашего.
Все выпуски программы Актуальная тема