
— Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства, — сказал Господь Иисус Христос, увидев идущего к Нему Нафанаиала, сына Фоломея, или, по-еврейски, Вар-фоломея. Нафанаил действительно был бесхитростным, и он осознавал это. Слова Господа его изумили, ведь Христос никогда не был с ним знаком.
— Откуда Ты меня знаешь? — спросил он.
— Я видел тебя, когда ты был под смоковницей, — ответил Иисус. Что-то произошло под смоковницей такое, что заставило сына Фоломея сейчас же назвать Иисуса из Назарета Сыном Божиим и Царем Израиля. С тех пор Нафанаил или Варфоломей стал одним из двенадцати учеников Господа.
После Вознесения Господня апостол Варфоломей некоторое время проповедовал в Иерусалиме и Иудее. Затем он отправился в Малую Азию и там встретил своего друга апостола Филиппа. Вместе они несли благую весть о Христе жителям малоазийских областей Лидии, Мизии и Фригии.
В городе Иераполе их арестовали, пытали и распяли. Однако начавшееся землетрясение образумило жителей города, и они бросились освобождать распятых. Варфоломея удалось спасти, а Филипп предал свою душу Господу.
После похорон друга апостол Варфоломей крестил всех уверовавших во Христа и отправился в Индию. Проповедь его была успешна. Кроме того, апостол перевел для индусов евангелие от Матфея.
Из Индии Варфоломей пошел в Великую Армению. Дочь местного царя Полония была одержима злым духом. апостол исцелил ее, и царь пожелал отблагодарить его по-царски — караваном верблюдов с золотом, серебром и ценными вещами. Однако апостол вернул дары царю, сказав, что его волнуют не земные сокровища, а приобретенные для Бога души. Выслушав проповедь Варфоломея, царь крестился со всей семьей и позволил апостолу проповедовать на своей территории.
Святой Варфоломей сеял слово Божие, и вскоре жители десяти городов Великой Армении приняли Крещение. Это возмутило языческих жрецов, и они настроили против Варфоломея царского брата Астиага. Пользуясь отсутствием царя, он тайно похитил апостола, отвез его в город Албаку (ныне известный как Баку — столица Азербайджана). Там верного ученика Христова пытали, распяли вниз головой и содрали с него кожу.
Апостол Варфоломей радовался, что страдает за Господа и с креста продолжал проповедовать и поучать язычников. За это ему отрубили голову. Честные мощи апостола Варфоломея исцеляли многих людей, и они обращались ко Христу. Из Албаку мощи святого перенесли в византийский город Дар, и потом не раз они перемещались из одного места в другое, пока не упокоились в Риме.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема