Послание апостола Павла к Галатам. Глава 3, стихи 8-12.
В первые годы существования Христианская Церковь совместила в себе элементы разных культур. С одной стороны, всегда подчеркивалось, что Спаситель Иисус Христос по человечеству принадлежал к еврейскому народу и что христианство возникло именно в иудейской среде. Но, с другой стороны, уже в первые годы деятельности учеников Христа, апостолов, стало понятно, что христианская проповедь должна быть обращена и к язычникам, и язычники с даже с большим желанием принимали христианство, чем евреи. Особую активность в деле распространения учения Спасителя в языческой среде проявил апостол Павел. В течение своей жизни Павел четыре миссионерских путешествия по городам Римской империи. В частности, ему удалось посетить Галатию, область в Малой Азии, где слушателями проповеди апостола, по большей части, стали потомки галлов, переселившихся сюда в 3 веке до нашей эры и смешавшихся с местными греками. Впоследствии по разным данным или в 48 или в 56 году апостол Павел направил галатийским христианам послание, отрывок из которого читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 3.8 Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. 3.9 Итак, верующие благословляются с верным Авраамом, 3.10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. 3.11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. 3.12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Как уже отмечалось выше, христианские общины древности состояли из евреев и бывших язычников. Евреи, пользуясь тем, что во времена Ветхого Завета они именовались богоизбранным народом, пытались занять в древней Христианской Церкви лидирующие позиции. В частности, они всячески хотели убедить христиан из язычников в необходимости соблюдать ветхозаветные заповеди: обрезание для мужчин, покой в субботу, пищевые ограничения и другие. Но самое главное – евреи пытались привить бывшим язычникам свое религиозное восприятие отношений между Богом и человеком. Иудеям первых веков было свойственно рассматривать их как некий договор, соблюдая который можно было в полной мере рассчитывать на благую посмертную участь. Таким образом, иудейская религиозность времен Христа в определенной степени имела черты формализма. Апостол Павел, который сам тщательно соблюдал закон Моисея, при этом был жестким противником подобного восприятия отношений между Богом и человеком. Павел всегда подчеркивал, что время Ветхого Завета прошло, как исчезла и актуальность его обрядовых особенностей. Безусловно, христианам по-прежнему необходимо соблюдать такие древние заповеди как «не убей» или «не укради». Но им также необходимо отказаться от ветхозаветной логики религиозной жизни – что якобы в случае соблюдения человеком заповедей Бог обязан такому человеку помогать. Свои мысли апостол Павел подкреплял при помощи личности праотца Авраама, которого евреи до сих пор считают своим родоначальником. Авраам, по мысли Павла, был избран Богом не за тщательное соблюдение заповедей (хотя он был благочестивым человеком), но за искреннюю веру и преданность Богу. Аврааму пришлось пройти много испытаний от Бога – например, долгие годы у него не было наследника. Достойно преодолев все искушения, Авраам стал примером настоящей духовной жизни, когда человек совершает добрые поступки, не ожидая обязательного получения награды от Бога, но руководствуясь искренней любовью к Господу и ближним. Апостол Павел прямо называет Авраама праотцем не только по отношению к евреям, но и по отношению к каждому человеку, горячо верящему в Бога. Авраам жил святой жизнью, смиренно надеясь на помощь Господа, и, в итоге, получил великую милость Небес. То же может случиться с любым православным христианином, который будет подражать Аврааму и апостолу Павлу в их восприятии духовной жизни.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Запрет на законодательном уровне изображать храмы без крестов;
— Распространение мусульман в мире и является ли это вызовом для христиан;
— Круглый стол памяти академика Скрябина — доклад о разуме и сознании;
— Подкаст «Собрались с мыслями» о США.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 13.06.2025». Алексей Соколов, Андрей Тарасов
- «Сохранение архитектуры Новгорода». Юлия Ратомская
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 13.06.2025». Алексей Соколов, Андрей Тарасов

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Андрей Тарасов вынесли на обсуждение темы:
— Новый проект журнала «Фома» «Личный подкаст»;
— Христианский взгляд на женскую одежду;
— Усталость и отдых;
— Сохранение архитектурного наследия.
Ведущие: Алексей Пичугин, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!