Выдающийся агроном Андрей Болотов и его жена Александра прожили вместе 70 лет, ни разу всерьез не поссорившись. Это тем более удивительно, что супруги были людьми очень разными по темпераменту и пристрастиям.
В 24 года отставной капитан Андрей Тимофеевич Бо́лотов решил уехать в свое родовое имение Дворяни́ново Тульской губернии, чтобы заняться сельским хозяйством и науками. Вскоре он пришел к мысли о женитьбе. Свахи, перебрав множество вариантов, выбрали для Андрея Тимофеевича совсем юную дворянку из соседней деревни Александру Михайловну Каверину. Еще до первого свидания Бо́лотов увидел Александру во сне, а во время знакомства был поражен тем, насколько невеста оказалась похожа на девушку из сновидения. При первой встрече, во время сватовства, Андрей и Александра очень робели и едва обмолвились друг с другом парой фраз. Не мудрено: Александра была на десять лет моложе Андрея и просто не знала, о чем говорить с женихом.
Может быть, поэтому совместная жизнь Бо́лотовых — они обвенчались в июле 1764 года — началась не очень гладко. Андрей Тимофеевич увлекался садоводством и уже начал писать свои многочисленные статьи для петербургского «Вольного экономического общества», которые были посвящены самым различным вопросам ботаники, аграрной науки и лесоводства. Бо́лотов стал новатором во многих вопросах: он доказывал необходимость севооборота, ратовал за использование удобрений, способствовал распространению в России картофеля. Научного подвижника очень расстраивало то, что Александра нисколько не разделяла его интересов.
Гармонию в супружеские отношения вернуло рождение детей. Андрей Тимофеевич ухаживал за Александрой во время беременности, применяя свои знания лекарственных растений. После родов третьего сына он ставил супруге припарки из ромашки с молоком, — они помогли избавиться от сильного жара. В своих дневниках Андрей Тимофеевич писал, что после рождения детей любимая супруга стала ему еще ближе и дороже.
Бо́лотов заботился о просвещении Александры Михайловны и детей. Он сочинял специально для них популярные трактаты по философии, этике и естествознанию. Андрей Тимофеевич возил родных на праздники в Москву, и в знаменитые монастыри Подмосковья, чтобы приложиться к святым мощам и послушать лучших проповедников, таких, как митрополит Московский Платон и архиепископ Тульский Афанасий. Бо́лотов старался приобщать детей и к своим научным занятиям. Например, сын Андрея Тимофеевича Павел помогал ему в работе над журналом «Экономический магазин», переписывая набело многочисленные статьи отца.
Бо́лотовы старались везде быть вместе. Навещали многочисленных друзей и родственников, совершали рабочие командировки по Московской и Тульской губерниям, где находились угодья Екатерины Великой, которыми управлял Андрей Тимофеевич, отмечали семейные торжества. Когда Болотов освобождался от своих многочисленных занятий, он любил вместе с женой читать свежие газеты или наклеивать в альбом гравюры.
После революции усадьба Дворяни́ново пребывала в запустении, и только в 1988 году усилиями тульского краеведа Александра Бердышева началось ее возрождение. Сейчас множество туристов могут посмотреть на вновь разбитый овощной и лекарственный огород, систему многоярусных прудов, сады, цветники, ягодники и на дом Андрея и Александры Бо́лотовых, эту цитадель любви, заботы и семейного благополучия.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица