Когда в нашей программе звучат – на момент её записи – ещё неопубликованные нигде стихи, – это для меня всегда – особенная радость и праздник. Вот – стихотворение нашего современника, поэта, филолога, москвича, детского писателя, классика сегодняшней авторской песни – Андрея Анпилова. Стихотворение памяти гениального русского прозаика – Юрия Павловча Казакова:
Дурных людей в повествованье нет,
Сперва обескуражены от счастья,
Что слышен шорох, что мерцает свет
И влажен воздух робкого ненастья,
Пунктир событий, лодочка, туман,
Застенчивость, предчувствие утраты
Невидимой и гости по домам
Расходятся, ни в чем не виноваты,
Темнеют листья, светится трава,
Как-будто ничего не происходит,
Проходит жизнь и капают слова
О детстве, о разлуке, о погоде,
Негромкий плеск, избушка рыбака,
У девушки платок вечерний розов,
И мысли вдаль плывут как облака,
Когда их ночью думает философ,
Подробности вещей, родная речь,
Которая к любви, беде и боли
Стыдится вслух внимание привлечь,
Лишь горло перехватит поневоле.
Андрей Анпилов, памяти Юрия Казакова, 2015-й год
Давным-давно поэт и ученый Валентин Берестов писал об Андрее в статье «Оглянувшись ввысь»: «“Духовное взросление заново ставит поэтический голос”, – утверждает Андрей Анпилов в одной из своих последних статей. Это столь естественное в устах поэта и музыканта утверждение звучит для меня, человека, так сказать, старшего поколения, музыкой сфер, до которой я, по счастью, успел дожить. За всю свою долгую жизнь я привык к тому, что и духовное взросление, и новая постановка поэтического голоса зависят от времени… исторического, политического, новых задач и установок и тому подобных вещей.
И вот появилось поколение, в сущности, наших детей, наследников, уже вступивших в распоряжение наследством, для которых всё это почти ничего не значит. Они выросли в этом изменившемся мире, они в этой эпохе как дома, а я временами поглядываю на них как гость из прошлого». Конец цитаты.
Мохнатенький батюшка, горбатенький,
Нежность земли, живая святость,
Кого ни встретит – словно братику
«Радость моя, – говорит, – моя радость».
Это такое чудесное слово,
Всякая червоточина в нём сгорает,
Пахнет лес темнотой еловой,
Живая мошка в луче играет.
В нём самом как в живом сосуде
Свет горячий стоит небесный,
Мяли бока ему злые люди,
«Радость, – шептал он, – Христос воскресе».
Всякий батюшке насквозь видим,
Тварь живая, времена, бесы,
«Радость» – стало быть, так и жить им,
Зрячим огнём в глубине леса.
«Здесь я, радость моя» – Россия
Внучкой прячется, гуд пчелиный,
«Здесь я, дедушка!» – и босые
Пятки мелькают в кустах малины.
Андрей Анпилов, «Радость моя», 2015-й год
Оглядываясь на давние слова Валентина Берестова об Анпилове, которые вы слышали сегодня, я понимаю, что нынче Андрей – сам, как говорится, «за старшего». Вот – оглядывается отсюда, из нового века, на свои молодые годы, когда в литературе царствовала ирония и цитатность: «…Я с легким сердцем не вышел на поле модного актуального искусства и остался дома. В своем неотторгаемом мире. Который образ общего мира. И в конце концов – дорос до его приятия».
Драгоценные, ответственные, бережные слова.
…Перечитал сейчас его изысканную мозаичную эссеистику «Дальний план». Это что-то вроде записных книжек – города, фильмы, сны, разговоры, впечатления, выписки. Дошел до последней строчки. «“Духовность в искусстве – это когда произведение вызывает чувство благодарности Богу,” – сказал один неизвестный мне батюшка».
«Не спешу»
Это утро застало меня в дороге. Я возвращался в Москву после праздников, проведённых с родителями. Поезд отбывал из Смоленска в 7:03, и я отчаянно опаздывал. Утренние сборы затянулись, такси приехало позже, а прямо перед поворотом на вокзал мы неожиданно для семи утра встали в пробку. Окончательно мне испортило настроение колёсико чемодана. Оно сломалось и отлетело на проезжую часть, когда я доставал багаж из машины.
«Всё, — подумал я. — Пропущу поезд. Значит, не нужно мне ехать на нём. Возможно, это воля Божья». От таких мыслей мне сразу полегчало, и мрачное настроение внезапно улетучилось, а в душе разливалось тепло уверенного спокойствия.
С лёгкой улыбкой и сломанным чемоданом я зашёл в здание вокзала. И решил так: «выпью не спеша горячего чаю в кафетерии вокзала, а потом возьму новый билет». И в этот момент услышал объявление, которое делал диктор вокзала:
— ...Внимание! Отправление поезда 358 до Москвы задерживается на 10 минут. Поезд отправится с третьей платформы пятого пути в 7 часов 13 минут. Повторяю...
«Я успел!» — внезапно пришло осознание. Быстрым шагом прошёл через здание вокзала, вышел на перрон. В поезд я зашёл последним, волоча за собой хромой чемодан.
— Доброе утро. Похоже, мы Вас ждали! — улыбнулся мне проводник, протягивая руку за билетом.
Все выпуски программы Утро в прозе
20 января. Об иконографии Иоанна Предтечи
Сегодня 20 января. Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии Иоанна Предтечи — протоиерей Андрей Ефанов.
Предтеча Господень Иоанн — один из самых почитаемых в христианстве святых. Сам Христос говорил об Иоанне Крестителе, что он человек величайший среди всех рожденных. В иконописных подлинниках, в специальных руководствах для иконописцев, так описан образ Иоанна Предтечи: ликом еврей средних лет, телом и лицом очень худ, борода черная, волосы черны, густы, кудрявы, одежда из грубой шерсти, подпоясан кожаным поясом. Чаще всего Иоанну Предтечу изображают с жезлом, который заканчивается крестом в знак того, что Предтеча проповедовал о Христе и крестил его в воде Иордана.
Этому событию посвящены многие иконы, где Иоанн изображен возлагающим руку на голову Спасителя. Страданиям и смерти Иоанна Крестителя посвящен другой цикл икон, где наиболее интересным можно назвать сюжет, когда Иоанн Предтеча держит свою отрубленную по приказанию Ирода голову, принося ее в жертву Богу. Также есть иконы, где изображаются события обретения его честной головы. Отдельно хочется отметить иконографию Иоанна Предтечи где он, подобно ангелу, изображен с крыльями, которые символизируют непорочность его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 января. О славе и проповеди покаяния Святого Иоанна Крестителя
Сегодня 20 января. О славе и проповеди покаяния Святого Иоанна Крестителя в день Церковного празднования в его честь — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы слышим имя святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, уже из этих слов у каждого верующего сердца складывается понимание того, какую роль святой пророк, святой Иоанн Креститель играет в церковной истории, в евангельской истории и в священном предании.
Иоанн не был чудотворцем, так о нем пишет святитель Иоанн Златоуст. И святитель Иоанн Златоуст подмечает это усиливая другую сторону служения святого Пророка и Предтечи. Не будучи чудотворцем, Иоанн творил другое чудо. Чудо, которое сотворить гораздо сложнее. Это чудо изменения человеческого сердца. Покаяние — это и есть изменение. И те люди, которые приходили к Иоанну креститься, меняли свою жизнь. И вот это и было самое главное чудо по молитвам святого Пророка и Предтечи.
Церковью высоко ценится подвиг святого Крестителя Господня. Когда мы заходим в храм Божий, в иконостасе мы всегда увидим Господа нашего Иисуса Христа. По правую его руку будет Пресвятая Богородица, а по левую руку будет святой Иоанн Предтеча. Дай Господь и нам, чтобы мы слышали слова Господни, чтобы мы слышали проповедь Иоанна Крестителя, и чтобы в нашей жизни каждый день происходило самое главное чудо — чудо покаяния, чудо изменения и чудо единения со Христом.
Все выпуски программы Актуальная тема