Известный предприниматель из династии купцов Бахрушиных, создатель московского литературно-театрального музея Алексей Бахрушин и его супруга Вера прожили в счастливом браке 35 лет, у них родилось трое детей.
Алексей Бахрушин и Вера Носова познакомились в 1895 году в Москве. Судьбоносная встреча произошла на костюмированном балу в доме общих знакомых. 29-летний Алексей сразу заприметил красивую и статную Веру. Он полюбил её с первого взгляда. Девушка в свою очередь была очарована обаятельным и весёлым Алексеем. Весь вечер они не отходили друг от друга.
Через пару недель молодой купец и выпускница гимназии встретились вновь уже на ледовом катке. Именно там Алексей признался Вере в своих чувствах и сделал предложение. Девушка согласилась.
В апреле 1895 года молодые люди поженились. Сразу после торжества они уехали в свадебное путешествие по Европе. Во время поездки Алексей часто рассказывал супруге о своём увлечении. Он собирал коллекцию вещей, связанных с историей русского театра. И однажды признался жене, что мечтает о создании театрального музея, в который смог бы прийти бесплатно каждый желающий. Вера вдохновилась идеей мужа и предложила ему свою помощь.
Вернувшись в Москву из Европы, Бахрушины поселились в небольшой квартирке. Днём, пока Алексей работал на фабрике отца, Вера хозяйничала по дому. А по вечерам она занималась коллекцией мужа. Распределяла по тематике и хронологии экспонаты будущего музея.
В 1896 году у супругов родился первенец Юрий, затем сын Александр и дочь Кира. Вера полностью посвятила себя воспитанию детей, в этом она видела своё главное предназначение. Алексей продолжал заниматься семейным делом отца и параллельно искал экспонаты для будущего музея. Нередко во время поездок ему приходилось надолго оставлять родных. Но Вера Васильевна понимала важность дела, на которое Алексей Александрович тратил так много сил и времени.
В доме всегда с нетерпением ожидали возвращения главы семейства. Вера устраивала праздничный приём, дети с радостью помогали матери. А после ужина все вместе разбирали привезённые Алексеем театральные экспонаты.
Со временем коллекция Бахрушиных выросла настолько, что супруги приняли решение сделать её общедоступной. И в 1913 году они передали свой Литературно-театральный музей в дар государству. Алексей Александрович стал директором музея, на этом посту он оставался до конца своих дней.
Алексей скончался в 1929 году. Вера тяжело переживала уход мужа. Но поддержка детей и общее дело, которым жили супруги, придавало ей сил. Она до конца своих дней боролось за сохранение музея, его не раз собирались закрыть. Но Вере Васильевне всё же удалось сделать так, чтобы детище Алексея Александровича жило и сегодня.
Ирина Токмакова. «И настанет веселое утро»: «О пустом времени»

Фото: PxHere
Есть у писательницы Ирины Токмаковой детская повесть «И настанет весёлое утро». Её героиня, маленькая Полина, совершает путешествие в прошлое. Зачем? Чтобы вернуть в дом утраченную радость. А помогает ей подруга — звезда по имени Ая.
По дороге Полину и Аю ожидает несколько удивительных встреч. Об одной из них у нас с вами и пойдёт речь. Подруги подходят к поезду, который должен отправить их в прошлое и смотрят, как Машинист, по имени Шкандыба, грузит на поезд ящики, наполненные временем, — минутами, часами, днями.
Оказывается, что весят ящики по-разному. Одни необычайно легки, другие — едва поднимешь. Попусту потраченное время, поясняет Шкандыба, это очень тяжёлая вещь, можно сказать, неподъёмная. А вот лёгкие ящики заполнены нужным, полезным, добрым временем.
Попусту потраченное время тяготит душу. А что, если в ящике, помимо пустого времени, кроется ещё что-то? Маленькая трусость — или небольшая подлость — или крошечное предательство? Совсем маленькие, конечно, но вот в чём дело: маленький грех всё равно остаётся грехом и давит на сердце.
Святитель Николай Сербский, известный подвижник и богослов двадцатого века, пишет: «Бывает, что есть много мелких грехов и проступков, которые человек считает незначительными и не исповедуется, не кается в них. Словно паутина, опутывают они сердце и свивают гнездо для тяжкой печали».
Как избавиться от тяжести потраченного попусту времени, выбросить ящики Шкандыбы, смести душащую паутину? На этот вопрос можно ответить словами святителя Николая Сербского: «Исповедь проветривает и очищает дом души, и войдёт в него свежий и здоровый воздух от Духа Божия».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли» — «Полнота жизни»

Фото: PxHere
Все мы стремимся обрести полноту жизни. Но как её обрести? Этим вопросом задаётся Энн Ширли, главная героиня цикла книг, написанных канадской писательницей Люси Монтгомери.
В одной из повестей этого цикла под названием «Энн из Эйвонли» семнадцатилетнюю сироту Энн, которую в детстве удочерили фермеры Катберты, ждёт новое испытание. Несмотря на полученную стипендию, ей не удастся поехать в колледж, поскольку воспитавшая её Марилла теряет зрение. Энн придётся остаться на ферме и стать — по крайней мере на один год — всего лишь сельской учительницей. Энн горюет — ей кажется, что она уже никогда не сможет выбраться на широкий путь.
Миссис Аллан, лучший друг девушки, утешает её, говоря: «Не горюй слишком сильно. В конце концов, Энн, не то, что ты берёшь у жизни, делает её богатой и полной, а то, что ты в неё вкладываешь. Жизнь может быть тесной, а может быть широкой. Но мы сами делаем её такой».
В сто восемнадцатом псалме царя и пророка Давида есть слова о том, что полнота жизни определяется исполнением воли Божьей: «Буду ходить в широте, ибо я взыскал заповеди Твои».
Исполнение заповедей Божьих не лишает человека свободы а, напротив, выводит его на духовный простор. Это и есть та полнота жизни, о которой говорит героиня повести Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Марфо-Мариинский женский монастырь — Владивосток

Фото: Piqsels
Ансамбль Марфо-Мариинского монастыря появился во Владивостоке в конце девятнадцатого века как архиерейское подворье. Комплекс зданий в живописной долине реки Седанки построили для первого епископа Владивостокской епархии, Евсевия (Никольского). Рядом с домом архипастыря возвели церковь, посвящённую его небесному покровителю — священномученику Евсевию Самосатскому, а также храм-часовню во имя Александра Невского. При подворье отрылись церковно-приходская школа и учительская семинария для подготовки преподавателей.
Святитель Евсевий возглавлял Церковь во Владивостоке почти двадцать лет. За это время в епархии было построено сто семьдесят храмов и начало действовать более ста образовательных учреждений. С благословения владыки на Дальнем Востоке учредили Камчатское православное братство. Благодаря этой организации дети коренных северных народов обучались грамоте и ремёслам. В таёжной глубинке появились больницы с бесплатными лекарствами.
В 1917 году Евсевий (Никольский) отправился в Москву, чтобы принять участие во Всероссийском поместном соборе. Вернуться на Дальний Восток владыке помешали революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война. Архиерейское подворье на реке Седанке безбожные власти национализировали. На территории комплекса в разные годы размещались школа для малолетних преступников, кинотеатр и ремонтные мастерские.
В 1989 году архитектурный ансамбль, созданный епископом Евсевием, вернули Русской Православной Церкви. Здесь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая вскоре была преобразована в женский монастырь. Его насельницы с помощью благотворителей восстановили и отреставрировали здания архиерейского подворья.
Возродили сестры Марфо-Мариинского монастыря и традиции милосердия, заложенные при владыке Евсевии (Никольском). Монахини посещают пациентов «Приморской детской туберкулезной больницы», «Дома ветеранов и пенсионеров», клинической больницы № 2 Владивостока, ухаживают за больными на дому и оказывают молитвенную помощь всем, кто об этом попросит.
Все выпуски программы ПроСтранствия