— Дядя Андрей, давай ещё погуляем по Москве! Я так люблю вечернее освещение на Красной площади!
— Да, племянник, от этих огней становится радостно на душе. Давай пройдёмся вдоль Кремля.
— А как ты думаешь, главная задача иллюминации — разогнать темноту или создать красоту?
— И то, и другое, как тут можно разделять! А еще это способ выразить любовь к родным местам, подчеркнуть важность какого-то события. Сейчас я тебе покажу, к примеру, как сияла Москва в день коронации императора Александра Третьего. Набираем в интернете запрос... Вот, смотри — это картина Алексея Боголюбова «Иллюминация Кремля».
— Ого! Кремль сияет в ночи, словно праздничный торт! Все его башни блистают как свечи! Колокольня храма Ивана Великого как будто высечена из светящегося материала, она буквально лучится!
— А ты обрати внимание на мощный луч прожектора, который пронизывает темноту над Москва-рекой — можно разглядеть и плывущие лодки, и дома на противоположном берегу.
— Неужели в то время, когда была написана картина, электрическое освещение использовали уже с таким размахом? Это ведь девятнадцатый век?
— Да, 1883 год. Электрические лампочки появились ещё раньше, в конце семидесятых. Новинку использовали сначала осторожно, в порядке эксперимента. А к коронации Александра Третьего придворные инженеры подготовили вот такую фантастическую иллюминацию — между прочим, первую в мировой истории.
— Но ведь иллюминацию устраивали и раньше.
— Устраивали, но с помощью свечей, масляных ламп и бенгальских огней. А электрический праздник света впервые состоялся именно в день восшествия русского государя на престол. Иллюминация подчеркнула важность коронации, которой народ ожидал два года.
— А почему так долго ждали коронации?
— Предшествующий император, Александр Второй, как ты, наверное, знаешь, погиб от рук террориста в марте 1881 года. Его сын и наследник был настолько потрясён этой трагедией, что месяц за месяцем откладывал своё торжественное восшествие на престол. Чем заставил поволноваться и придворных, и министров, и простой народ.
— А почему люди волновались? Александр Третий два года успешно управлял страной, если можно так выразиться, без короны. Что должно было измениться после его официального вступления на престол?
— Коронация, — это не просто официальная церемония, а церковный чин, в котором архиерей от лица всего народа просил у Христа благословения для царя. Можно сказать, что во время коронационного богослужения император и его подданные заключали союз перед лицом Бога. Это был праздник для людей всех сословий.
— А иллюминация отражала общую радость.
— И умножала её! Народ подхватил идею праздничного освещения. Те, кто побогаче, украшали свои дома электрическими лампочками. Менее состоятельные использовали фонарики со стеариновыми свечами и газовые горелки. Улицы города были залиты светом. Да что улицы! На картине Алексея Боголюбова мы видим, что даже лодки, плывущие по Москва-реке, сияют огнями.
— Я бы с удовольствием взглянул на эту картину. Не знаешь, где она находится?
— Не близко, племянник, — в сердце Сибири, в городе Омске. Но мы с тобой, надеюсь, когда-нибудь там побываем, чтобы увидеть живописное свидетельство одной из ярких страниц русской истории.
«Картину Алексея Боголюбова „Иллюминация Кремля“ можно увидеть в Омском областном музее изобразительных искусств имени Михаила Врубеля».
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица