«Алкогольная зависимость: как сохранить семью?» Священник Алексей Дудин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Алкогольная зависимость: как сохранить семью?» Священник Алексей Дудин

* Поделиться

о. Алексей Дудин

У нас в гостях был настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин.

Разговор шел о том, чем опасно злоупотребление алкоголем и как с этим можно бороться, а также как помочь страдающему зависимостью родному человеку, не став созависимым и сохранив семью. Наш гость поделился, какая связь есть между взаимооуважением членов семьи и появлением разного рода зависимостей.

Ведущая: Анна Леонтьева


Анна Леонтьева

— Добрый светлый вечер. Сегодня с вами Анна Леонтьева. У нас в гостях священник Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира в городе Комунар Ленинградской области. Добрый вечер, отец Алексей.

священник Алексей Дудин

— Добрый вечер, Анна. Добрый вечер, дорогие радиослушатели.

Анна Леонтьева

— Отец Алексей уже был в нашей программе. Мы говорили о такой серьёзной проблеме, как зависимость и созависимость алкогольная, наркотическая и прочее, которая разрушает и людей, и души, и семьи. В данном случае мы говорим о семье. И, знаете, хотелось, наверное, сегодня поговорить более глубоко об этих проблемах, потому что всё равно они, к сожалению, всегда актуальны. Вот. Люди, знаете, бывает, что люди просто хотят от них избавиться от этих проблем, но не всегда это получается. Это, знаете, вот вы, наверное, как священник, от них избавиться от этих проблем, но не всегда это получается. Это, знаете, вот вы, наверное, как священник и как уже, ну, можно сказать, психолог и реабилитолог в своём центре, наверное, знаете об этой проблеме с двух сторон, в том числе и с духовной стороны. У нас через неделю будет праздник, как-то государственный праздник трезвости, день трезвости. У отца Алексея на приходе есть реабилитационный центр для таких зависимых, поэтому, наверное, об этой теме сам Бог велел поговорить. 11 сентября усекновение главы Иоанна Притечья, я умудрилась в этот день родить своего первенца. И поскольку мы уже были такие очень православные, то я ему уже говорю, вот, мы каждый год не сможем отмечать, как следует этот праздник, потому что строгий пост. Но, правда, назвали мы мальчика Даниилом в честь человека, который привёл нас в церковь, но не Иваном. Но, тем не менее, да, вот такая трудность есть каждый год. И, знаете, подготавливаясь к этой программе, нашла удивительное совершенно, просто не могу не поделиться, удивительное толкование Евангелия от Марка, тонкая, умная проповедь Василия Кенишемского, правильно я говорю? Это исповедник, владыка, епископ, который застал как раз эпоху безбожной власти, родился в 1876 году, застал все гонения, всё это претерпел, и был очень известен своими проповедями, они какие-то удивительные. И вот в толковании на ущегновение главы Анны Притич, он очень интересно рассказывает про три закона страсти. Вообще рассказывает про Ирода, вот именно Ирод Антипу, который, в общем-то, представляется нам таким довольно слабым, слабохарактерным человеком, который уступил место страсти сначала к жене брата, а дальше уже то, что называется, в народе понеслась. И ведь уважал, и по-своему даже как-то пытался слушаться Иоанна Притечи, видимо, понимая, что это пророк, который ему может как-то жизнь немножко выпрямить, но кончилось всё трагично. И вот Владыка Василий рассказывает про три закона страсти, прямо вот как психолог раскладывает это всё. Это первый закон усиления страсти, то есть уступки страсти, они укрепляют её. И это уже прямо звучит, как закон психологии, то есть она становится всё крепче. Второй закон расширения, то есть это, как он рассказывает, я очень кратко пересказываю, один грех захватывает с собой новые, новые, новые углубления. То есть страсть становится всё причудливее, всё принимает такие формы, вот, не знаю, страсть чревоугодия заставляет присущенного человека какие-то уже необыкновенно изысканные явства. В общем, вот очень интересно. Я просто всем рекомендую послушать и почитать его проповеди, сама буду этим заниматься, у меня очень много пробелов в моём православном образовании, очень стараюсь их восполнять. Но вернёмся к нашим семьям. У вас много людей, которые к вам приходят за помощью, и также за помощью ко Христу, не побоимся этого слова, потому что помощь психологическая, помощь духовная здесь на приходе неразрывно связаны. Какие вы знаете истории? Вот почему люди уступают этой страсти, вот в данном случае страсти к алкоголю и наркотикам.

священник Алексей Дудин

— Ну, почему люди уступают страсти? Наверное, потому что у людей нет власти без Бога страсть победить. Если человек творит грех, он становится рабом греха. И сбросить ярмо этого рабства сам по себе человек просто не может. И основная ошибка таких семей — это в том, что они пытаются подстроиться под те обстоятельства, ну, обстоятельства, связанные со страстью, с употреблением, или пытаются справиться с этим, с этой проблемой своими только волевыми какими-то качествами, усилиями. А эта страсть, которая пленила человека, она требует такого серьёзного научного подхода в своём лечении. И прежде всего надо понимать, что если мы говорим об алкоголизме как семейной страсти, то мы должны понимать, что семья — это один живой организм, это малая церковь, да, как мы знаем, что семья является малой церковью, и вот в этой малой церкви один из ее членов начинает болеть, и эта зараза переживать и говорить, что церковь у вас неправильная, потому что у вас есть грех. Действительно, церковь — это богочеловеческий организм. Всё, что есть в церкви святого — это от Господа. А человек туда может притащить не только доброе, но и худое. И всё это будет в церкви обитать, и если там будет грех, то грех будет эту церковь разрушать. И в этом отношении семья — это то общество людей, то объединение, которое, с одной стороны, является Богом благословенным и Богом созданным, а с другой стороны, оно также носит и всю полноту свободы тех личностей, которые в этой семье состоят. И именно благодаря вот этой свободе личности, которая может в эту семью принести что-то благое. Ну вот как самый простой пример, да, приходит там мама или папа домой, дети бегут, папа, там мама, что ты нам принес да мама пришла там фруктов принесла продукты принесла что-то интересно какие-то игрушки игрушки детям купила новую одежду что-то и принесла детям радость какой-то добрый вклад да а может прийти например там отец или мать уже прийти могут в состоянии каком-то злом, даже не обязательно что-то употребляя, да, они могут просто прийти и принести в своём сердце грех, они могут принести раздражение, обиду, и вот это внести в свою семью, и вот этот грех, внесённый в семью, он будет разрушать всех, все от него будут страдать, все будут от него мучиться, и особенно это вот ясно на примере страсти пьянства, винопития, наркомании, потому что это настолько ужасная страсть, она буквально как чёрная дыра высасывает из человека всё лучшее, что в нём есть, поглощает его целиком, но не останавливается на этом, а эта черная дыра начинает как вакуум засасывать всех окружающих, все их лучшие чувства, все их лучшие мысли, все-все доброе, что в них есть, и возникает так называемая созависимость, то есть один человек выпивает, один человек находится в состоянии зависимости, а страдают все кругом, потому что, как мы уже сказали, это все происходит в рамках единого организма, в рамках единой семьи, в рамках того человеческого общества, в котором мы всегда участвуем, потому что человек не может жить полностью один. Это вот такая одна из самых главных таких тоже ошибок, которые позволяют человеку оправдывать себя, когда он говорит, вот то, что я делаю, это касается только меня. Ничего подобного. Всё, что я делаю, оно касается всех нас. Если я пришёл с добрым сердцем, то я частичку своего добра, своей теплоты, своей души дарю всем окружающим меня людям. И если я пришёл в мрачном настроении, то мой мрак и туго будет распространяться и на тех, кто рядом со мной. Мрак и туго. Да. И вот это первое, что человек должен признать, что мы все друг от друга зависим. Ну и дальше уже, если уж случилось такое несчастье, случилась такая беда, надо понимать, что у нас, кроме нашей малой церкви, есть церковь великая, есть церковь, в которой нужно и можно прийти со своими бедами и попросить помощи, потому что мы тем сильны все вместе, мы сильны своей соборностью, что мы не существуем сами по себе, а мы существуем все вместе и в Боге, да. Вот в этом плане хочу привести такой пример. Я часто своим прихожанам рассказываю. Я был в Псковской области и мне молоко продавала женщина верующая христианка. Она правда была из старообрядцев, но не суть в этом дела. Она рассказывала, что в ее многодетной семье ее отец всегда Она рассказывала, что в её многодетной семье её отец всегда отправлял вечером в субботу на всеночное обдение и говорил ей, доченька, хоть один из нашей семьи, но должен перед Господом предстоять. Потому что люди чётко понимали, что...

Анна Леонтьева

— А все остальные не ходили.

священник Алексей Дудин

— Нет, ну остальные не ходили, потому что, ну вот представьте себе деревня, сколько там забот, сколько там хлопот, не всегда есть возможность прийти на все ночные обдения. Одно дело зимой, когда там уже работы все полевые закончены, и есть возможность всем вместе прийти. Все вместе приходили всегда на литургию в воскресный день.

Анна Леонтьева

— Я понимаю, да.

священник Алексей Дудин

— А тут вот такое чёткое осознание того, что всё, что делает хотя бы один человек в семье, этому становится сопричастница вся семья, все становятся сопричастники этого делания, будь то делание доброе или делание недоброе. И вот исходя из этой духовной действительности, мы должны рассматривать и вот эту страсть, да. Недаром вот мы сейчас говорим в преддверии такого великого дня, дня трезвости, и обсуждаем ту трагедию, которая произошла, когда люди все вместе сидели и выпивали, и вот под эту пьяную горячку совершилось одно из самых великих несправедливых действий, когда праведник по зависти, по ненависти был подвергнут смертной казни только потому, что вот он кому-то не нравился, кого-то он обличал, да? Пьяный был один человек, а пострадал вроде бы тоже один праведник, но сколько людей при этом еще пострадало? Помните ученики, которые приходили, потом забирали тело Иоанна Крестителя? Сколько людей, которым он мог бы помочь, лишились этой помощи, потому что вот миссия земная была уже здесь закончена, и ему вот то благое, что бы он мог сделать и передать всем людям, весь этот путь был прерван только по пьяной прихоти одного человека. Поэтому нету здесь вот такого принципа, что я делаю то, что хочу, это касается только меня, это касается всегда всех. Грех одного человека может разрушить судьбы, уничтожить целые семьи, целые даже народы, зачастую лишить праведника, как вот это произошло вот в этой трагедии. Так же происходит и в семье.

Анна Леонтьева

— Напомню, что сегодня с нами священник Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области. Отец Алексей, вы говорите мне вот такая мысль, но ведь и в верующих, и глубоко верующих семьях случается вот это вот несчастье, когда один из членов семьи, муж или жена, или даже, может быть, старший ребёнок подвергаются этой болезни, зависимости. Значит, не только духовная основа этой болезни?

священник Алексей Дудин

— Конечно, у этой болезни есть и духовная, и душевная, и телесная основы. Это прогрессирующее заболевание, заболевание смертельное, и если его не лечить, то человек погибнет. И подходить, как я уже сказал, нужно к этому всегда системно и грамотно. Прежде всего нужно понимать, что человек в состоянии зависимости, он сам себе не принадлежит. И тот человек, которого мы с вами знали, тот человек, которого мы с вами любим, который глядя сейчас нам в глаза говорит, что я обязательно брошу, я справлюсь, я смогу, мне вот надо только чуть-чуть, вот еще немножко и капельку, вот, надо понимать, что он не в состоянии это сделать.

Анна Леонтьева

— Это говорит его болезнь.

священник Алексей Дудин

— Это говорит его болезнь, и в этом отношении нужно четко вот сразу расставить эти границы, сказать, дорогой мне, я тебя люблю, я тебя принимаю, но я не принимаю тво, дорогой мне, я тебя люблю, я тебя принимаю, но я не принимаю твою болезнь, я ненавижу твою болезнь и не готов ее принять, и нужно сразу разделять грех и нашего любимого близкого человека, который этим грехом, этой болезнью, этой страстью поражен. И когда происходит вот это правильное разделение, то дальше открывается уже возможность к врачеванию этого греха, и дальше уже есть возможность и провести самому эти границы, и обратиться за помощью, потому что, как я уже сказал, невозможно человеку, находясь рядом с зависимым, не разрушаться самому, нужно понимать эту опасность. И для того, чтобы от этого избавиться, нужно обратиться за помощью, допустим, в группы созависимых людей. Мы уже, по-моему, говорили об этом, да, но еще раз готов напомнить, и если кому-то такая помощь нужна, мы готовы будем потом дать ей и телефон в нашем эфире. Вы всегда можете обратиться в наш центр, и мы попробуем вам подсказать те толковые группы, которые находятся рядом с вами. Самое главное...

Анна Леонтьева

-В вашем городе, да?

священник Алексей Дудин

— Ну, в нашем городе.

Анна Леонтьева

— Ну, я имею в виду в вашем, в общем смысле, да, в случае как бы в разных городах.

священник Алексей Дудин

— В разных городах нашей страны есть замечательные центры, есть замечательные группы, где могут оказать квалифицированную помощь, поэтому самое главное здесь в этой беде не оставаться одному. Самое главное за этой помощью обратиться. И обратиться сначала к тем людям, которые знают, что делать, да? Сделать всё, что зависит от тебя, а потом уже после того, как ты всё сделал, всё, что зависит от тебя и обратился за помощью к знающим людям, потом уже вызвать «Господи, я сделал всё, что мог». Дальше «Благий, я тебе передаю это дело, ты сам всё управь, сам всё сделай», потому что основная проблема бывает в том, что человек пытается всегда все свои проблемы решить сам, и он как-то забывает, что Бог гораздо сильнее его, забывает, что Бог гораздо мудрее его, и всё это в жизни человеческой происходит, потому что человек просто не захотел по слову Господа, Господь же нам сказал, просите и дастся вам, не захотел попросить Бога, не захотел признать свою немощь, не захотел обратиться за той помощью, без которой, в общем-то, сам человек все свои проблемы в жизни решить не может, тем более такую тяжелую и важную проблему, такое тяжелое и важное заболевание, в которой поддержка нужна всестороннее и людей знающих, и Господа, и соответственно, уже и собственные силы, но эти собственные силы и усилия, и волевые все вложения в борьбу с этой страстью, это не стоит на третьем месте. Вот они стоят на третьем месте, потому что, прежде всего, помощь Божия, второе, помощь людей, тех, которые могут помогать, тех групп, которые... Потому что они составляют как раз те церкви. Ведь церковь — это общество людей, которые объединены общей проблемой, которые объединены общей задачей, общими ценностями. И в этом отношении можно сказать, что есть такие церкви, группы, да, зависимых и созависимых людей, которые этой общей бедой объединены, и Господь находится именно вот в этой церкви, потому что все люди, они коллективно, если мы знаем, что по Евангелию, где двое или трое собраны во имя Божия и просят Его о чём-то, да, Господь это даёт, то тем более, когда люди собираются вместе и объединены, пусть даже этой общей бедой, но они вместе просят Бога, то Господь такую соборную молитву, такое соборное обращение слышит, и гораздо проще всем вместе из этой беды вылезти, чем человеку поодиночке.

Анна Леонтьева

— Вот я к Вашим словам тоже одно место из проповеди отца Владыки Василия, значит, мне просто показалось очень яркое, он говорит, вот человек грешник лежит в яме своих грехов, и что предлагают ему разные религии. Конфуций, основатель религии в Китае, говорит, что будет «опыт впредь тебе наукой». Бароминизм — «В следующем перевоплощении ты будешь счастлив». Магомед — «на всё воля Аллаха». И, наконец, Христос говорит, «возьми мою руку». Это настолько меня поразили эти слова. Он тоже процитировал кого-то. И вот это просто «возьми мою руку». Но хотела, знаете, повернуть к более такой приземлённой теме. Недавно тут занималась ногтями, никогда не смотрю телевизор, но передо мной был большой экран, до телефона я дотянуться не могла, и я смотрела какой-то современный сериал, значит, про семьи. смотрела какой-то современный сериал про семьи. Я... Знаете, такое вот... Семьи, как они взаимодействуют друг с другом, там, жены с мужьями, мамы с детьми взрослыми, вот, и взаимодействовали они примерно в таком формате. Там жена... Мужики всё время были какие-то такие, как на поводочке таком коротком, жена. Мужики все время были какие-то такие, как на поводочке таком коротком, а жены такие говорили. Ну шо, куда ты пошел, пойдем там туда. Ну то есть вот понимаете, да? И я, честно говоря, думаю, что этот сериал не просто он какой-то не очень мне показался качественный, а это на самом деле уловленная такая вот какая-то жизнь, где очень часто вот мы видим такое неуважение к мужчинам. Вот я просто, простите, смотрела на этот сериал, он мне не нравился, просто он прямо передо мной шёл. Но я думала, бедные мужики, я бы запила, наверное, тоже, как они все там пытаются что-нибудь выпить там в тайне от жён, вот это всё. Вот это неуважение тоже же оно какое-то имеет влияние, так сказать, на семью.

священник Алексей Дудин

— Ну, я тут услышал даже две вещи. Во-первых, услышал цитату классика о том, что все беды бывают от водки и злой жены. И второй момент, то, что действительно вот то, что нам показывает по телевизору, имеет колоссальное влияние на нашу психику. Слышал я такую, не знаю, был или не был, но вот в Псковской области, в одной деревне, когда еще не было кабельного телевидения, телевышка сломалась, и у мужиков образовалось несколько месяцев без телевизора, и они за эти несколько месяцев, пока телевизор не работал, столько всего успели сделать, они почти бросили пить. И вот эти две вещи, которые очень связаны, потому что пропаганда вот такого неправильного образа жизни, неуважения друг к другу, нелюбви, каких-то интриг, постоянного доминирования, из которого человек пытается выйти, используя психоактивные вещества, это момент номер раз, и второй момент, это действительно, если включить, наверное, какие-то сейчас наши современные фильмы, вы видите, у человека радость что-то. О, давай выпьем. А горе какое-то, и снова, давай выпьем. Поэтому вот это то, что нам пропагандируется, это имеет великую силу. И действительно, если вы хотите бросить пить, вам нужно смотреть... вам нужно бросить смотреть, как пьют другие для начала. И это действительно очень важный момент. И от многих страстей современный человек может избавиться, если он перестанет впитывать в свои очи всё подряд. Это очень важный такой момент, это вы замечательно сказали.

Анна Леонтьева

— Да, но вот не только это, а вот именно вот это ощущение какого-то неуважения к мужчинам в семье у меня вот осталось, какой-то нехороший остаток от этого современного сериала.

священник Алексей Дудин

— Ну действительно, когда человека не уважают, человек начинает, в общем-то, не уважать себя сам. И в этом отношении любой человек, который по отношению к другому поступает нагло, он и другого человека унижает, он унижает сам себя, и по сути дела тогда вот тот момент, который действительно человека делает величайшим творением Божиим, да, на этой земле, он исчезает. И человек в этом отношении теряет вот эту основу. Я не говорю про основу гордости, нет, ни в коем случае. Я говорю именно про ту основу, которая...

Анна Леонтьева

— Достоинства.

священник Алексей Дудин

— Да, является действительно нашим достоинством, которое лежит в основе нашей культуры, в рамках наших правил взаимодействия, в рамках вежливости. Вот это всё человек теряет, и, ну да, он скатывается, невольно скатывается, и начинает искать утешение в других вещах. Он, человек не может быть, ну, в состоянии таком униженном, потому что надо понимать, что наше православное смирение — это отнюдь не унижение. Надо чувствовать, что на самом деле это высшая степень благородства, когда человек в состоянии простить своего обидчика. Это насколько надо действительно быть широким душой, широким сердцем, чтобы суметь не ответить оскорблением на оскорбление, даже грубостью на грубость. И в этом отношении действительно те люди, в доме которых царит уважение и любовь, ну там, наверное, этому зелёному змею очень неуютно, там ему очень тяжело свить своё гнездо.

Анна Леонтьева

— Вот я об этом хотела тоже. Знаете, я просто сама наблюдаю, вы можете прокомментировать мои слова, но не только у каких-то старших поколений, которых показали нам в сериале, а есть и у молодых людей, то есть они перенимают какие-то модели. И когда я слышу, вот я сейчас говорю со стороны женщин, когда я слышу от молодых девушек какую-то такую фразу типа «мужчин надо держать в ежовых рукавицах», я вздрагиваю. Батюшка, вот вы можете, ну, как мне это сказать. Я вздрагиваю, потому что для меня это какая-то величайшая пошлость. То есть невероятная какая-то пошлость. Я понимаю, что это ещё какая-то незрелость, это какой-то инфантилизм, это так мама сказала и при этом вот я думаю, что много... Это моё личное мнение, у меня нет никакой статистики в отличие от вас, но мне кажется, много проблем бы даже вот с тем же алкоголем и зависимость ушло, если бы люди почувствовали себя на равных, чтобы они, ну как на равных уважают друг друга.

священник Алексей Дудин

— Знаете, в нашем народе есть очень мудрая пословица, «у хорошей жены и муж человек». Действительно, что вы хотите, если вы хотите в своем муже видеть такого безвольного какого-то домашнего зверяка, это одно, пытайтесь держать его в ежовых рукавицах, если он примет такой образ взаимодействия, ну вот, в общем-то, и будет такой зверушка. Только потом не огорчайтесь и не обижайтесь, что рядом с вами находится не защитник, не мужественный человек, который готов ради вас, да, ведь у нас в нашем церковном напутстве, да, когда венчают людей, нам что церковь говорит? Что муж должен заботиться о своей жене, как Христос заботится о церкви. То есть он и жизнь свою в нужный момент должен быть готов положить за свою жену. И понятно, если человек не будет мужественным, если он не будет уважать сам себя, он никогда не сможет этого сделать. Поэтому смотря какие цели вы перед собой ставите, кого вы хотите рядом с собой видеть, какое-то безвольное послушное существо или вы хотите рядом с собой видеть действительно достойную, любящую, личность, которую вы уважаете, которая уважает, любит вас и готова вас поддержать и не только слушаться, но и проявлять мужескую свою естественную инициативу, потому что это естественно для мужчины быть защитником своего дома, быть защитником своей жены, быть защитником своей семьи. И если муж принимает такую социальную роль, если вы такую роль ему делегируете, ну понятно, что он будет уже и больше отвечать за всё, что он делает. А если нет, ну нет ответственности, так он и себя будет инфантильно так же и вести, сами потом будете с таким мужем и страдать.

Анна Леонтьева

— Сегодня с вами Анна Леонтьева, у нас в гостях священник Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области. Не уходите от нас, мы вернемся ровно через минуту.

священник Алексей Дудин

— Сегодня мы говорим, как всегда, о семье. С вами Анна Леонтьева. У нас в гостях священник Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира в городе Комунар Ленинградской области. Говорим о такой тяжелой проблеме, как зависимость в семье, говорим не первый раз, но, к сожалению, каждый раз какие-то новые аспекты этой тяжелой драмы выходят наружу. Я представила себе ситуацию, вот мы все время говорим про мужей, я представила себе ситуацию, когда не просто как-то высоко, как муж возлюбит жену, как Христос возлюбил свою церковь. Наша жизнь состоит из такой длинной череды дней, из длинной череды таких реальных бытовых каких-то вещей. И вот двое супругов живут вместе. Я сама просто на этой теме себя поймала. Живут вместе, и как бы всё хорошо, но только вместо изначальной вот этой вот уважения, влюблённости, постепенно появляется не у всех такое небольшое раздражение. И я как-то проанализировала, подумала, что оно, знаете, от чего? Вот тоже можете как-то со мной поспорить, от того, что ты же взял себе вторую половинку и взял уже такого человека, как он есть, ну, в большинстве своём уже воспитанного, сложившегося человека, но он начал очень сильно улучшать твою жизнь, и ты втянулся в этот процесс, и как бы тебе кажется уже естественным, что человек становится таким улучшителем твоей жизни. Ну вы понимаете, о чём я говорю? То есть то, что в нём было очень симпатично, стало раздражать. Вот он был спокойным, а теперь тебе кажется, ну что же он такой медленный? Он, не знаю, наоборот был страстным каким-то, динамичным. Ты думаешь, господи, ну как я могу угнаться за таким человеком? И это тоже какое-то разрушительное. Вот это вот раздражение, на котором часто себя ловишь, оно же как-то не от бога идёт, оно с другой совсем стороны.

священник Алексей Дудин

— Ну, если мы воспринимаем нашего супруга или супругу как оптимизатора своей потребительской функции, то то, о чём вы сказали, это неизбежно. Потому что то, что нам нравится вначале, через некоторое время просто надоедает, потому что мы хотим какого-то разнообразия, действительно какие-то достоинства, они вытекают в человеческие недостатки, а семья, по замыслу Божьей, это школа любви. А любовь всегда бывает тогда, когда человек готов относить немощи другого. Просто нужно к этому подходить уже сознательно. Для этого человек должен быть, ну как бы, к этому морально подготовлен. Знаете, вот мне в этом отношении довольно легко, потому что вот духовник моей супруги, он в казачьем соборе, он там отец Владимир, он такой, это вот надо понимать, казаки, люди такие очень серьёзные, могут и шашкой махнуть, вот, он жёнам, которые к нему приходили жаловаться, он говорил так, на то, говорит, и муж, чтобы ругаться.

Анна Леонтьева

— Ничего себе.

священник Алексей Дудин

— Ну да, но это так, шутка, я не призываю ни в коем случае наших мужей ругаться, а призываю к тому, чтобы мы научились стараться принимать не только положительные моменты, но и те моменты, которые являются немощами нашего супруга или нашей супруги, и нужно учиться эти моменты как-то экупировать. И по сути дела, если бы мы жили рядом с ангелом, и при этом были бы, ну, всецело, вот как сейчас общество потребления нам диктует только потребителями, вот и у ангельского терпения, и у ангельского смирения, мы при этом при всем сами бы перестали духовно развиваться. Мы же благодаря тому, что сталкиваемся периодически с друг с другом, мы благодаря этому проходим определенные уроки терпения, смирения, какого-то послушания, ну всё оно идёт одно к одному, потому что любящим Господа оно всё поспешит в благое. Даже те моменты, которые в нас раздражают при определённой грамотной переработке, они делают нас сильнее. И, собственно говоря, того человека тоже преображают к лучшему, потому что со временем происходит, если это действительно семья христианская церковь, происходит и взаимное исправление, взаимное дополнение и недостатков тех, которые есть, мы друг друга имеем, в которых друг друга мы терпим, носим, и тех достоинств, потому что, если, например, у меня супруга терпеливая, я могу у него поучиться терпению, да, там, а если у меня, например, есть какие-то организаторские способности, да, я ее там научил, она может сделать то тоже так же, сесть, там, какой-то список написать для того, чтобы там детям задание дать структурированное, для того, чтобы понять что, кого, в какое время там спрашивать. Поэтому здесь же мы друг от друга всё время что-то приобретаем, только или мы приобретаем какие-то негативные моменты, или мы приобретаем моменты позитивные, но они всегда связаны с работой над собой которая неизбежно которая неизбежно так устроен мир так устроена наши семьи что мы или потребляем или или или даруем что-то до друг друга поэтому чем больше мы друг другу даем тем крепче становится наша семья чем больше мы заточены на потребление тем быстрее истончаются наши отношения, и уже происходит то, о чем вы сказали, действительно, не дай бог, чтобы эта тенденция продолжилась, потому что даже мне трудно представить, да, вот с тем процентом браков, которые сейчас распадаются, что дальше будет у нас вообще с институтом семьи, поэтому очень важно, чтобы мы учились и брали пример именно с христианских наших героев в этом отношении. Недаром день Петра и Февронии у нас честуется как день семьи, недаром замечательно есть и другие примеры семейной верности и того счастья, которое может быть, если супруги живут именно христианскими ценностями.

Анна Леонтьева

— Ну да, без христианских ценностей я вообще смотрю, как вот можно сохранить брак, это настолько сложно, потому что я вижу, как распадаются браки, которые, ну, какие-то невероятно счастливые, с большим количеством детей, да, и, ну, к сожалению, какой-то дичайшей истории, почему это происходит. Ну, наверное, потому что семья — это последний оплот такой. Хотела такую немножечко тоже снести опять тему. Представляю себе ситуацию, знаю ситуацию, значит, мужчина знакомится с женщиной. Вот мужчина склонен, он не какой-то страшный такой запойный алкоголик, но он склонен к алкоголизму. И он влюбляется, они женятся, и он всё это время держит себя, вот как алкоголики это говорят, держится на зубах. То есть зубами так вцепился и повис. И в какой-то момент правда выходит наружу, он срывается, да хотя он не хочет этого. Были ли у вас такие ситуации, можете ли вы посоветовать что-то, что сделать, чтобы этого не случилось?

Ну такие ситуации, к сожалению, случаются сплошь и рядом. Здесь это бесконечно творческий процесс, потому что душа человека — это такая тонкая и многогранная субстанция, с которой надо очень работать мудро. Для некоторых действительно бывает очень важная такая внешняя мотивация. Если ты хочешь быть со мной, то, пожалуйста, чтобы я даже никогда и не слышал, и не видел, и не знал, что ты даже приблизился к этому пойлу. Не на праздник, никогда. Если у человека это проблема, то единственная норма алкоголя для него может быть абсолютной ноль. Причём даже нельзя пить безалкогольное пиво, потому что если такая уже беда в жизни случилась, то ни в коем случае нельзя даже мысленно себе позволять и какие-то вот такие ассоциативные ряды, триггеры запускать в своей жизни. Конечно же, здесь нужно, чтобы сама супруга, если мы говорим про супруга, мы как-то в основном, да, исходим из того, что мужья чаще выпивают, но, к сожалению, бывает наоборот. И вот с женским алкоголизмом это вообще особая тема. Вот у нас, так я немножко переключусь, у нас обычно в нашем реабилитационном центре, он у нас насмешан где-то одна четвертая часть женщин и три четверти мужчин, потому что, во-первых, это хорошая пропорция для ведения реабилитации, а во-вторых, действительно, женщины реже пытаются сами из этого вылезти. Это действительно величайшая трагедия. Недаром для детей и женщин во многих культурах употребление алкоголя, оно нулевое. И это правильно, это определённая техника безопасности, которая...

Анна Леонтьева

— Для женщин, у которых дети?

священник Алексей Дудин

— Нет, для женщин и детей.

Анна Леонтьева

— А, для женщин и детей.

священник Алексей Дудин

— Женщины и дети не пьют. То есть женщины к детям приравниваются. Ну да, в этом отношении, отчасти по нежности организма, потому что в зависимости есть такое, что чем дольше человек сохраняется от этих психоактивных веществ, тем более он потом сохранен, как уже сформировавшаяся личность, он меньше от этих веществ зависит. Но для женщин понятное дело, что тут касается момента, связанного с деторождением, с кормлением детей, уже родившихся, понятно. Поэтому женщинам лучше не пить вообще. Вообще, это такой спорный вопрос. Я помню, мы сидели в этой студии...

Анна Леонтьева

— С ужасом вас слушали.

священник Алексей Дудин

— С Александром Ананьевым, да, и он как раз...

Анна Леонтьева

— Продвигал идею хорошего вина.

священник Алексей Дудин

— Рассуждал, да, он, по-моему, да, ну как, говорит, я могу не выпить эту бутылку замечательного абхазского вина, да, как он это, как сказать, да. И действительно, в этом отношении, если вы хотите быть вне зоны риска, вы можете полно... имейте полное право не пить вообще, да. Но если всё-таки у вас рядом есть зависимый человек, или у вас у самого есть эта проблема, то это требование, эта рекомендация превращается в категорическое требование. Вот нельзя и всё. Если тебе можно, а рядом с тобой человек, который от этого страдает, то ты не должен вообще даже ему напоминать об этом и не пить. И поэтому вот...

Анна Леонтьева

— Это возвращаясь к нашему влюбленному мужчине, который завязал.

священник Алексей Дудин

— Который завязал, и, соответственно, уже если супруга его хочет сохранить, пусть она его не вводит на те дни рождения, где происходят такие возлияния. Пусть она его вводит уже на отрезок.

Анна Леонтьева

— Как строго.

священник Алексей Дудин

— А куда деваться? А куда деваться? Это такая проблема, которая действительно может погубить и самого человека, и его семью. И пьяница в доме, великое горе всей семье. Поэтому, а что поделать? Вот тут техника безопасности уже, приходится принимать такие ограничения. Поэтому тут уже ничего не придумаешь. Строго, строго, но зато это строго спасает жизнь. Сколько строгостей в нашей жизни вообще являются спасительными. Вот хочется мне на красный свет идти, а нельзя, строго нельзя, задавить могут. Ну и таких ограничений у нас очень много, которые действительно спасают жизни человеческие. Я думаю, что вот здесь, если рядом с вами пьющий человек, то здесь тоже ограничение должно быть абсолютным. Но это всё человек должен знать, и узнать об этом он как раз может, если он придёт в общество тех людей, которые эту проблему решают, в общество созависимых, если он будет держать связь между ними, советоваться, и научиться от них и к Богу обращаться как к высшей силе, которая может в любой момент помочь. И в этом отношении слова апостола «блюдите, как опасно ходите, потому что дьявол, как рыкающий лев, рядом с вами ищет, кого поглотить», вот к человеку зависимому эти слова они возводятся в степень, да, они становятся к нему еще более применимы и ну действительно так страшно страшно ответственно ответственно но несмотря на то что бог нас ведет к свободе но путь к этой свободе и проходит через разумные самоограничения. Вы помните вот самый такой яркий главный первый пример воспитания рода человеческого, когда Господь в саду райском дал человеку заповедь «не трогай, не ешь, не вкушай». Вот вроде что жалко что ли? Нет, не жалко, но вот человек должен понимать слово «нельзя», и без этого слова нельзя, нет развития человеческой личности, и человек, если хотите, без таких ограничений никогда не обретет своей собственной личной нравственной свободы. И это очень важно.

Анна Леонтьева

— Напомню, что у нас в гостях священник Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области. Вот мы говорим много про ограничения, про вот нельзя, но люди, которые побороли в себе эту зависимость, и я общалась с такими людьми, они же говорят о великой степени свободы, которую они приобретают из-за того, что вот себе отказывают. Получается так, что эта свобода... Вот мне так и говорила женщина, излечившаяся от алкоголизма, она сказала, что трезвость — это свобода. Мне просто очень запомнились её слова, это так здорово.

священник Алексей Дудин

— Да, это действительно так, и более того, то, что алкоголь или наркотики отобрали от человека при воздержании, человек возвращается. Я помню слова моего выздоравливающего реабилитанта, который мне позвонил, и со слезами, вот такими сердечными слезами, он сказал, батюшка, я понял, что я могу скучать по своей матери, по своей сестре, да, я могу, у меня, кажется, опция, я любить могу, я скучать могу, вот то они заново как бы открывают весь мир, который у них пытались похитить и отобрать. Но в этом мире есть свои правила и свои ограничения, и это нормально, это естественно, и в этом отношении человек, который способен ограничивать себя сам и разумно, он имеет гораздо большую степень свободы, чем тот, кто идёт на постоянном поводу своих собственных страстей.

Анна Леонтьева

— Программа вот уже в последней четверти, и в этой четверти я хотела задать тоже такой конкретный вопрос, очень грустный, потому что тема не самая весёлая. Мы говорим всё время о мужьях, да, что вот мужья. Но есть такое явление, может быть, вы тоже с ними знакомы, когда такой состоятельный господин, состоявшийся, состоятельный, в первую очередь финансово состоятельный, берёт себе жену как украшение своей жизни. И вот тут есть тоже та самая угроза того, что человек, который ничего не значит, является таким аксессуаром, начинает пить. Я знаю такие семьи, которых даже знаю жён, которых мужья высылают просто в другую страну, в роскошной какой-нибудь шубе или купальнике, в прекрасные условия, но они сидят и попивают, потому что им очень грустно. Как вы прокомментируете эту ситуацию?

священник Алексей Дудин

— Ну, то, что праздность, мать, но некоторые говорят, что праздность это мать всех пороков, я бы не сказал, что это мать всех пороков, но очень многих. Действительно, когда у человека нету миссии, нету служения, нет трудностей в этой жизни, он начинает падать, он начинает деградировать и становится более подвержен всем страстям и тем искушениям, которые для человека, обременённого какими-то жизненными трудностями, они действительно его и не прикасаются, некогда ему, ему надо трудиться, надо детей своих поднимать. Он даже думать не будет о греховном, потому что у него в этот момент все думы, мысли, его усилия направлены на решение каких-то насущных, нужных проблем, на его созидательный труд, на решение тех задач, которые перед ним стоят. И в этом отношении, конечно, это касается не только тех жен, которые, как вы сказали, взяли как украшение, но и касается и тех детей, которые вырастают в богатых семьях, которые получают всё, что они хотят сразу по первой просьбе, которые имеют очень большой денежный достаток и, соответственно, имеют такую некую иллюзию о том, что они привилегированы, защищены перед законом, перед его действием, перед обществом. В этом отношении это великая беда, когда у человека нет трудностей и лишений, потому что именно мужественное преодоление этих трудностей и лишений делает человека человеком. И не просто преодоление на зубах, а вот именно такое преодоление, которое проходит вместе с живым Богообщением. Потому что вот мне трудно, я делаю сам всё, что могу, а дальше говорю, Господи, а вот теперь ты мне помоги, да, у меня что-то не получается, я стараюсь к этому, стремлюсь, я молюсь, и вот с Божьей помощью я это дело преодолеваю. И тогда действительно, ну, человек развивается должным образом, и вот те пороки, о которых мы говорим, зачастую даже не прикасаются этого человека. Поэтому надо смотреть, какого счастья мы хотим нашей жене, какого счастья мы хотим нашим детям, кем мы хотим, чтобы они выросли. Хотим ли мы, чтобы они были жизнеспособными, или хотим им создать вот те какие-то райские условия, которые, в общем-то, в рай, к сожалению, не ведут. Это действительно такой очень важный момент, поэтому можно вспомнить наших государей-императоров, которые даже вот говорили, что мне, говорит, фарфор не нужен, мне нужны нормальные русские дети. И гоняли, и гоняли, несмотря на то, что царствующие особо были, заставляли делать все, и простые какие-то работы, и такой объём учёбы, который зачастую заставлял людей мобилизоваться и трудиться от зари до зари, прямо это очень полезно для созидательной такой творческой деятельности и возрастания души человека.

Анна Леонтьева

— Но это вообще такая парадоксальная тема, вот царские дети, которых вы упомянули, которые действительно трудились, трудились прямо не на шутку. И это как это для отдельной программы темы. И вот те самые дети, которые сами чего-то достигли, стараются обеспечить очень комфортное и безбедное существование. И вот это слово «комфорт», которое вообще такое очень опасное состояние, оно как раз и приводит к каким-то... То есть мне психолог сказала такую фразу, что, ну, типа, их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть. И тогда она говорит, ребёнок начинает бороться, имеется в виду уже подросток, бороться с самим собой, ему обязательно надо бороться. И если ему не за что бороться во внешней жизни, он начинает бороться с самим собой. Ему обязательно надо бороться. И если ему не за что бороться во внешней жизни, он начинает бороться с самим собой. И вот как раз начинаются наркотики, ну, у детей это в основном наркотики, там они курят, что-то колятся, и так далее. Какие-то социальные запои тоже есть такое, да, понятие социальные запои, я тоже его не знала. И вот, собственно, вот ребёнок себя наказывает. Это бывает в других каких-то формах. Бывает, что ребёнок становится просто очень толстый и не встаёт с постели, потому что у него просто начинается такая депрессуха внутренняя, недиагностированная.

священник Алексей Дудин

— Да, но это всё начинается потому, что человек не знает Бога, ведь самое большое знание, самое глубокое знание, самое большое богатство, которое человек может передать своему ребёнку, это знание и богатство о Господе. Но это знание не передаётся теоретическим образом, оно, как правило, передаётся своим собственным личным примером, и это знание передаётся вот таким живым и церковным отчасти опытом, да, почему мы вводим детей в храмы, вроде бы, может быть, кого-то спросить, а у нас же дети вроде свободные, почему, может, они хотят дома лучше сидеть и играть там в видеоигры?

Анна Леонтьева

— Выспаться в воскресенье.

священник Алексей Дудин

— Ну, выспаться, да, в воскресенье нет. Вот они и идут всё равно в храм, мы их ведём в храм, хотя зачастую знаем, что люди потом, бывает, вырастают и в храм не ходят. Но тут надо понимать, что ребёнку надо дать этот пример. Любой человек свободен, но показать человеку дорогу к Богу, дорогу в храм мы должны, потому что это полпути, это пол его пути к Господу, потому что если он знает, как к Богу идти, как к Богу молиться, как в храм зайти, как обратиться, как помолиться, это уже его такой великий духовный опыт, которого от него потом уже, в общем-то, никто не отнимет. Очень важно здесь, конечно, не перегнуть палку, потому что вот я, например, видел примеры и такого негативного излишней родительской опеки, я помню, я еще...

Анна Леонтьева

— Православной, да?

священник Алексей Дудин

— Да, православной. Мне, наверное, лет 18 было, я был в храме Владимирской иконы Божьей Матери на Владимирской площади, и при мне мама, значит, отчитывала своего там 10-летнего сына за то, что он перед исповедью читал книжку. И вот, значит, она так громко при всех там на него ругалась, что ты всё... А я гляжу и вижу по глазам парня, что она не достигает её слова цели, у неё нету стыда, у неё нету понимания, у него есть только некое такое отторжение, и это на самом деле такое великое искусство воспитания, чтобы нашим детям рассказать что-то доброе о Боге, но при этом палку не перегнуть, да, тут по-разному бывает, ну вот, например, мы с детьми, когда молимся, у нас наши правила утренние и вечерние, ну буквально там составляет 3-5 минут, да, чтобы, ну, правда, при этом понимаете, что там кто-то бегает, кто-то ползает, старшие уже стоят, поют, это такое определённое живое действие, но вот тут главное избежать формализма, потому что убивает вот именно такой формальный подход, и невозможно человека заставить верить в Бога, да, но можно его вполне себе понудить, что-то доброе прочитать. Дальше уж как он будет этим распоряжаться, это Бог весть, да. Вот мы всё сейчас как-то вот, слава Богу, много читают сейчас Антония Сурожского, вот он как раз тоже примеры своей жизни приводил, что он, например, прочитал Евангелие именно как из чувства того, что сопротивление, вот ему там громко там отец Сергий не давал спать, а рассказывал, нет, я вот сам пойду, разберусь, и вот он из такого сопротивления прикоснулся к этому и был пленён.

Анна Леонтьева

— И тут же увидел Христа.

священник Алексей Дудин

— Да, словами Христа и той красотой, которая в Евангелии есть. Поэтому вместе с детьми понудить их, вместо того, чтобы смотреть мультики, прочитать Евангелие, вникнуть в него, это вполне можно. Но уже наказывать там детей за какое-то неточное исполнение, за какую-то недостаточную строгость вычитывания правил, это явно не стоит.

Анна Леонтьева

— Ну да, такое, знаете, я тоже часто... Может, я сама, как и делала ошибки, в них каюсь очень перед детьми, ну, внутри себя, во всяком случае, но когда из бога делают товарища милиционера, тоже мне так очень грустненько. Вот если ты пойдёшь, то он тебя...

священник Алексей Дудин

— Это, кстати, категорически запрещено не только по отношению к детям, но и по отношению к взрослым. Говорить, что тебя Бог накажет, ну это вверх безумие. Во-первых, это ни разу не про любящего Бога, потому что Бог наказывает не в том плане, что он мстит, а в том плане, что он указывает, и в том плане, что он указует и научает, и исправляет человека по своей любви. Во-вторых, ну а кто мы такие, чтобы предписывать Богу, кого и как наказывать? Ну это же сколько надо действительно иметь такого безумного дерзновения, чтобы такие речи произносить и по отношению к детям, и по отношению к другим людям, да, поэтому Бог никого не наказывает в плане мести, Бог только всех, в общем-то, любит и ждет, когда человек начнет исправляться и уже дает ему те условия, которые, в общем-то, для этого необходимы, и в этом отношении в рамках нашей передачи я хотел бы еще сказать один тоже такой важный момент. Мои знакомые, которые избавились от этой от страсти от этого пьянства от наркомании они свидетельствовали следующее, что пройдя этот путь благодаря тому что не этот путь прошли благодаря тому что они впали вот в эту немощь они обрели Бога пусть это не прямой путь к Богу, и не самый правильный, не самый безоблачный, но это тоже может быть путём Господу, и в этом отношении, заканчивая нашу передачу, я хотел бы сказать, чтобы никто не вздумал унывать, даже если рядом с вами находится зависимый человек с Господом, возможно, его исправление, и любящим Господа даже такая страсть тяжелая может поспешествовать во благое и исправить его жизнь и дать ему жизнь вечную. И в этом отношении, как я обещал, да, пожалуйста, вот запишите, запомните телефон 8-931-360-20-22. Это телефон нашего реабилитационного центра. Если у вас есть такая беда, не сидите с ней одни. Обратитесь к знающим людям, вам помогут, вам подскажут, где в вашем ближайшем городе можно обратиться, и как эту беду действительно, благодаря помощи Божией, преобразить в новую победу, в новое становление Церкви Христовой вашей семьи. Дай Бог, чтобы такие преображения происходили как можно чаще.

Анна Леонтьева

— Отец Алексей, замечательно закончили программу. Это очень важные ваши слова о том, чтобы не унывать, и что Господь делает 100 шагов навстречу, когда ты делаешь один. Напомню, что с Вами была Анна Леонтьева. У нас в гостях священник Алексей Дудин, настоятель храма Святого равноапостольного Великого Князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области. Спасибо огромное за очень важную и полезную беседу.

священник Алексей Дудин

— Спаси, Христос.

Анна Леонтьева

— Всего доброго.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем