Архимандрит Амвросий (Юматов) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Архимандрит Амвросий (Юматов)

* Поделиться

Вид пекинского православного монастыря и посольского двора

В Пекине середины восемнадцатого столетия было два православных подворья. Главное — это Сретенский монастырь — рядом с Императорским дворцом, на Посольском дворе, а второе более раннее — Никольская церковь. Она была построена православными албадзинцами — потомками русских казаков, живших в пограничном с Китаем остроге Албазин на Амуре. Эти выходцы из Российской империи уже почти столетие жили в столице Поднебесной. В 1755-м году оба подворья перешли в ведение нового руководителя Пекинской Русской духовной миссии архимандрита Амвросия (Юматова).

Москвич по рождению, отец Амвросий до прибытия в Китай преподавал пиитику в Славяно-греко-латинской Академии. Он сам выбрал своих соратников по миссии и отправился в Пекин с выпускниками лучших духовных школ. По отзывам современников, архимандрит был человеком благоразумным, ровного и спокойного характера. Эти качества очень помогли ему на новом месте его служения.

К моменту прибытия отца Амвросия в Китай состояние обоих православных храмов в Пекине было удручающим. Глава миссии в довольно печальных тонах описывал «крайнее опустошение Сретенского монастыря, дворов и ограды», много лет закрытой стояла и Никольская церковь. За семнадцать лет служения в Пекине архимандриту Амвросию (Юматову) удалось восстановить оба прихода и обустроить жизнь членов духовной миссии, а также успешно вести катехизаторскую деятельность среди китайцев и манчьжур. Глава пятой духовной миссии отец Амвросий также принимал непосредственное участие в российско-китайских переговорах по многих межгосударственным вопросам и де-факто исполнял роль русского официального представителя в Китае.

Жители Пекина не раз видели, как отец Амвросий, одетый в традиционную китайскую одежу, ездил от Сретенского монастыря в Никольский храм, где беседовал с православными прихожанами, совершал службу и занимался обустройством церкви. Добираться от Южного подворья до Северного приходилось на наемной телеге. Своей лошади у монастыря не было, а пешим ходить было нельзя: во-первых, далеко — шесть верст, а во-вторых, китайцы, видя иностранца, хотя бы и в их традиционной одежде, вели себя недружелюбно: ругались, смеялись и даже плевали в иноземцев.

Отцу Амвросию и его соратникам по Пекинской миссии пришлось трудиться в условиях жесткой антихристианской политики, которая с каждым годом только усиливалась в Китае. Несмотря на все материальные трудности и сложные политические отношения между Китаем и Россией начальник новой миссии сумел открыл в Пекине школу, в которой студенты миссии преподавали китайцам русский язык, а сами обучались китайскому. Амвросию удалось помимо крещения более 30 потомков албазинцев приобщить к Православию и двести двадцать маньчжур и китайцев, которым по императорскому указу категорически запрещалось принимать христианскую веру.

Архимандрит Амвросий вернуться на родину не смог — он почил в Пекине за четыре месяца до прибытия нового состава миссионеров из России.

На могиле отца Амвросия (Юматова) его современники написали по-китайски: «доблестный воин Христов...во многих полезных делах церкви и отечества своего, и в монастырских делах семнадцать лет провел усердно... каждому помогал словом и делом».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем