
Фото: Rachael Crowe/Unsplash
В октябре 1892 года газета «Ростовские-на-Дону известия» опубликовала небольшое стихотворение, посвящённое памяти поэта Кольцова. Публикация получила массу положительных отзывов, и редколлегия решила попросить у автора для печати ещё какой-нибудь материал. Однако найти его сотрудникам газеты удалось не скоро: выяснилось, что автор оказался в Ростове случайно, проездом. Не имея семьи и пристанища, он с самого детства бродяжничал и странствовал по городам и весям в поисках заработка. Но дотошные газетчики разыскали одарённого дебютанта и убедили не зарывать свой талант в землю. Так в русской литературе появился писатель Алексей Свирский. Среди многих его произведений современному читателю наиболее известна повесть под названием «Рыжик».
Книгу с полной уверенностью можно назвать автобиографичной. Скитания главного героя — мальчика-сироты Сашки по прозвищу Рыжик — почти буквально списаны с реальной жизни автора. Совпадает даже география повествования. Поэтому опыту и выводам писателя можно безоговорочно верить.
Повесть Алексея Свирского «Рыжик» — произведение довольно крупное, но при этом удивительно динамичное. События в нём развиваются стремительно и захватывающе. А начинается оно с того, что жители деревни с говорящим названием Голодаевка, Аксинья и Тарас, ранним утром находят у себя во дворе умирающую нищенку с трёхмесячным младенцем. Женщина не доживает до приезда врача и полиции. Младенца забирают себе бездетные Тарас с Аксиньей, крестят и называют Александром. А в домашнем обиходе зовут Рыжиком за огненную шевелюру.
И всё же судьба Рыжика складывается так, что ему придётся узнать голод и нищету, бродяжничать и драться за кусок хлеба. Но храня в глубине души память о том, что когда-то люди были к нему добры, Сашка не теряет человеческого облика, не озлобляется, и даже в своём незавидном положении стремится помогать людям — дальней родственнице Дуне, случайно встреченному нищему фокуснику по кличке Полфунта...
Книгу Алексея Свирского можно назвать одновременно и приключенческой повестью, и литературой воспитания. Она идеально подходит для семейного чтения. «Рыжик» поможет детям и взрослым найти общие темы для разговора и вместе поразмышлять о важном и вечном.
Как не обижаться на духовника. Клим Палеха
Однажды мне позвонил духовник и попросил финансово помочь в восстановлении храма. У меня самого в тот момент с деньгами были трудности. Пришлось отказать. Батюшка не стал спрашивать о причинах моих проблем и повесил трубку. Признаюсь честно — это смутило.
Через несколько часов он перезвонил и извинился. Оказалось, что наш разговор прервался из-за срочного дела батюшки. Я же, за это время успел осудить своего духовника и заподозрить его в корысти. Особенно стыдно стало, когда, расспросив о моих проблемах, он сам предложил помочь.
— Батюшка, я о Вас плохо подумал — признался я ему. Как бы впредь избежать таких помыслов?
Он принял это доброжелательно и поделился своими истинными мотивами.
— Мне от тебя не только ведь деньги нужны были, а чтобы ты сделал то, что приблизит тебя к Богу, — сказал батюшка и добавил, — всегда надо помнить, что первостепенной задачей дьявола является разлучение священника с его духовным чадом.
Позже у Преподобного Феодора Эдесского я прочитал такие слова о духовнике:
«Не будь судьею дел отца твоего... Демоны начнут указывать тебе на недостатки его, чтоб оглушить уши твои для уроков его... или одними помыслами неверия расслабить тебя и разленить ко всякому виду добродетели».
После того, как батюшка попросил помочь храму и прервал разговор, я должен был задуматься, почему меня это смутило? Но вместо этого стал осуждать и подозревать. То есть, принял вредные помыслы, согласился с ними.
Правильный ход мыслей неизбежно привёл бы меня к осознанию собственных грехов. В данном случае — эгоизма и мнительности. Они могут испортить отношения со священником. Важно их вовремя заметить и пресечь.
С того момента, слова или действия духовника, которые меня смущают, я воспринимаю, как повод посмотреть в себя, найти свою болезнь.
Но, если и это не помогает, прямо обсуждаю это с духовником. Так и говорю: «Батюшка, меня смутило то-то и то-то...», — и мы разбираемся вместе.
Главное помнить, что Господь посылает испытания не для того, чтобы выбить нас из колеи, а чтобы избавить от страстей. Наша задача — увидеть их и сделать правильные выводы.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема







