
Екатерина Каштанова
Каждый воскресный день в Церкви считается малой Пасхой. Но почему-то прочувствовать ту радость самого главного Воскресения в году каждую неделю у меня не получалось. Я задала себе вопрос, а в какой именно момент Пасхальной службы я переживаю Воскресение Христово?
Помните, ночь, Пасхальная полунощница отслужена. Погребальная плащаница Христа внесена священниками в алтарь. В храме гаснет свет, воцаряется тишина, а в алтаре тихим голосом, медленно священники запевают:
— Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесе...
Хор продолжает:
— И нас на земле сподоби чистым сердцем, Тебе славите....
После этого весь храм присоединяется к пению, следуя на улицу за священниками Крестным ходом. И тут разливается по всей округе торжественный колокольный звон, возвещая всем о Воскресении Спасителя. Мы входим в храм и поем:
— Воскресение Христово видевше...
Вот в этот момент я особенно ярко ощущаю Пасхальную радость. И храню эти воспоминания целый год.
А недавно я стояла на вечерней службе субботы. В Церкви богослужебный круг начинается с вечера, а заканчивается утром на литургии. То есть, мы уже начинали праздновать воскресенье.
За окнами темнело. И я услышала:
— Воскресение Христово видевше...
Это песнопение поётся на каждом вечернем богослужение под воскресную службу. Почему я раньше это не осознала сердцем?
И вот, я снова в этот момент таинственно, необъяснимо переношусь в ту самую иерусалимскую воскресную ночь на 2000 лет назад и всей своей плотью переживаю здесь и сейчас самое важное событие для человечества. Не знаю, как для вас, но для меня именно этот момент остаётся самым трепетным и долгожданным всю рабочую неделю. От воскресенья до воскресенья.
Автор: Екатерина Каштанова
Все выпуски программы Частное мнение
19 июня. О Господе, повелевающем стихиями

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему».
О Господе, повелевающем стихиями — священник Алексей Дудин.
Господь никогда не уничтожает зло злом. И человек, имеющий свободу произволения, может только сам по своей доброй воле и по своему желанию выбрать путь исправления. И человек только сам или создаёт добро и любовь на этой земле, или разрушает их.
Поэтому Господь, повелевающий ветром и бурей, не может повелевать свободой воли человека, созданного им по образу Своему и подобию. И желает, и просит, но никогда не насилует волю самого человека, даже если тот творит недобрые дела.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О спасении через Христа

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его».
О спасении через Христа — священник Стахий Колотвин.
Каждый человек, который совершает даже самый маленький грех где-то в глубине мыслей, он оскорбляет Бога, бросает вызов Ему, хотя Бог даёт тебе только благое, заботится о тебе. И поэтому можно сказать, мы становимся ни много ни мало врагами Божьими. Не Бог нас делает своими врагами, а мы сами выбираем это.
И как раз именно поэтому даже ветхозаветные праведники, чудотворцы, пророки, которые мёртвых могли воскрешать, всё равно все попадали в ад. Но Господь берёт и нас примиряет с Собой через уступки, через жертву Своего Божественного Сына.
Поэтому точно так же и мы, когда стараемся примириться с окружающими, должны ставить такую задачу, потому что, не примирившись, мы не можем подойти к Чаше Тела и Крови Христовой. А не имея части Тела и Крови Христовой, мы не имеем части в жизни вечной, в наследии Царства Небесного, Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Но тем не менее, на этом не заканчивается наша история спасения. А дальше уже, причастившись Святых Христовых Тайн, свидетельствуя о смерти Бога за нас ради примирения с человеческим родом, мы должны жить по Евангелию. Именно поэтому для христианина необходимо как читать и жить по Евангелию, так и причащаться Святых Христовых Тайн. Как напоминает нам апостол Павел, одно без другого невозможно.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О почитании преподобного Илариона Нового

Сегодня 19 июня. День памяти преподобного Илариона Нового, жившего в 9 веке.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
С Иларионом Новым нам предстоит запомнить, что подвижников с таким именем было двое. Один из них жил в VIII веке, а другой — в веке IX. Оба были исповедниками православной веры и много пострадали от еретиков-иконоборцев. Оба были игуменами великих монастырей, поэтому иногда их называют именем этих обителей: Иларион Пеликитский и Иларион Далматский.
Поэтому сегодня, в день памяти святого Илариона Нового Далматского, важно запомнить следующее. Он прожил ровно 70 лет, годы жизни 775–845. Был игуменом монастыря Далмата, главного монастыря в Константинополе. За иконопочитание он почти 30 лет жил в изгнании, подвергался пыткам и многим злоключениям. Скончался вскоре после Торжества Православия, но по причине многих перенесённых страданий, болезней не смог, а быть может, и не пожелал возглавить свой прежний монастырь.
Все выпуски программы Актуальная тема