Ранний этап существования христианской Церкви был ознаменован жестокими гонениями со стороны язычников и иудеев. Языческие преследования христиан носили государственный характер. Последователи Спасителя отказывались почитать античных богов, а также не признавали божественного достоинства члена римского пантеона - императора. Таким образом, христиане автоматически оказывались вне закона. Не почитание императора делало их неблагонадежными гражданами, фактически преступниками, участь которых были тюрьма и смерть. Гонения на христиан со стороны иудеев имели несколько иной характер. Иудейские вожди добившись осуждения Христа на смерть, всячески препятствовали распространению Его учения. С точки зрения иудеев Христос был обманщиком и кощунником, который сознательно опровергал и нарушал ветхозаветный закон пророка Моисея. Руководствуясь подобными мыслями, иудеи сначала отправили на крест Иисуса Христа, а затем начали преследовать Его учеников. Одним из самых горячих гонителей христиан был первоначально апостол Павел. Его в тот период истории звали Савлом. Савл принял участие в казни первого мученика диакона Стефана, а затем отправился убивать христиан в город Дамаск. На пути в Дамаск Савлу чудесным образом явился Христос и обратил его с губительного пути. В тот момент Савла не стало и миру был явлен апостол Павел. Иудеи были предельно удивлены разительной перемене, которая произошла с Савлом. Поняв, что Савл стал христианином, иудеи решили его убить. Преследование Павла продолжалось довольно долго, но в конце концов вожди Израиля добились своего - апостол был обезглавлен в Риме примерно в 67 году по Рождестве Христовом. Незадолго до смерти Павел написал христианам Рима послание, в котором, в частности, затрагивает и тему иудейского противодействия христианам.
Братья, 9.1 истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, 9.2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: 9.3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, 9.4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; 9.5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки, аминь.
В послании к римлянам апостол Павел предельно искренне говорит о своем отношении к евреям. С одной стороны, Павел указывает на великие дары, которыми обладал избранный народ. С евреями Бог через Авраама заключил первый завет (иначе завет Ветхий), ставший, как говорит Павел, "детоводителем" ко Христу. Именно в еврейском народе были явлены великие святые, творившие чудеса и изрекавшие пророчества. Евреям Бог дал и возможность совершать истинное богослужение, с помощью которого они могли каяться в своих грехах. Главной привилегией от Бога, полученной избранным народом, с точки зрения апостола Павла, стало то, что Сын Божий принял человеческое естество, родившись именно в еврейской среде. С другой стороны, апостол Павел указывает на ужасающую трагедию, случившуюся с избранным народом. Вместо народа Богоносца иудеи стали народом богоборцем. Вместо того, чтобы принять обещанного пророками Мессию, они не только отвергли Его, но и осудили на казнь. Христос был отправлен на крест, а иудеи потеряли статус народа избранного. Те евреи, которые поверили во Христа, смогли сохранить высокое звание народа Богоносца и стали частью христианской Церкви - нового народа избранного, принадлежность к которому определяется уже не национальной принадлежностью, но живой верой во Христа Спасителя.
11 мая. О помощи Божьей в добрых делах
В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Иоанна Крестителя: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба».
О помощи Божьей в добрых делах, — священник Алексий Дудин.
Деяния святых апостолов
Деян., 8 зач., III, 11-16
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как получить силу от Бога? Что для этого необходимо сделать? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.
12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?
13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.
14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,
15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.
В отрывке, который только что прозвучал, упоминается о чуде, которое совершили апостолы Пётр и Иоанн. В Иерусалимском храме они исцелили человека, хромого от рождения. Это было сделано на глазах у многих свидетелей. Люди были поражены. Ведь они привыкли видеть несчастного калеку в беспомощном состоянии изо дня в день, на протяжение долгого времени. А потому никто не усомнился в том, что произошло нечто удивительное и необъяснимое. Хочешь — не хочешь, придётся признать, что апостолы обладали какой-то сверхъестественной силой. Каков источник этой силы? Что они сделали, чтобы её получить? А можем ли и мы овладеть ею?
Предвосхищая все эти вопросы, Пётр обращается к собравшимся: не думайте, что это наша собственная сила. У нас самих по себе её не больше, чем у вас. Это сила не наша. Это сила Иисуса Христа. Через нас действует Господь. Мы просто предоставили себя в Его полное распоряжение. И теперь нашими руками Он творит чудеса, нашими устами обращается к вам. Вот основная идея слов Петра. И ещё важный момент, о котором упоминает апостол. Каким-то необъяснимым образом эта сила связана с состоянием внешнего бессилия. Неслучайно он упоминает о смерти и воскресении Спасителя. Господь добровольно отказался от Своего могущества, пошёл на крест, пострадал и умер, чтобы Его ученики могли получить власть менять сердца и умы других людей, избавлять их от телесных и духовных болезней.
Итак, важные идеи содержатся в речи Петра. Как в земной судьбе Самого Христа сначала была Голгофа, а потом воскресение, так и в жизни Его учеников настоящее служение Богу начинается с ощущения своего полного бессилия. Своими умом и сердцем человек должен отчётливо увидеть собственную беспомощность перед лицом окружающих его обстоятельств. Осознать, что у него нет власти ни над людьми, ни над ситуациями, ни даже над собой. Что он не контролирует не то что свою судьбу, но даже не может, как говорит Христос в Евангелии, прибавить себе росту хотя бы на локоть. Не может ни одного волоса сделать белым или чёрным. Что само наше дыхание, частота нашего пульса и наш сердечный ритм полностью в руках Творца. Такое внутреннее состояние Евангелие называет духовной нищетой. А христианская традиция именует смирением. То есть ощущением своей меры, своей ограниченности.
В суете будничной рутины, за пеленой разнообразных впечатлений и эмоций разглядеть эту свою нищету практически невозможно. А потому мы продолжаем жить в иллюзии своего всемогущества. По этой причине и нет в нас силы Творца. Поэтому и благословенны те минуты, когда жизнь ставит нас на колени и мы вынуждены обратится к Богу. Это всегда шанс начать всё иначе. Счастливый и далеко не случайный момент, когда мы можем всецело отдать себя нашему Создателю. Выбрать жить не так, как жили раньше. По совсем иным правилам. По Евангельским заповедям.
И Богу приятны такие моменты. Он ценит это наше бессилие. Ведь именно благодаря ему человек становится Его глазами, ушами, ногами, устами и руками. Он через такого человека видит, слышит, ходит, говорит и действует в этом мире. Именно так. Не каким-то абстрактным образом, но именно через эту человеческую немощь, которая сделала выбор во всём, всегда и везде полагаться на Своего Творца, в нашей судьбе и судьбе тех, кто нас окружает, совершится сила и слава воскресшего Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Счастье детям» помогает семьям в Кемеровской области
«Спасибо, помогли!» — такую надпись под фотографиями радостных детей часто можно встретить в социальных сетях кемеровского фонда «Счастье детям». Это значит, что ещё у одного ребёнка появилась возможность пройти долгожданное лечение или реабилитацию. Как, например, у Максима. Ему 4 года, он с большим упорством и любопытством изучает всё вокруг и очень любит танцы. Жизнь мальчика омрачают проблемы со здоровьем — приступы эпилепсии тормозят развитие Максима, в том числе и двигательное. Чтобы мальчик мог уверенно стоять на ногах и ходить, врачи посоветовали семье отправить его на реабилитацию. Но оплатить её самостоятельно у родителей возможности не было. На помощь им пришёл фонд «Счастье детям» и люди из разных регионов нашей страны. Максим уже успел побывать на занятиях в медицинском центре и вернулся с большой победой — он начал ходить! Теперь вместе со старшим братом мальчик учится играть в футбол и весело кричит «Гооол!», когда попадает ногой по мячу.
Миссия фонда — подарить своим подопечным — болеющим детям — счастливое и активное детство, а ещё шанс на здоровье будущее. Прямо сейчас нужна помощь трёхлетней Алисе Барановой, ей тоже важно пройти реабилитацию. Если вы хотите поддержать кемеровский фонд и его подопечных, переходите на сайт: счастьедетям.рф
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов