— Дядя Андрей, давай ещё погуляем по Москве! Я так люблю вечернее освещение на Красной площади!
— Да, племянник, от этих огней становится радостно на душе. Давай пройдёмся вдоль Кремля.
— А как ты думаешь, главная задача иллюминации — разогнать темноту или создать красоту?
— И то, и другое, как тут можно разделять! А еще это способ выразить любовь к родным местам, подчеркнуть важность какого-то события. Сейчас я тебе покажу, к примеру, как сияла Москва в день коронации императора Александра Третьего. Набираем в интернете запрос... Вот, смотри — это картина Алексея Боголюбова «Иллюминация Кремля».
— Ого! Кремль сияет в ночи, словно праздничный торт! Все его башни блистают как свечи! Колокольня храма Ивана Великого как будто высечена из светящегося материала, она буквально лучится!
— А ты обрати внимание на мощный луч прожектора, который пронизывает темноту над Москва-рекой — можно разглядеть и плывущие лодки, и дома на противоположном берегу.
— Неужели в то время, когда была написана картина, электрическое освещение использовали уже с таким размахом? Это ведь девятнадцатый век?
— Да, 1883 год. Электрические лампочки появились ещё раньше, в конце семидесятых. Новинку использовали сначала осторожно, в порядке эксперимента. А к коронации Александра Третьего придворные инженеры подготовили вот такую фантастическую иллюминацию — между прочим, первую в мировой истории.
— Но ведь иллюминацию устраивали и раньше.
— Устраивали, но с помощью свечей, масляных ламп и бенгальских огней. А электрический праздник света впервые состоялся именно в день восшествия русского государя на престол. Иллюминация подчеркнула важность коронации, которой народ ожидал два года.
— А почему так долго ждали коронации?
— Предшествующий император, Александр Второй, как ты, наверное, знаешь, погиб от рук террориста в марте 1881 года. Его сын и наследник был настолько потрясён этой трагедией, что месяц за месяцем откладывал своё торжественное восшествие на престол. Чем заставил поволноваться и придворных, и министров, и простой народ.
— А почему люди волновались? Александр Третий два года успешно управлял страной, если можно так выразиться, без короны. Что должно было измениться после его официального вступления на престол?
— Коронация, — это не просто официальная церемония, а церковный чин, в котором архиерей от лица всего народа просил у Христа благословения для царя. Можно сказать, что во время коронационного богослужения император и его подданные заключали союз перед лицом Бога. Это был праздник для людей всех сословий.
— А иллюминация отражала общую радость.
— И умножала её! Народ подхватил идею праздничного освещения. Те, кто побогаче, украшали свои дома электрическими лампочками. Менее состоятельные использовали фонарики со стеариновыми свечами и газовые горелки. Улицы города были залиты светом. Да что улицы! На картине Алексея Боголюбова мы видим, что даже лодки, плывущие по Москва-реке, сияют огнями.
— Я бы с удовольствием взглянул на эту картину. Не знаешь, где она находится?
— Не близко, племянник, — в сердце Сибири, в городе Омске. Но мы с тобой, надеюсь, когда-нибудь там побываем, чтобы увидеть живописное свидетельство одной из ярких страниц русской истории.
«Картину Алексея Боголюбова „Иллюминация Кремля“ можно увидеть в Омском областном музее изобразительных искусств имени Михаила Врубеля».
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. Об истории Псково-Покровской иконы Богородицы

Сегодня 14 октября. Церковь чтит Псково-Покровскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Василий Гелеван.
Псково-Покровская икона Божией Матери явилась в 1581 году, и её чудесное явление связано с именем старца Дорофея. Дело было так, что возле городских стен уже стояли вражеские ополчения во главе со Стефаном Баторием, и, в общем, неминуемо угрожала городу гибель.
Когда что-то подобное происходило с Москвой, к примеру, люди сразу прибегали к молитве. Смоленск, Москва, Рязань, любые города — люди сразу прибегали к молитве Божьей Матери о заступлении. Потому и Россия называется уделом Божьей Матери, потому что есть потрясающий опыт, веками проверенный. Мы сразу молимся, и Богородица откликается, что есть эта обратная связь.
И вот тогда, в далёком XVI веке, в далёком от Москвы Пскове, люди русские пришли и помолились, причём начиная от архиереев и заканчивая вот этим кузнецом старцем Дорофеем. Люди искренне припали к Божьей Матери, со слезами просили избавления и получили его.
Матерь Божья, согласно видению, вошла в Покровскую церковь, потому и название иконы такое — Псково-Покровская икона Божией Матери.
Печерский монастырь мы все хорошо знаем. Уже оттуда пришла икона умиления, опять же, Божьей Матери, как подтверждение присутствия Матери Божьей и избавления.
Этот механизм работает и сегодня, и во все времена. Когда мы искренне просим Богородицу, она отзывается, приходит и помогает.
Все выпуски программы Актуальная тема