Настя Пашкова – 12-летняя гимназистка из Курска, нашла на улице возле автобусной остановки полмиллиона рублей. Деньги лежали открыто, на пачке не было даже упаковки. Настя остановилась и чем дольше стояла, тем больше удивлялась:
Анастасия Пашкова:
«Прошла около банка и увидела пачку пятитысячных купюр. Все проходили мимо, мне было очень интересно: вот такие огромные деньги и все проходят мимо».
Настя растёт в небогатой семье. Мама работает учительницей, папа - строитель. Но, как вспоминает девочка, взять пачку и пуститься наутёк ей и в голову не пришло:
Анастасия Пашкова:
«Мне всегда родители говорили, что брать чужое нехорошо и у меня все есть. Мне больше ничего не надо. У меня очень хорошая семья».
Решив, что деньги потерял кто-то из клиентов банка, который находится в двух шагах от остановки, Настя направилась в финансовое учреждение. Менеджер, увидев девочку, сначала удивилась, потом растерялась. В тот октябрьский день 2013 года такую крупную сумму не снимал никто. Настя, сказав, что ей пора на уроки, оставила пачку и убежала. Деньги передали полиции для проведения следственных действий. А о добром поступке Насти через несколько дней узнал весь Курск.
Родители девочки говорят, что их дочь совершила не героический, а единственно правильный шаг. Мама Насти – Наталья рассказывает о своей семье:
Наталья Пашкова:
«Начинали свою жизнь с нуля. Очень много лет прожили в общежитии. Сам построили себе дом. Ребенок, живя с нами, все это видела, что не в деньгах, наверное, счастье и что надо добиваться в жизни всегда самой».
Среди друзей-гимназистов Насти, конечно, разгорелись споры на тему: кто бы как поступил в такой ситуации. Педагогов тоже взволновал вопрос: быть честным или богатым? Светлана Мартынова – директор гимназии, в которой учится Настя, расставила точки над «и»:
Светлана Мартынова:
«Ситуация удивительная: никто не видел, ты находишь такое большое количество денег. Совершенно юный человек. У нее выбор такой. И выбор этот – он нас всех впечатлил и, я думаю, что многих из нас воспитал».
В программе использованы материалы «Первого канала».
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов