Послание апостола Павла к Галатам. Глава 3, стихи 8-12.
В первые годы существования Христианская Церковь совместила в себе элементы разных культур. С одной стороны, всегда подчеркивалось, что Спаситель Иисус Христос по человечеству принадлежал к еврейскому народу и что христианство возникло именно в иудейской среде. Но, с другой стороны, уже в первые годы деятельности учеников Христа, апостолов, стало понятно, что христианская проповедь должна быть обращена и к язычникам, и язычники с даже с большим желанием принимали христианство, чем евреи. Особую активность в деле распространения учения Спасителя в языческой среде проявил апостол Павел. В течение своей жизни Павел четыре миссионерских путешествия по городам Римской империи. В частности, ему удалось посетить Галатию, область в Малой Азии, где слушателями проповеди апостола, по большей части, стали потомки галлов, переселившихся сюда в 3 веке до нашей эры и смешавшихся с местными греками. Впоследствии по разным данным или в 48 или в 56 году апостол Павел направил галатийским христианам послание, отрывок из которого читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 3.8 Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. 3.9 Итак, верующие благословляются с верным Авраамом, 3.10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. 3.11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. 3.12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Как уже отмечалось выше, христианские общины древности состояли из евреев и бывших язычников. Евреи, пользуясь тем, что во времена Ветхого Завета они именовались богоизбранным народом, пытались занять в древней Христианской Церкви лидирующие позиции. В частности, они всячески хотели убедить христиан из язычников в необходимости соблюдать ветхозаветные заповеди: обрезание для мужчин, покой в субботу, пищевые ограничения и другие. Но самое главное – евреи пытались привить бывшим язычникам свое религиозное восприятие отношений между Богом и человеком. Иудеям первых веков было свойственно рассматривать их как некий договор, соблюдая который можно было в полной мере рассчитывать на благую посмертную участь. Таким образом, иудейская религиозность времен Христа в определенной степени имела черты формализма. Апостол Павел, который сам тщательно соблюдал закон Моисея, при этом был жестким противником подобного восприятия отношений между Богом и человеком. Павел всегда подчеркивал, что время Ветхого Завета прошло, как исчезла и актуальность его обрядовых особенностей. Безусловно, христианам по-прежнему необходимо соблюдать такие древние заповеди как «не убей» или «не укради». Но им также необходимо отказаться от ветхозаветной логики религиозной жизни – что якобы в случае соблюдения человеком заповедей Бог обязан такому человеку помогать. Свои мысли апостол Павел подкреплял при помощи личности праотца Авраама, которого евреи до сих пор считают своим родоначальником. Авраам, по мысли Павла, был избран Богом не за тщательное соблюдение заповедей (хотя он был благочестивым человеком), но за искреннюю веру и преданность Богу. Аврааму пришлось пройти много испытаний от Бога – например, долгие годы у него не было наследника. Достойно преодолев все искушения, Авраам стал примером настоящей духовной жизни, когда человек совершает добрые поступки, не ожидая обязательного получения награды от Бога, но руководствуясь искренней любовью к Господу и ближним. Апостол Павел прямо называет Авраама праотцем не только по отношению к евреям, но и по отношению к каждому человеку, горячо верящему в Бога. Авраам жил святой жизнью, смиренно надеясь на помощь Господа, и, в итоге, получил великую милость Небес. То же может случиться с любым православным христианином, который будет подражать Аврааму и апостолу Павлу в их восприятии духовной жизни.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема