Послание апостола Павла к Галатам. Глава 3, стихи 8-12.
В первые годы существования Христианская Церковь совместила в себе элементы разных культур. С одной стороны, всегда подчеркивалось, что Спаситель Иисус Христос по человечеству принадлежал к еврейскому народу и что христианство возникло именно в иудейской среде. Но, с другой стороны, уже в первые годы деятельности учеников Христа, апостолов, стало понятно, что христианская проповедь должна быть обращена и к язычникам, и язычники с даже с большим желанием принимали христианство, чем евреи. Особую активность в деле распространения учения Спасителя в языческой среде проявил апостол Павел. В течение своей жизни Павел четыре миссионерских путешествия по городам Римской империи. В частности, ему удалось посетить Галатию, область в Малой Азии, где слушателями проповеди апостола, по большей части, стали потомки галлов, переселившихся сюда в 3 веке до нашей эры и смешавшихся с местными греками. Впоследствии по разным данным или в 48 или в 56 году апостол Павел направил галатийским христианам послание, отрывок из которого читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 3.8 Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. 3.9 Итак, верующие благословляются с верным Авраамом, 3.10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. 3.11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. 3.12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Как уже отмечалось выше, христианские общины древности состояли из евреев и бывших язычников. Евреи, пользуясь тем, что во времена Ветхого Завета они именовались богоизбранным народом, пытались занять в древней Христианской Церкви лидирующие позиции. В частности, они всячески хотели убедить христиан из язычников в необходимости соблюдать ветхозаветные заповеди: обрезание для мужчин, покой в субботу, пищевые ограничения и другие. Но самое главное – евреи пытались привить бывшим язычникам свое религиозное восприятие отношений между Богом и человеком. Иудеям первых веков было свойственно рассматривать их как некий договор, соблюдая который можно было в полной мере рассчитывать на благую посмертную участь. Таким образом, иудейская религиозность времен Христа в определенной степени имела черты формализма. Апостол Павел, который сам тщательно соблюдал закон Моисея, при этом был жестким противником подобного восприятия отношений между Богом и человеком. Павел всегда подчеркивал, что время Ветхого Завета прошло, как исчезла и актуальность его обрядовых особенностей. Безусловно, христианам по-прежнему необходимо соблюдать такие древние заповеди как «не убей» или «не укради». Но им также необходимо отказаться от ветхозаветной логики религиозной жизни – что якобы в случае соблюдения человеком заповедей Бог обязан такому человеку помогать. Свои мысли апостол Павел подкреплял при помощи личности праотца Авраама, которого евреи до сих пор считают своим родоначальником. Авраам, по мысли Павла, был избран Богом не за тщательное соблюдение заповедей (хотя он был благочестивым человеком), но за искреннюю веру и преданность Богу. Аврааму пришлось пройти много испытаний от Бога – например, долгие годы у него не было наследника. Достойно преодолев все искушения, Авраам стал примером настоящей духовной жизни, когда человек совершает добрые поступки, не ожидая обязательного получения награды от Бога, но руководствуясь искренней любовью к Господу и ближним. Апостол Павел прямо называет Авраама праотцем не только по отношению к евреям, но и по отношению к каждому человеку, горячо верящему в Бога. Авраам жил святой жизнью, смиренно надеясь на помощь Господа, и, в итоге, получил великую милость Небес. То же может случиться с любым православным христианином, который будет подражать Аврааму и апостолу Павлу в их восприятии духовной жизни.
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.
28 марта. О борьбе с ленью
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт, как прохожий, бедность твоя».
О борьбе с ленью, — священник Николай Конюхов.