
— Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства, — сказал Господь Иисус Христос, увидев идущего к Нему Нафанаиала, сына Фоломея, или, по-еврейски, Вар-фоломея. Нафанаил действительно был бесхитростным, и он осознавал это. Слова Господа его изумили, ведь Христос никогда не был с ним знаком.
— Откуда Ты меня знаешь? — спросил он.
— Я видел тебя, когда ты был под смоковницей, — ответил Иисус. Что-то произошло под смоковницей такое, что заставило сына Фоломея сейчас же назвать Иисуса из Назарета Сыном Божиим и Царем Израиля. С тех пор Нафанаил или Варфоломей стал одним из двенадцати учеников Господа.
После Вознесения Господня апостол Варфоломей некоторое время проповедовал в Иерусалиме и Иудее. Затем он отправился в Малую Азию и там встретил своего друга апостола Филиппа. Вместе они несли благую весть о Христе жителям малоазийских областей Лидии, Мизии и Фригии.
В городе Иераполе их арестовали, пытали и распяли. Однако начавшееся землетрясение образумило жителей города, и они бросились освобождать распятых. Варфоломея удалось спасти, а Филипп предал свою душу Господу.
После похорон друга апостол Варфоломей крестил всех уверовавших во Христа и отправился в Индию. Проповедь его была успешна. Кроме того, апостол перевел для индусов евангелие от Матфея.
Из Индии Варфоломей пошел в Великую Армению. Дочь местного царя Полония была одержима злым духом. апостол исцелил ее, и царь пожелал отблагодарить его по-царски — караваном верблюдов с золотом, серебром и ценными вещами. Однако апостол вернул дары царю, сказав, что его волнуют не земные сокровища, а приобретенные для Бога души. Выслушав проповедь Варфоломея, царь крестился со всей семьей и позволил апостолу проповедовать на своей территории.
Святой Варфоломей сеял слово Божие, и вскоре жители десяти городов Великой Армении приняли Крещение. Это возмутило языческих жрецов, и они настроили против Варфоломея царского брата Астиага. Пользуясь отсутствием царя, он тайно похитил апостола, отвез его в город Албаку (ныне известный как Баку — столица Азербайджана). Там верного ученика Христова пытали, распяли вниз головой и содрали с него кожу.
Апостол Варфоломей радовался, что страдает за Господа и с креста продолжал проповедовать и поучать язычников. За это ему отрубили голову. Честные мощи апостола Варфоломея исцеляли многих людей, и они обращались ко Христу. Из Албаку мощи святого перенесли в византийский город Дар, и потом не раз они перемещались из одного места в другое, пока не упокоились в Риме.
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







